Кризис в России показал: Азербайджан все сделал правильно

Банк России недавно принял очередное (уже пятое в текущем году) решение о повышении ключевой ставки - на сей раз ее значение было повышено с 9,5 до 10,5 процентов. Ключевая (ее еще называют учетной) ставка - это проценты, под которые центральные банки предоставляют кредиты работающим в их стране банкам. Прилагательное "ключевая" отлично характеризует этот инструмент, который прямо влияет на размер ставок по кредитам для населения и бизнеса, а также инфляцию.
Так вот, российский ЦБ решил ее поднять. Такое решение - вполне ожидавшееся рынком - было ответной реакцией на продолжающееся падение рубля. В пресс-релизе по этому поводу Банк России косвенно признал, что меры, которые принимались им до сих пор для того, чтобы удержать рубль от падения, были бесполезны. Рынок, тем временем, ответил на это решение регулятора еще одним рывком вниз - доллар на бирже приблизился к отметке в 58 рублей, а евро и вовсе перевалил за 72.
Чуть более месяца назад рубль был отпущен в свободное плавание - в итоге курс вырос более чем на 10 рублей.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина, кстати, прокомментировала изданию Slon эту ситуацию, объяснив, что санкции, с которыми столкнулась РФ, и падение цен на нефть вызвали, цитирую, "перелет к фундаментальному уровню". Перелет этот, по ее словам, составляет от 10 до 20 процентов.
Получается, что фундаментально обоснованным курсом в РФ сейчас считается до 50 рублей за доллар. Своими словами Набиуллина фактически опровергла доводы президента России, который назвал главными виновниками обвала рубля спекулянтов. Очевидно, валютные спекуляции оказали не слишком серьезное влияние на курс российской валюты. Следовательно, не стоит ждать и быстрого оздоровления рубля.
Динамика цен на нефть (если говорить откровенно - их продолжающееся падение) может создать трудности для всех стран-экспортеров - в том числе и для Азербайджана. Но на практике решающую роль играют подготовленность правительства к ситуации, а также своевременность и адекватность ответных мер. В нашей стране правительство взяло курс на снижение зависимости от нефти еще несколько лет назад - задолго до июньского обвала цен. Политика индустриализации, инициированная Президентом Ильхамом Алиевым, переориентировала страну на развитие ненефтяного сектора. Благодаря этому Азербайджан будет - так же, как и сейчас - готов к любым будущим скачкам цен на энергоресурсы.
Если говорить о банковском рынке, то Центробанк Азербайджана повел себя гораздо более взвешенно, чем его российский собрат - достаточно сравнить действия двух регуляторов. С марта учетная ставка в РФ выросла с 5,5 до 10,5 процента - и это на фоне стагнации в экономике, санкций и крайне негативных прогнозов на будущий год.
А вот ЦБА, еще раз отмечу, в условиях продолжающегося экономического развития страны и прогнозов роста ВВП в 2015 году на 4,4 процента ее последовательно снижает. В мае ЦБА сбросил ее с 4,72 до 4,25 процента, а в конце июля и вовсе довел до 3,5 процента. Именно это, возможно, следовало сделать и Банку России - последовать примеру Азербайджана и общепринятой практике снижения ключевой ставки при снижении темпов экономического роста.
Снижение ставки должно сделать кредиты более дешевыми - следовательно, сразу за таким шагом должны предприниматься усилия по стимулированию кредитования реального сектора, производства, бизнеса. Все это ЦБА оперативно проделал - в результате избежав многих негативных последствий.
Российский регулятор пошел другим путем. Новые числовые рекорды курса рубля прекрасно показывают, к чему это привело. А точнее - не привело: Банк России уже повышал ключевую ставку на полтора процентных пункта в конце октября - с тех пор ему не удалось удержать ни инфляцию, ни курс национальной валюты. И никаких предпосылок к тому, чтобы в этот раз что-то пошло по-другому, нет.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре