У Эчмиадзина отбирают армию

Автор: Лейла Таривердиева

Очень непростая задача стоит перед Николом Пашиняном. Премьер-министр Армении должен объяснить армянам, что белое - это белое, а черное, соответственно - черное. Почти две сотни лет армяне считали по-другому а теперь им приходится учиться жить в реальном мире. Это очень непросто. Расставание с мифами и завышенными амбициями, да еще так глубоко укоренившимися, - трудный процесс. Особенно когда есть масса желающих путаться под ногами.

Если судить по армянским СМИ, то пропаганда против действующего правительства очень широка. Большинство медиа страны проводят пропаганду в пользу реваншистской оппозиции. В принципе, их можно понять - в Армении тяжелая экономическая ситуация, и поэтому принцип "кто платит, тот и заказывает музыку", работает там без оглядки на интересы родного государства. А платят семейства Карапетянов и Варданянов, платит мафия Кочаряна. В этом оре почти не слышно голосов разума. 

«Дни Гарегина сочтены» - еще одна напоминалочка-предупреждение армянскому католикосу

«Дни Гарегина сочтены» - еще одна напоминалочка-предупреждение армянскому католикосу

На последней своей пресс-конференции премьер-министр Армении в очередной раз заявил, что тема так называемого "карабахского движения" должна быть закрыта навсегда. Сохраняя ее на повестке, Армения продолжает оставаться в геополитической западне, сказал Пашинян. В своем новогоднем обращении премьер предложил армянам, не согласным с этим курсом правительства, устроить революцию. Никакой революции не произошло, и теперь Никол Пашинян говорит: "революция не состоялась, мы будем продолжать эту политику".

Строя реальную Армению, Пашинян отказался от "карабахского вопроса" и от использования в политике таких инструментов армянства, как диаспора и церковь. За что стал мишенью для критики со стороны реваншистов и неустойчивых и все еще подверженных прежним мифам масс. На днях экс-президент Роберт Кочарян прямо обвинил Пашиняна в неиспользовании этого потенциала "на благо Республики Армения". В прежние годы диаспора и церковь, а не национальное армянское государство - Республика Армения, олицетворяли для мира армянский народ. В допашиняновские времена эти два инструмента очень активно использовались для продвижения преступных армянских интересов. Пашинян отказался от них, противопоставив Ереван диаспоре и вступив в борьбу с церковью.

На минувшей неделе церковно-реваншистские круги сотрясла очередная истерика.

Правительство Армении приняло жесткое решение по полковым священникам. По приказу министра обороны было распущено духовное предстоятельство вооруженных сил. Эта структура, действовавшая с 1997 года, была распущена, а полковые священники отправлены по домам. С 1 февраля деятельность так называемого духовного лидера ВС и в целом института военного духовенства прекращена. Это не значит, что военнослужащие будут лишены духовной поддержки. Но теперь назначением священников будут заниматься не ААЦ, а светские власти - управления морально-психологического обеспечения Генерального штаба ВС. Кроме того, духовную службу смогут осуществлять и срочники, имеющие соответствующее образование. В период прохождения службы они будут назначаться капелланами. Контроль за исполнением этого приказа министр обороны оставил за собой.

Армения пытается реформировать армию - АКТУАЛЬНО от Лейлы Таривердиевой

Армения пытается реформировать армию - АКТУАЛЬНО от Лейлы Таривердиевой

Таким образом, государство устранило контроль ААЦ над формированием мировоззрений личного состава ВС. ААЦ потеряла возможность влиять на идеологическую подготовку армянских военнослужащих и внедрять токсичные нарративы в неокрепшие умы молодого поколения. Армянские священники больше не будут вышагивать стройными рядами на военных парадах.

Патриотическая подготовка в армянской армии всегда строилась на националистических и человеконенавистнических постулатах церкви, серьезно искажающих представление о том, для чего существуют вооруженные силы. Армия всегда позиционировалась в Армении как средство реализации болезненных идеологических фантазий и осуществления экспансии, достижения неких "вековых чаяний" и "восстановления исторической справедливости". Армянского "воина" воспитывали в духе крайней ненависти к соседям, потому что только немотивированная ненависть могла заставить идти на тяжкие военные преступления, стремясь к достижению цели любыми средствами. Армянский народ и армянская армия в том числе, находясь не только духовно, но также морально, идеологически, политически и на уровне быта под давлением постулатов ААЦ, превратился в толпу, живущую надуманным прошлым и фактически оставленную без будущего.

В условиях, когда военное руководство, командный состав армии пропитаны коррупцией, а в ВС процветает насилие, церкви было очень удобно работать. В такой среде растить зомби проще всего. Правда, к построению профессиональной и правильно мотивированной армии это не имело никакого отношения.

Если брать шире, то армянская церковь уродовала сознание не только военнослужащих, зомбировалось общество в целом. Чтобы остановить это и дать обществу оздоровиться, Пашинян начал оттеснять ААЦ от возможностей влияния. За что Ереван, можно сказать, впервые в новейшей истории, был обвинен ПАСЕ в нарушении прав и свобод. Парламентская Ассамблея Совета Европы впервые увидела в Армении нарушения демократии, однако не там, где их стоило увидеть. Отношения властей с церковью это как раз позитивный процесс, своего рода санитарная обработка идеологических конюшен. У действующего премьер-министра всегда были натянутые отношения с Эчмиадзином, а попытка церкви в 2024 году возглавить переворот разозлила его окончательно.

Пашинян взялся за «героев-освободителей». Наконец-то

Пашинян взялся за «героев-освободителей». Наконец-то

Отвечая на соответствующие вопросы на январской сессии ПАСЕ, глава МИД Арарат Мирзоян назвал разговоры о притеснении ААЦ сплетнями. По его словам, в Армении нет преследования священнослужителей. Зато есть священнослужители, публично призывающие граждан силой устранить демократически избранное правительство.

Как известно, Эчмиадзин всегда был отдельным "государством", не считающимся с официальными властями страны. Руководители Армении сами ходили с поклоном к католикосам. Потому что не Армения, а церковь была центром, вокруг которого вращалось мировое армянство. Эта конструкция всегда держалась на идее "народа-мученика", и церковь тут выступала гарантом сохранения идентичности. В этой схеме армии отводилась роль практического исполнителя "вековых чаяний", проще говоря - оккупанта. Церковь непосредственно занималась формированием мировоззрения военнослужащих. Это мировоззрение не мешало вырезать мирные азербайджанские села, но никак не способствовало мотивации, толкающей на подвиги, и не побуждало желания умирать на чужой земле. Вторая Карабахская война стала демонстрацией полного провала церковных методичек для армии, составлявшихся в темных углах Эчмиадзина.

Чтобы превратить страну в реально национальное государство, которое само станет центром для мирового армянства, следовало устранить всемогущество Эчмиадзина. Конечно, для полной победы над злом придется вычистить огромный пласт мифологизированной истории и вытрясти идеологическую подушку сегодняшней армянской государственности. Но результатом станет первое в истории реальное армянское государство. У которого будет армия, защищающая границы собственной страны, а не убивающая детей и стариков на территории соседей.