Декарбонизация и прагматизм: как действует Баку?

Автор: Лейла Таривердиева

Как сообщают СМИ, Президент США Дональд Трамп объявил недействительным документ от 2009 года, признающий парниковые газы вредными для здоровья. Это позволит, в частности, снять ограничения для автомобильной промышленности. Так называемое "заключение об угрозе" (endangerment finding), принятое при Бараке Обаме, Трамп назвал катастрофическим и серьезно навредившим автомобильной промышленности США.

Это решение, как полагают многие наблюдатели, положило конец активно продвигавшейся в последние годы политике декарбонизации и шельмованию ископаемого топлива.

Атмосфера вокруг темы декарбонизации начала меняться сразу после избрания Трампа Президентом США. Новый глава Белого дома, в отличие от предыдущей администрации, оказался противником зеленой повестки, чем вдохновил тех, кто был против нее и в самой Европе. О неприемлемости радикального зеленого перехода смелее заговорили руководители крупных компаний. В частности, в декабре 2024 года в Financial Times появилось открытое письмо владельца одной из крупнейших в мире сталеплавильных компаний (холдинг ArcelorMittal) Лакшми Миттала. Предприниматель жаловался на беспрецедентные проблемы, с которыми столкнулась европейская сталелитейная промышленность из-за затрат на декарбонизацию. Декарбонизация отрасли требует огромных инвестиций и применения пока что нежизнеспособного зеленого водорода.

Второй нефтяной бум Азербайджана: прогнозы и возможности - АНАЛИЗ от Лейлы Таривердиевой

Второй нефтяной бум Азербайджана: прогнозы и возможности - АНАЛИЗ от Лейлы Таривердиевой

Миттал вряд ли решился бы заговорить об этом и идти против общезападного тренда, если бы новоизбранный Президент США не был бы сторонником традиционного топлива. Конечно, проблема парниковых газов и изменений климата существует и является прямым следствием деятельности человека, но радикальные и категоричные методы, к которым прибегли законодатели  "зеленой" моды, не выглядели как реальная забота о планете. Они больше звучали как попытки экономического передела мира и политического давления на нефтегазодобывающие страны.

Но раньше всех сказал правду Президент Азербайджана. В июне 2024 года, на открытии Бакинской энергетической недели, отвечая на демагогию из Европы, он сказал: "Нас нельзя винить в том, что у нас есть нефть и газ. Это - божий дар". А на открытии СОР29 в Баку глава государства высказался еще более конкретно: "Нефть, газ, ветер, солнце, золото, серебро, медь - все это природные ресурсы. Нельзя обвинять страны в том, что они обладают этими ресурсами. Также нельзя ставить им в вину то, что они выводят эти ресурсы на рынок. Потому что рынок нуждается в них. Люди нуждаются в них. Итак, вот мое послание: Как президент COP29, мы, конечно, будем решительно выступать за "зеленый" переход, и мы это делаем. Но в то же время мы должны быть реалистами", - сказал Президент Ильхам Алиев.

Тогда, в период пиковой популярности темы декарбонизации не каждый лидер добывающей страны рискнул бы пойти против бездумно продвигаемого Западом тренда и призвать к реалистичному взгляду на вещи. Понятно, что автором столь категоричной повестки не мог быть Восток, где сосредоточено большинство добывающих стран. Что характерно, как раз крупнейшие нефтегазопроизводители Ближнего Востока обладают развитыми "зелеными" технологиями. Тем не менее, с расширением европейской "зеленой" пропаганды наша страна превратилась в мишень для критики, хотя, как не парадоксально, сама же Европа покупает азербайджанскую нефть и газ. С началом войны в Украине, несмотря на жесткие требования парижского документа, страны ЕС начали наращивать закупки азербайджанского газа, Германия в прошлом году значительно нарастила импорт каспийской нефти, а с этого года начала получать наш газ. Критикуя Баку, европейцы одновременно рассматривали его как партнера по своей энергобезопасности.

Нефть, газ и ВИЭ: как Баку задает тон на COP29 - АНАЛИТИКА от Лейлы Таривердиевой

Нефть, газ и ВИЭ: как Баку задает тон на COP29 - АНАЛИТИКА от Лейлы Таривердиевой

Радикальная декарбонизация оказалась слишком сложным и дорогостоящим процессом. И сегодня полный отказ от ископаемого топлива уже не видится достижимой в среднесрочной перспективе целью. Современный мир с его индустриальным содержимым не способен обойтись без нефти и газа. Перенос загрязняющих атмосферу производств в страны третьего мира, как это всегда практиковалось западными странами, тоже не оправдывает себя с климатической точки зрения, так как ничего не меняет для уже образовавшихся у планеты проблем.

Многие уже начинают осознавать необходимость баланса и снятия жестких ограничений для нефтяных компаний. Некоторые корпорации, оказавшись под давлением, начали переориентировать на "зеленые" проекты и сворачивать нефтегазовые. Европейские банки прекратили финансирование проектов, связанных с ископаемым топливом. И снова парадокс - все это было сделано на фоне отказа от российского газа и энергетического голодания. В ЕС делятся своими ожиданиями от расширения азербайджанских поставок, но никто не говорит о том, кто будет платить за расширение Трансадриатического газопровода (ТАР). Азербайджан готов расширить поставки, тем более, что с вводом в оборот альтернативных источников энергии в стране освобождаются дополнительные объемы газа. Однако он не готов финансировать проект в то время, как европейцы не хотят даже заключать долгосрочные контракты.

На Бакинской энергетической неделе 2025 года Президент Ильхам Алиев заявил, что повестка Азербайджана в отношении COP29 была очень прагматичной. "Она была далека от популизма и ложных нарративов. Она была основана на прагматических расчетах спроса стран на ископаемое топливо. И мы видим, что происходит в некоторых странах, когда не соблюдается баланс между ископаемым топливом и зеленой энергией. Это становится причиной отключений электроэнергии, энергетического коллапса и может привести к гораздо более сложным последствиям. Поэтому я считаю правильной политикой сохранение баланса и отказ от следования веяниям времени, которые иногда диктуют наши шаги", - сказал он.

Азербайджан, Армения и Masdar  - АКТУАЛЬНО от Лейлы Таривердиевой

Азербайджан, Армения и Masdar - АКТУАЛЬНО от Лейлы Таривердиевой

Еще одним лидером, рискнувшим пойти против жесткой повестки, была премьер-министр Италии Джорджа Мелони. Выступая в Баку на Саммите лидеров СОР29, госпожа Мелони заявила, что в настоящее время нет единой альтернативы снабжению ископаемым топливом, и призвала к реалистичному глобальному мировоззрению и балансу.

Баланс между ВИЭ и нефтедобычей совершенно реален. Это не надуманный нарратив, призванный обеспечить экономические интересы добывающих стран. Именно в нефтегазодобывающем Азербайджане три года назад заработала Гарадагская СЭС - крупнейшая в регионе солнечная электростанция, построенная, между прочим, компанией нефтегазодобывающих ОАЭ Masdar. В январе 2026 года сдана в эксплуатацию крупнейшая на Южном Кавказе Хызы-Абшеронская ветровая электростанция, построенная еще одним ближневосточным партнером Азербайджана - саудовской компанией ACWA Power. А сейчас в Билясуваре строится Билясуварская СЭС, которая превзойдет по мощности Гарадагскую. Добывающий Азербайджан действует, в то время, как европейцы переживают серьезные проблемы, созданные собственной недальновидностью.

Как доказательство совместимости, казалось бы, противоречащих друг другу повесток можно назвать участие мировых нефтяных гигантов в проектах ВИЭ в Азербайджане. Так, ВР участвует в строительстве солнечной электростанции мощностью 240 мегаватт в Джебраиле, а также в проекте электрификации Сангачальского терминала. В то же время британский нефтяной гигант продолжает добычу углеводородов на Каспии и рассматривает расширение своего участия в проектах.

В Баку резко возрастет количество экологически чистых автобусов

В Баку резко возрастет количество экологически чистых автобусов

Среди партнеров Азербайджана по ВИЭ-проектам очень мало европейских стран. Зато с Баку активно взаимодействуют в этой сфере ОАЭ, Саудовская Аравия, Китай. Надо сказать, что это как раз те страны, которые преуспели в продвижении повестки декарбонизации. В Китае, например, сегодня действуют две крупнейшие в мире солнечные электростанции, а всего в мировой ТОП-10 входят четыре СЭС этой страны. Напомним также, что Азербайджан сотрудничает с Китаем в плане экологически чистого транспорта.

Азербайджан не изменяет зеленой повестке, он успешно сочетает ее с использованием богатств, которые даны азербайджанской земле. На мероприятии "Завтрак с руководством Азербайджана", организованном Euronews в ходе Давосского форума, Президент Ильхам Алиев заявил, что "у нас есть вполне обоснованные надежды, что мы можем пережить второй очень значимый нефтяной бум в Азербайджане, если разведочные проекты, проводимые международными энергетическими компаниями, дадут хорошие результаты. Мы надеемся на это".

Эпоха ископаемого топлива далеко не завершается. Это просто нереально. На этих источниках энергии построено развитие современного мира. Чтобы отказаться от них, мир должен полностью технологически перевооружиться, затратив на это немыслимые суммы. Только после этого можно будет достичь цели декарбонизации.

Спасти планету, остановить изменение климата, вернуть чистоту атмосфере и здоровую среду людям - это прекрасные и очень важные цели. Парниковые газы реально ухудшают состояние атмосферы, однако борьба с ними не должна превращаться в террор. Бездумная декарбонизация приведет не к спасению планеты, а к новым кризисам и войнам. А хотелось бы, чтобы до эпохи чистого воздуха человечество добралось все-таки живым.