Что такое "ИГ" и кому оно было нужно

Всего пару лет назад мировые СМИ буквально стращали прогнозами экспертов по поводу серьезных рисков, исходящих от террористической группировки "Исламское государство", и этот факт стал одной из составляющих в ближневосточной тематике.

В последнее время, в силу различных перемен в геополитике Востока все больше доминирует мнение о том, что "проект" под названием "ИГ" себя исчерпал. Определенно, это положительный факт, хотя понятно, что терроризм как одна из серьезных угроз человечеству, многолик.

О том, что террористическая группировка "Исламское государство" не просуществует и года, так как стремительно теряет доходы, территории и боевиков, заявили также эксперты группы Conflict Monitor при международной экспертной организации IHS Markit. По их оценкам, за последние три года, с момента, как был провозглашен "халифат", группировка потеряла 60% территорий и 80% доходов.

Выводы аналитиков подкреплены такими фактами: в январе 2015 года группировка контролировала 90,8 тысячи квадратных километров территории, в июне 2017 - уже 36,2 тысячи кв км, при этом только с начала 2017 года "ИГ" потеряло контроль над 40% территорий.

К слову, сравнительно недавно телеканал Sky News Arabia сообщил со ссылкой на минобороны Ирака, что террористы "ИГ" больше не контролируют ни один район Мосула, а накануне премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади назвал "концом игиловского лжегосударства" освобождение мечети Мосула.

В российском экспертном сообществе также есть убеждение о том, что "ИГ" как проект себя изжил, а для того, чтобы узнать о причинах и следствиях данного фактора, Day.Аz обратился с вопросами к компетентным экспертам.

Член Общественной палаты России, президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", известный российский политолог Георгий Федоров

С Востока в Африку

Конечная цель проекта "Исламского государства" - дестабилизация социально-политической, экономической и гуманитарной обстановки в арабских странах, имеющих перспективы для самостоятельного развития вне орбиты западной цивилизации, и необходимые для этого богатые природные ресурсы. Первоначальные цели и задачи этой организации ставят те же силы, что стояли за организацией революционной волны так называемой "арабской весны", прокатившейся по странам Ближнего Востока и Северной Африки. Поэтому не исключено, что в ближайшем будущем вооруженные формирования, объединенные в террористическую организацию "Исламское государство", могут быть задействованы и на территории африканского континента.

Учитывая хаос, которым до сих пор объята Ливия, а также наличие социальной базы для революционных настроений в Египте, Алжире, Тунисе и т.д., это вовсе не исключено. Тем не менее, многое будет зависеть все от тех же западных устроителей, от их внимания к этому региону. Почва для бесконтрольной деструктивной активности террористов в странах Северной Африки есть - нужна лишь искра и организаторские способности Вашингтона.

Глава Центра стратегического анализа Института инновационного развития, российский эксперт Андрей Иванов

Для чего был нужен "исламский терроризм"?

На мой взгляд, дело не в самом "ИГ", а в так называемом исламском терроризме как таковом. Раньше была "Аль-Каида", потом ее сменило "ИГ", но принципиально ведь ничего не изменилось. Да, у разных группировок несколько отличаются тактика и стратегия, но общий смысл их деятельности не меняется. Если говорить непосредственно про "ИГ", то существовать оно может еще долго.

Дело в том, что так называемое "Исламское государство" стало своего рода франшизой. Любая террористическая группировка могла назвать себя ячейкой "ИГ" и начать устраивать теракты. Связь террористов в Лондоне, Париже, Брюсселе, Берлине с "центральным руководством" в Ираке или Сирии была слабая. Разве что некоторые террористы прошли подготовку на Ближнем Востоке. Но в основном это были самостоятельные группы и даже террористы-одиночки, которые просто называли себя "игиловцами". И необходимо понимать, что рост числа терактов и расширение географии атак - это не результат существования самого "ИГ" в Ираке и Сирии, а отражение глубинных общественных процессов в мире.

Теперь о том, для чего могло быть создано "ИГ".

Сейчас в мире борются несколько тенденций. Есть проект модерна, рожденный в эпоху Просвещения. Но сейчас этот проект успешно развивается в Азии, а вот в Европе, где он зародился, угасает. На смену модерну приходит постмодерн, где размыты вообще всякие понятия о добре и зле. Но Запад хочет сохранить свое доминирующее положение. Как это сделать, если общество на глазах разлагается?

Выход был найден простой: навязать всем остальным проект контрмодерна, средневековой дикости. Вот для этого и нужен исламский терроризм. И так как борьба Запада за сохранение своего лидерства будет долгой, то и исламский терроризм будет распространяться, а под какими вывесками - не столь уж важно.

Российский эксперт Центра стратегической конъюнктуры (Москва) Михаил Чернов

Полгода - год?

Судя по темпам сворачивания, проект "ИГ" в его активной фазе просуществует полгода, год. "ИГ" ликвидируют, потому что отпала надобность в данной географической привязке. Необходимо расширение на другие регионы и, соответственно, ребрендинг. К этому приложили руку все, - и противники, и те, кто взращивал или по тем или иным причинам содействовал. "Проект" оправдал себя частично, но его время вышло. Идет ликвидация проекта "ИГ" с выводом и передислокацией самых ценных "активов". Частично боевиков "ИГ" "вывозили" из Мосула, теперь вывозят из Ракки. Поэтому нас ждет переформатирование проекта и, конечно, новое применение. Новая организация будет задействована гораздо шире географически - Средняя и Южная Азия, Европа, возможно, и Северная Африка.

Матанат Насибова