Резолюция Европарламента - успех Азербайджана и знак отрезвления Европы

Интервью Day.Az с депутатом Милли Меджлиса Расимом Мусабековым.

- На днях Европарламент принял резолюцию по внешней политике и безопасности ЕС, в которую включены обязательства по поддержке территориальной целостности стран "Восточного партнерства". Что это значит для Азербайджана и можно ли включенные в документ формулировки считать определенным сигналом Армении?

- Резолюция Европарламента имеет стратегическое значение. Ее принятие знаменует отрезвление европейских политиков и понимание опасности заигрывания с сепаратизмом под либеральными лозунгами верховенства свободы и прав человека над важнейшим атрибутом современной государственности, такими, как территориальная целостность и недопустимость силового изменения границ.

Пока в Евросоюзе благодушно полагали, что сепаратизм для объединенной Европы это вчерашний день и можно без опаски высказываться в поддержку сепаратистов на периферии, а именно на постсоветском пространстве, в отношении карабахского конфликта, в бывшей Югославии, на Ближнем Востоке. Но с трудом "замороженный" кризис в Бельгии, остановленный, но продолжающийся будироваться выход Шотландии из Великобритании и, наконец, недавняя попытка сецессии Каталонии из Испании показали, что те, кто играют с пожаром сепаратизма, рано или поздно будут опалены им же.

Так что поддержка в резолюции территориальной целостности государств-членов программы "Восточное партнерство" знаменует принципиальный, поворотный момент в стратегии Евросоюза. Азербайджан от такого изменения выигрывает, а Армения - проигрывает.

- Европа, наконец, перестала отделять карабахский конфликт от других сепаратистских конфликтов. Что явилось толчком для этого?

- Мы ошибочно называем эти конфликты сепаратистскими. Процесс был зажжен, поддерживался и сохраняется в нынешнем состоянии извне. И в случае с Карабахом более приемлемым является понятие ирредентизм, то есть попытка присоединения частей одного независимого государства другим, причем с использованием военной силы, осуществления вторжения и оккупации.

Европейские политики в отношении армянской агрессии против Азербайджана проявляли снисходительность. Видимо, понимание опасности такого попустительства, а также очевидное присутствие за армянскими спинами других сил, плюс разъяснительная работа и дипломатические усилия Баку дали результат. Евросоюз, как и ранее НАТО перестал отделять карабахский конфликт от других конфликтов в странах "Восточного партнерства" и принципиально выступил за решения, основанные на приоритете территориальной целостности этих государств.

- Армения подписала соглашение с ЕС, но создается впечатление, что у Азербайджана больше точек соприкосновения с Европой, чем у Еревана. Вам так не кажется?

- Ереван подписал с Евросоюзом пустую бумажку, суть которой заключается в том, что армяне будут имитировать "европейскость" в обмен на увеличение на пару десятков миллионов евро ежегодных финансовых подачек. Армения находится под полным военным и экономическим контролем России, не обладает необходимыми для Европы ресурсами, а рынок этой страны, в силу ничтожности, не представляет интереса для европейских производителей.

Азербайджан как в силу располагаемых энергетических ресурсов, так и из-за выгодного геополитического расположения, обеспечивающего выход к Каспийскому морю, и через него в Центральную Азию, представляет большой интерес. Азербайджанский рынок - самый емкий и платежеспособный в регионе. Мы реализуем энергетические и транспортные проекты, обеспечивающие европейским потребителям диверсификацию нефте- и газоснабжения, а также транспортной доступности Каспия и Центральной Азии, минуя Россию и Иран. Одним словом, Армения является для Евросоюза потенциальным клиентом и просителем, к которому проявляют определенное внимание из-за ее принадлежности к христианству и ее этических лоббистов. Азербайджан же является довольно значимым партнером, с которым приходится строить отношения на основе учета и согласования взаимных интересов. Так что в отношениях с Евросоюзом Армению и Азербайджан даже не стоит сравнивать.

- С какими итогами завершает год карабахское урегулирование, на ваш взгляд?

- Армяно-азербайджанский диалог возобновлен. Это позитивно. Приведет ли этот диалог к прорыву в мирном урегулировании, сказать сложно. Чувствуется стремление Еревана вместо обсуждения субстантивных, то есть содержательных вопросов увести переговоры в плоскость укрепления режима прекращения огня и, в той или иной мере, к действиям, которые закрепят сложившийся в результате армянской агрессии и оккупации статус-кво. Баку однозначно дал понять, что в отсутствии реального прогресса в процессе урегулирования долго сохранить ситуацию "ни мира, ни войны" не удастся. Если державы-посредники не желают военных осложнений в регионе, то приложат усилия для обуздания аннексионистских аппетитов Армении, так как время для ее увещевания давно вышло.

Беседовала Лейла Таривердиева