"Христианское братство" против правды о Карабахе - о двойных стандартах Европы
!["Христианское братство" против правды о Карабахе](https://img.day.az/2021/02/12/800x550/eeeeee.jpg)
С приближением весны пробуждается не только природа. Уже с конца зимы, как правило, на международной арене начинают "распускаться" антитурецкие и антиазербайджанские инициативы. Чем ближе волшебная для всея армянства дата 24 апреля, тем шумнее становятся голоса в поддержку этого армянского мифа в Европе. Более ста лет, несмотря на доказанную фальшивость армянских претензий, этот вопрос муссируется, словно кто-то поставил целью покрыть признанием "геноцида армян" весь Европейский континент. Даже удивительно, что при такой истеричной армянской пропаганде и такой острой нелюбви к туркам и мусульманам вообще, в Европе еще остались страны, не поддавшиеся провокации.
Пока остались. Но их, по всей видимости, скоро не останется.
На днях депутат от фракции Христианский союз парламента Нидерландов Джоэл Фордердинд представил резолюцию, требующую от властей страны признать фальшивый "геноцид". Примечательно, что законодательный орган уже не в первый раз пытается склонить правительство к подобному неразумному шагу, но тот пока упирается. В этот раз у Федерации армянских организаций Голландии, пребывающей в эйфории от проекта Фордердинда, большие ожидания. После второй карабахской войны, во время и по окончании которой Нидерланды проявили себя не лучшим образом, армяне рассчитывают добиться утверждения правительством резолюции, которая, нет сомнений, в очередной раз будет принята парламентом.
Отметим, что Христианский союз - это нидерландская ортодоксально-протестантская политическая партия, занимающая строго консервативную позицию по этическим вопросам.
Как тут не вспомнить о том, как в декабре минувшего года Палатой депутатов Люксембурга была принята антиазербайджанская и антитурецкая резолюция, подготовленная членом Христианско-социалистической политической партии Клодом Визелером. Многие христианские партии Европы принимали в связи с победоносной для Азербайджана 44-дневной войной заявления провокационного характера, обвиняя нас в том, чего мы не делали - в якобы разрушении христианских памятников Карабаха. Мусульманский Азербайджан - мультикультуральная страна и не воюет с памятниками, в отличие от христианской Армении. Кроме того, Баку всегда выступает против придания политическим шагам религиозного флера и сам строго следует этому правилу.
Вспоминается также и признание в 2016 году Бундестагом "геноцида армян" по инициативе правящего Христианско-демократического союза.
И так далее и тому подобное.
Что объединяет все эти нелицеприятные реалии европейской демократии помимо их проармянской нацеленности? Их объединяет присутствие в названиях организаций определения "христианский". Это довольно примечательное явление, когда к завершению первой четверти 21-го века в мире сотни политических организаций демонстрируют свою христианскую направленность, представляя при этом светские государства, подчеркнем, не особо следующие христианским ценностям. К сожалению, в большинстве эти организации, даже являясь правящими, не свободны от воздействия конфессионального взгляда на имеющие место в мире процессы. Это слово в названиях словно обязывает отмечаться в исламофобских инициативах, склоняться к шовинизму и ксенофобии.
Сразу скажем, что дело тут не в христианстве как религии, к которой и в Азербайджане, и в Турции относятся с большим уважением и почтением. Дело в другом. Нужно ли в современном мире, особенно в условиях усиления противоречий и напряженности, продолжать педалировать религиозную линию в политике?
Возьмем, например, Францию. Два года назад президент Макрон объявил о намерении провести реформу закона об отделении церкви от государства. Церковь от государства в этой стране, конечно, отделена, но ширящаяся и во Франции, и в Европе в целом исламофобия приводит к ситуациям, когда шаги правительств становятся противоречивыми. Реформа закона - и в Париже этого не скрывали - была направлена на сдерживание якобы наступления шариата на французское законодательство. Как отмечали аналитики, целью был запрет исламских партий. Но тогда возник резонный вопрос: если запретить, например, созданный в 2012 году Союз мусульманских французских демократов, то придется запрещать и партию христианских демократов. В конце концов, разве не французская революция провозгласила всеобщее равенство?
Кстати, именно из французской резолюции берет начало европейская христианская демократия. Католическая церковь была враждебна республике и видела угрозу в росте либерализма. Но мириться с новыми порядками было необходимо, и по этой причине в европейских странах начали создаваться политические католические движения, выступавшие за примирение католицизма с либерализмом. Этим путем церковь в определенном смысле вернула себе влияние во многих странах, став серьезной политической силой. Эти партии, как правило, придерживались консервативных взглядов. После Второй мировой войны протестантские и католические партии получили новую силу на фоне неудач либеральных демократий.
![Последние, кто может говорить о террористах и наемниках - о сегодняшней Франции и двойных стандартах](https://img.day.az/2020/05/05/400x275/602x338_cmsv2_9ae81bec-9cf4-5184-90d3-2549e1ab145b-4667260.jpg)
Последние, кто может говорить о террористах и наемниках - о сегодняшней Франции и двойных стандартах
Как можно прочитать в открытых источниках, после войны христианская демократия претерпела значительные изменения, и сегодня некоторые христианские демократические партии, особенно в Европе, больше не делают упор на религии и стали гораздо более светскими.
Сегодня международная организация христианских демократических партий - Центристско-демократический интернационал, ранее известный как Христианско-демократический интернационал, является второй по величине международной политической организацией в мире. Объединяющая христианско-демократические партии Европы Европейская народная партия (ЕНП) является самой крупной и влиятельной фракцией в Европейском парламенте.
Напомним, что несколько лет назад Армения развернула активную деятельность по арменизации ЕНП. Правящая Республиканская партия стала членом этой крупной организации и пыталась продвигать там интересы Еревана, и некоторое время это удавалось. Но интересы Европы, для которой Азербайджан нужен и важен гораздо больше, чем Армения, взяли верх, и ЕНП отказалась от откровенно антиазербайджанских инициатив. Тем не менее, в ходе обсуждений в Европарламенте ситуации в зоне карабахского конфликта в дни боевых действий в начале октября перевешивали симпатии к христианской Армении, сильно обиженной мусульманскими Азербайджаном и Турцией.
Из этой же серии недавнее воззвание ЕНП к Азербайджану "немедленно освободить военнопленных и гражданских лиц, захваченных во время войны в Нагорном Карабахе", а ЕП - "срочно обсудить процесс обмена военнопленными и заложниками, захваченными в дни войны в Нагорном Карабахе". При этом ни в прежние годы, ни теперь партии христианских демократов Европы не волновали судьбы азербайджанских пленных и заложников, захваченных еще в первую карабахскую войну армянской стороной. Судьба тысяч азербайджанцев неизвестна до сих пор, и по сей день ни одна европейская структура не требовала от Армении незамедлительного возвращения этих лиц. Как никто ни разу не обмолвился о судьбе двух заложников, "приговоренных" в Карабахе Аскерова и Гулиева. Не хочется допускать подобной мысли, но вдруг... Вдруг дело как раз в том, что судьба пленных (а точнее диверсантов и террористов) христиан волнует ту же ЕНП гораздо больше судьбы каких-то мусульман, пусть даже подвергающихся мучениям безо всякой вины.
На это воззвание из Баку ответили удивлением, посоветовав делать заявления только после детального изучения информации по вопросу.
Справедливости ради отметим, что и в клубе христианских демократов порой звучит голос истины. Как, например, призыв вице-председателя ЕНП Сандры Калниете вернуть Карабах в состав Азербайджана.
Такое из христианско-демократического клуба услышишь не часто. Но, повторимся еще раз, интересы Европы ЕНП ставит превыше всего, и потому антиазербайджанские резолюции в последнее время, несмотря на все усилия армянского лобби, принимаются ЕП все реже.
В заключение хочется сказать вот о чем. Во многих странах мира, и христианских, и мусульманских, существуют законы об отделении религии от государства. Но, к сожалению, лишь в незначительном количестве из светских государств придерживаются правила отделения религии от политики. И на пространстве христианского мира это заметно особенно четко. Приходится констатировать, что и в отношении Европы к Турции, и в отношении Запада в целом к карабахскому конфликту (территориальному, но ни в коем случае не религиозному) превалирует этот подход. Идея пресловутого "христианского братства" порой берет верх над принципами справедливости, международным правом и даже собственными интересами этих стран.
В современном мире, строя отношения и наводя мосты, нельзя руководствоваться конфессиональными симпатиями. Времена конфессиональных приоритетов минули, на дворе 21-й век, который требует совсем других подходов. Пора отходить от средневековых представлений. Тогда, думается, наступит мир. И наступит он и не только в резолюциях и заявлениях, но и на деле.
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре