России невыгодно ссориться с азербайджанцами - ЭКСПЕРТ О СКАНДАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
Как известно, 25 ноября депутаты фракции "Справедливая Россия" внесли в Госдуму РФ проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Изменения предусматривают установление уголовной ответственности за отрицание факта "геноцида армян". Отметим, что таковыми события 1915 года в Османской империи были признаны Госдумой в 1995 году.
В связи с этими намерениями азербайджанская диаспора России уже направила председателю Государственной Думы ФС РФ Сергею Нарышкину обращение, в котором говорится, что проект противоречит демократическим принципам и не служит гармонизации межнациональных отношений в многонациональной России. Кроме того, подписавшие обращение азербайджанские диаспорские организации предупредили, что продолжат публичное отрицание "геноцида армян" в случае принятия такого закона и будут оспаривать его в международных судебных инстанциях по правам человека.
Прокомментировать эту непростую ситуацию Day.Az попросил российского политолога, кавказоведа, главу аналитического центра Alte et Certe Андрея Епифанцева.

- Андрей, насколько, по-вашему, реально принятие подобного закона в России?
- Не могу ничего гарантировать, так как политическая элита у нас непрогнозируемая. Однако, в принципе, оцениваю возможность принятия этого закона как крайне невысокую.
Эта идея возникла как спонтанное решение отомстить Турции за самолет. Спонтанное - то есть необдуманное. Люди, которые идею выдвинули, не понимают последствий, они не знают историю. Они просто ищут, чем уколоть Турцию. Но реальность такова, что каждое действие несет за собой последствия.
России такой закон невыгоден, так как, приняв его, она пойдет в противовес международным тенденциям. Например, Франция в 2012 году отменила аналогичный закон о криминализации "геноцида" (здесь и далее кавычки наши - Прим. ред.). Или же возьмем полное поражение сторонников признания и криминализации "геноцида" в деле Перинчека.
- То есть, в случае, если Россия примет подобный закон, она рискует оказаться втянутой в постоянные судебные тяжбы в Евросуде по правам человека?
- Конечно. На уровне общественности далеко не все считают, что имел место "геноцид". В России 20 миллионов мусульман, из которых больше 3 миллионов - азербайджанцы, которые совершенно точно не считают события 1915 года "геноцидом". И многие будут активно протестовать против этого и публично выступать. Получается, что всех нужно сажать в тюрьму? Мы готовы посадить в тюрьму несколько миллионов человек?
Трудно сказать, как все сложится. Буквально на днях был принят закон о приоритете Конституционного суда над ЕСПЧ. Теперь, если человек выигрывает в ЕСПЧ, совершенно непонятно, как это будет исполняться в России. В любом случае, России не нужна массовая подача таких заявлений в Евросуд.
- Кто может быть заинтересован в таком повороте? Например, армянская диаспора...
- Весь парадокс в том, что самим армянам это совершенно не нужно. Почему-то никто в России об этом не пишет. Партия "Справедливая Россия", которая выступила с этим законопроектом, не понимает, что самим армянам это не нужно. Это ярко покажет, что признание "геноцида" происходит не по принципу исторической правды и достижения справедливости, а сугубо по политическим мотивам, чтобы насолить Турции.
В России могут считать, что этим законом она страшно накажет Турцию, но армянам это не нужно.
У армян ситуация простая - из-за спорности факта "геноцида" они не могут пойти нормальным законным путем. Они не могут обратиться в международный уголовный суд за признанием. Поэтому они идут по второму пути - им нужен набор количества стран, которые признают "геноцид". Однако усиление этого признания еще и криминализацией отрицания им ничего ровным счетом не даст.
Скажу больше. Если отрицание "геноцида" будет криминализовано, то отношение к армянам в России осложнится. Потому что фактически получится, что они свои этнические фобии выплескивают на нас, ставят нам какие-то этнические рамки, люди будут садиться в тюрьму из-за этих их этнических фобий. Конечно, это ухудшит отношение к армянам внутри России.
И тут опять парадокс. Понимая все это, армяне тем не менее не могут высказаться против открыто. И если вопрос криминализации будет поднят, они будут публично высказываться "за". Например, Союз армян России уже выступил за принятие законопроекта. Но это публичная позиция. Внутри же наверняка они понимают, что им это не надо. Но у них нет иного выхода, как подтвердить это решение.

- А как может принятие такого закона отразиться на азербайджанцах? Азербайджанская диаспора уже однозначно высказала свой протест и предупредила, что будет апеллировать к Евросуду.
- Никто сейчас не может сказать, что будет. Скорее всего, закон не будет принят. Он был выдвинут на первой волне эмоционального протеста против инцидента с самолетом. Теперь эта волна спадает. И мы видим, что среди рациональных санкций этого закона нет. То есть российские власти понимают, что к чему.
Но если представить, что все-таки звезды почему-то так сошлись и законопроект был принят, я не исключаю, что Россия может пойти по французскому пути. Если помните, несмотря на то, что закон о криминализации во Франции был принят, по нему никого особо не сажали и не наказывали. Он был из серии законов, которые существуют, но не исполняются. Такие законы есть и в России. Они существуют, но никакого уголовного производства по ним не идет.
Нельзя исключать, что дело будет обстоять так.
Кроме того, если все же Россия пойдет на принцип и начнет сажать отрицающих "геноцид", массово пойдут заявления в Европейский суд, который обязательно признает этих людей несправедливо осужденными. И тогда получится, что Россия должна будет постоянно выступать против ЕСПЧ. Одно дело, когда мы отказываемся выполнять решение по ЮКОСу. Из-за этого решения ЕСПЧ, кстати, и было принято решение о превалировании Конституционного суда над резолюциями Евросуда. А если таких решений будут десятки и сотни? Зачем это России?
В случае принятия такого закона у нас осложнятся отношения с Азербайджаном, что нам совершенно не нужно. Осложнятся отношения с мусульманской общиной, что тоже абсолютно не выгодно. Я сейчас не говорю о Турции. Она как бы пока стоит особняком.
Так что не вижу принятие такого закона реальным. Такая вероятность очень мала.
Беседовала Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре