КПП "Верхний Ларс" начал убивать армян

Драма, вызванная в армянской экономике ситуацией на КПП "Верхний Ларс" на грузино-российской границе, продолжает развиваться.

Как сообщили армянские СМИ, вчера на КПП скончался житель оккупированных территорий Азербайджана. Сердце мужчины не выдержало многодневной очереди, и армянина постиг обширный инфаркт. К слову заметим, что, не будь оккупации, этот гражданин мог бы спокойно проехать в Россию через азербайджано-российскую границу. Но армянские политики загнали его на высокогорный КПП и фактически обрекли на смерть.

Тем временем председатель Союза отечественных товаропроизводителей Вазген Сафарян делает позитивные заявления. Временное закрытие проезда через контрольно-пропускной пункт "Верхний Ларс" из-за угрозы камнепада не повлияло на объемы экспорта из Армении в Россию, заявил он в понедельник журналистам, пишет АРКА. В то же время он признал, что из-за закрытия КПП "Верхний Ларс" многие экспортеры перевозили свой груз через паромную переправу, из-за чего цены на товары могут вырасти.

Однако рапортуя о достижениях, он не может скрыть своей тревоги. Потому что ситуация с закупоркой единственного сухопутного пути Армении на север приобретает все большую драматичность. Причем, происходит это чаще всего в период наиболее активных перевозок, когда зреет урожай, и армянские экспортеры мысленно подсчитывают вероятные дивиденды.

Именно поэтому в Армении сегодня все чаще говорят об альтернативном пути для армянских экспортеров, хотя плохо представляют себе, как начертить такой маршрут.

По мнению Сафаряна, альтернативными могут быть дорога через Цхинвали, трасса Север-Юг, строительство которой нужно ускорить, а также привлекать инвестиции со стороны других государств, например, Китая, а также железная дорога Армения-Иран, в строительстве которой очень заинтересован Иран.

"Есть еще один способ - построить тоннель на КПП "Верхний Ларс", что конечно очень дорого. Тоннель в 24 км и железную дорогу в 180 км пытались построить целых три раза, но все попытки провалились, сейчас нужно вернуться к данному вопросу, потому что Ларс - самая короткая дорога до России", - паникует Сафарян.

Заметим, что ни один из этих вариантов не станет спасением. Во-первых, потому что реализация данных проектов сопряжена с большими тратами, на которые Армения не способна. Во-вторых, потому что в каждом из указанных проектов армяне рассчитывают на страны, более заинтересованные в прокладке аналогичных маршрутов через платежеспособный и беспроблемный Азербайджан.

Видимо, понимая это, Вазген Сафарян приходит к выводу, что лучшим вариантом может стать открытие абхазского участка железной дороги. То есть ничего не надо строить, дорога уже имеется, и ее нужно только открыть. Но и тут судьба вряд ли улыбнется армянским перевозчикам. "Абхазы не хотят открыть эту дорогу, чтобы не иметь отношения с грузинами", - утверждает армянский эксперт, обманывая и себя, и журналистов, а через них - и читателей. Дело не в том, чего хотят абхазы, а в том, чего хочет Грузия. Чтобы дорога заработала, армянам недостаточно договориться с сепаратистами, нужно договариваться с грузинами, так как железная дорога проходит по оккупированным территориям Грузии.

Отметим, что проезд через "Верхний Ларс" закрыт из-за разрушения Военно-грузинской дороги в результате разлива Терека с 23 июня. С 6 июля проезд разрешается примерно с 6.00 до 20:00 для всех видов транспорта, а в вечерние и ночные часы КПП вновь закрывается из соображений безопасности.

Зульфугар Ибрагимов