Портрет обреченного: Иса Гамбар, предавший и преданный

Мир меняется, и все мы, независимо от религиозной, политической, государственной и иной принадлежности, становимся участниками большой игры. Игры, изначальные контуры который пытался предсказать Збигнев Бжезинский, уподобив политику большой шахматной доске, а нас, свидетелей меняющего самого себя мира, игроками или зрителями - неважно, в какой ипостаси - затаив дыхание предающихся процессу.

Еще недавно, буквально лет сто тому назад, человек, переезжая из одного государства в другое, буквально совершал погружение чуть ли в новую Вселенную, в новый мир, где все было иначе - жизнь, правила, обычаи, язык, законы.

Он был вынужден меняться, подстраиваться под новые условия, даже самые обыденные бытовые привычки терпели серьезную трансформацию. Начиная с правил поведения и заканчивая бытовыми табу.

Ныне не так. Все не так. Глобализация мировой политики, смена ориентиров США и Европейского Союза в схеме поддержки разномастной оппозиции в странах постсоветского пространства, а далее и отказ нового президента США Дональда Трампа от политики в откровенное и неприкрытое вмешательство во внутреннюю политику независимых государств, поставило в очень неудобное положение нашу оппозицию.

Жуть стало лучше, жуть стало веселей...

В оппозиционном стане все смешалось, доселе наблюдаемая вакханалия, грызня и махание кулаками превратились в стоны и крики, перемежаемые с угрозами в адрес властей и криками помощи, обращенными к Западу.

Кликушествующая оппозиционная братия опять ноет, страдальчески заламывает руки и вопрошает Запад: "А почему вы нас предали, покинули и забыли?"

Хотя эту группу, руководимый Али Керимли, Исой Гамбаром и Джамилем Гасанли политсброд, никто и не думал предавать - ибо Запад не имел никаких обязательств перед этими политическими трупами. Это они грели свои души иллюзиями о грядущей победе, рассказывали своим переминающимся от холода сторонникам фэнтези в жанре "Заграница на поможет".

Бывший башган, т.е. экс-председатель партии "Мусават" Иса Гамбар же превратился в насмешку на политика. Он и его правая рука, нынешний зиц-предсетатель партии Ариф Гаджилы на днях были в Новханы, где вместе с весьма немногочисленной группой товарищей-мусаватистов и журналистов, числом чуть ли не вдвое превосходивших идейных камрадов-мусаватистов, собрались по случаю дня рождения Мамеда Эмина Расулзаде. Речь Исы Гамбара, закутанного в шарф цвета конголезской революции, как всегда, была полна бравурной патетики.

Фигура массового раздражения или Как управлять оппозицией, не привлекая внимание санитаров

Меня всегда интересовало, как живут люди с подобным интеллектом? Нет, даже не то, как человек с абсолютно девственно-чистым мозгом, не засорённым даже самыми примитивными знаниями о современной геополитике и правилах политической этики, с напрочь отсутствующими зачатками критического мышления и банальной логики, не наделенный скромностью в принципе, мог занять высшие руководящие посты во времена народнофронтовского безвластия. В этом плане у меня уже давно иллюзий нет, ибо нынешнее положение оппозиции убедительно доказало, что в их грешных делах действует одно непреложное правило - чем "лидер" безпринципнее, лживее, эгоистичнее и безграмотнее, тем больше его агрессивность, амбициозность и желание порулить.

Я говорю о том, как они вообще доживают до вполне зрелых лет в оппозиционной шинели. И умудряются состариться, грезя о приходе к власти.

По идее, у данных особей нет никаких шансов на мало-мальски продолжительное существование. Ещё в детстве они должны были бы вставить шпильку в розетку, залезть в духовой шкаф, стиральную машину, да черт возьми, просто сигануть из окна. Переходить улицу исключительно на красный свет, мешать виски с колой или тупо забывать дышать, ведь это же вурдалаки от политики, от них можно чего угодно ожидать.

Но нет, они с иезуитской изворотливостью проходят все эти испытания, подобно героям бесконечных городских мифов о пьяных, которые, падая с крыши, остаются невредимыми, встают и приходят руководить страной. По факту, Иса Гамбар каждым своим новым маразмом опровергает всю теорию эволюции.

Он не воспринимает законов банальной логики и потому обречен на прозябание до конца дней своих в нише сумбурно ворчащего, перманентно недовольного критикана.

Вверх кармашками

Если наши правнуки когда-то пожелают изучить политическую систему нынешнего Азербайджана, то они признают, что политическая стабильность государства и воля народа противостояли желаниям социального коллапса оппозиционных деятелей, всеми силами стремящихся к политической дестабилизации.

И им придется исследовать феномен политического двурушничества Исы Гамбара, так как именно он всегда под словесной шелухой своих речей, выступлений и интервью умело маскирует желание анархического хаоса, страсти власти и мечты управления.

Карьера бывшего исполнявшего обязанности президента страны, председательствовавшего в парламенте в 1992-1993 годах, потом ставшего лидером оппозиционной партии "Мусават", лишена налета романтизма. Он в 1982-1990 годах работал в Институте востоковедения АН, в 1989-1991 гг. был одним из основателей и руководителей Народного фронта Азербайджана, в мае 1992 стал спикером азербайджанского парламента, а 19 мая-16 июня 1992 г., после отстранения от власти Аяза Муталибова, исполнял обязанности главы государства.

Иса Гамбар славится словесной эквилибристикой, когда он в кособокий алтарь своих ценностей тащит интересы свободной личности и права индивидуума, носит челобитную западному неолиберализму, признается в преданности кормящим его и руководимую им структуру истинным заказчикам политической какофонии, раздающейся в нестройных рядах оппозиции.

Но бывший башган "Мусават", превративший партию в "Исават", ныне же руководитель фантома, существующего только в виртуальном мире "Национального Центра Стратегического Мышления" (НЦСМ), Иса Гамбар забывает свои спичи о философии демократического общества, ибо понимает, что нынешнему западному миру гораздо важнее политическая стабильность в развивающих государствах.

А схемы разноцветных революций, майданутых шествий и радикальных требований о смене режима уже потеряли свой шарм и актуальность, подвергаясь трансформации под прессингом простых, нативных, но жестких условий современных межгосударственных отношений. Та самая идеологема политической стабильности как пресс раздавила эфемерные модели хаотичных вызовов либерализма, поставив в неудобное положение лузеров наших местных либерастов, до сих пор не сумевших понять очень простую истину: Иса Гамбар, Али Керимли, Ариф Гаджилы и Джамиль Гасанли для Запада превратились в носителей идей разрушительной внесистемной политической силы, коррелирующей свои устремления от оголтелой анархии к симбиозу национализма, европейского либерализма, и, как ни парадоксально, радикального религиозного экстремизма.

И сбоку грантик

Ведь именно председатель ПНФА Али Керимли неожиданно для Запада превратился в защитника кучки религиозных экстремистов из Нардарана, мечтающих о воцарении в Азербайджана "истинно исламского порядка", об шариатском управлении и теократической модели религиозного государства.

Хитрый и изворотливый Иса Гамбар же не стал повторять ошибки конъюктурщика Али Керимли, нет: он соблюдал режим тишины во время известных событий в Нардаране, когда управляемые извне "братья-мусульмане" заявили чуть ли не о "независимости Нардарана" и открыли огонь по представителям правопорядка.

После расчищения улиц Нардарана от баррикад, снятия черно-зеленых плакатов с агрессивной риторикой, облаченной в цитаты из Корана, после ареста вооруженных "последователей имамов" - после возврата Нардарана из средневекового, жуткого состояния к современным реалиям жизни и существования, Иса Гамбар решил прервать свое молчание.

Он опять возомнил себя лидером февральской революции в царской России и как незабвенный товарищ Ульянов, нахлобучив на голову а-ля пролетарскую кепку, решил пойти на наступление.

В бой, так сказать, в решительный и скорее всего, последний.

Он понимает, что фактически никем и ничем не руководит, а председателя партии "Мусават" Арифа Гаджилы, эту самодвижущуюся карикатуру на политика, уж никак нельзя назвать харизматичной фигурой или лидером - ведь не только оппоненты в оппозиционном лагере, но даже рядовые мусаватисты, трезво оценивая интеллектуальные, организаторские и моральные качества руководителя партии, считают его примитивным, но коварным интриганом.

Авторитет же Арифа Гаджилы как политика, хоть он всегда утверждает обратное, ниже плинтуса, и, увы, ему ничего не остается, как отчаянно цепляться за кресло, отгоняя от своего стола многочисленных претендентов на лидерство в "Мусават".

Для него лапша на уши - фирменное блюдо политической кухни, а куриная слепота - изысканная форма политического ясновидения.

Ариф Гаджилы как политик жалок - ему до сих пор не объяснили, что для оппозиционера нет ничего хуже, чем рычать, не имея возможности загрызть - ведь в местной оппозиционной тусовке каждый идет на политическую кухню со своей ложкой.

Открываешь Facebook - есть оппозиция, закрываешь - нет оппозиции

Перманентно покушающийся на устои государства, мечтающий о политическом хаосе и безвременье Иса Гамбар, ныне - постаревший, обессиленный старик в деморализованной, деградированной, разрушенной политической силе азербайджанской оппозиции.

Он давно стал ироничным и вульгарным экспонатом маленького оппозиционного мирка, где политические лилипуты, мнящие себя сказочными великанами, занимаются обычным троллингом в социальных сетях.

Именно так - Иса Гамбар превратился в завсегдатая Facebook, и жеманно, на свой лад трактуя события в стране, все еще пытается казаться "вумным" человеком.

Как же - седые волосы, псевдоинтеллектуальное лицо, а также очки, за спиной полки с книгами, а во рту неизменная трубка. Чем не одомашненный, уютный оппозиционный политик в милом антураже?

Ан нет, сгоревшую в бесконечных интригах партию "Мусават" уже в принципе невозможно возродить из пепла, тем более, что официальный руководитель Ариф Гаджилы и фактический лидер Иса Гамбар до сих пор манкируют, лгут, изворачиваются, обманывают своих кучкующихся последователей.

Иса Гамбар, многие годы тайно сотрудичавший с властями, всегда охотно шедший на кулуарные переговоры и желавший урвать свой кусок пирога, славится многочисленными интригами, закулисными играми, жестокой и отчаянной борьбой за лидерство в оппозиционном лагере. Для него цель все, а принципы - ничто.

Кажущийся радикальным и непримиримым оппозиционером Иса Гамбар, обвиняя своих недавних союзников в предательстве либеральных ценностей, на самом деле прожжённый циник - для достижения своих целей он никогда не гнушался ничем.

Лживые идеалы, пыльные лозунги, абсурдные призывы, аберрационные обещания всегда отличали Ису Гамбар от других представителей декаденствующей оппозиции.

Отличительной чертой Исы Гамбара является изощренная, мастерская изворотливость и быстрая смена ориентиров для идеологической деконструкции своих прежних позиций - он неоднократно предавал своих ближайших сторонников, бросая их в авангард наступления на "врагов" оппозиционного масштаба, а потом, собрав силы, пытался выступать против власти, формируя свой потенциал за счет многочисленных грантов и финансовой помощи от вполне узнаваемых международных организаций, а также стран.

Иса Гамбар всегда пытается быть в первых рядах радикальной оппозиции, выдает себя за опытного, мудрого и искушенного в политических баталиях человека. Но ему не верят даже его малочисленные сторонники. Точнее, они хотели бы поверить во внешне смахивающего на Лаврентия Берия человека, но искренность слов лидеров оппозиции, постаревших в ямах окопных переходов маневренного боя, сгрудившихся вокруг миски и кости, вызывает недоверие.

ПНФА ненавидит Ису Гамбара, Али Керимли ему давно не верит, Джамиль Гасанли же, в лучших традициях парижских казино, с напыщенным видом якобы пытается примирить враждующих своих соратников. Хотя парижане говорили: "В драке куртизанок за внимание и деньги клиента честных не бывает".

Эти персонажи в обществе вызывают стойкую неприязнь, а история превратила их в изжогу политической жизни.

Выбитые из современной общественной, политической и социальной системы, забитые и забытые персонажи, проиграли все свои политические баталии и стали отверженными плебеями либеральных сил - засада истории нашла своих героев.

Иса Гамбар, в бытность свою руководителем парламента страны, отличился также в экономической сфере, точнее, он и его товарищи-народнофротовцы довели экономику страны до коллапса, когда в отношении ресурсов страны действовал закон двигателя внутреннего сгорания "Отжатие-Расход-Накопление".

... 31 янвяря сего года, Новханы. Иса Гамбар выступал, говорил, уговаривал, вспоминал, обещал, клялся, призывал, изобличал. Бездарный политик, своими сепаратными играми разваливший оппозиционный лагерь, уничтоживший веру мусаватистов в силу своей партии, разрушивший саму партию, деклассированная фигура, самый обычный маргинал и псевдополитик с весьма сомнительной репутацией.

В фарше несогласных он говорил о неизбежности гнева народных масс, но этот же народ своей массой давил на сознание путчившего Гамбара и он, невольно озираясь, искал поддержку у своих верных пажей - в лице Арифа Гаджилы сотоварищи.

Он, со следами на глазах, все еще резонерствует о либеральных ценностях, правах человека, политической и экономической жизни страны - но общество, народ, граждане не верят ему ни на грош.

Иса Гамбар ныне - пария, жакая пародия на политика, разнузданный циник, интриган и мелкопоместный эгоист с поруганной политической честью, запятнавший себя кулуарными переговорами, сделками и сговорами. Потому что у него, как бы прискорбно не звучало, когнитивный диссонанс между природным желанием "справедливости" и реальными законами развития общества.

Ныне им руководит исключительно донельзя примитивная, тупая, яростная, слепая жажда мести за потерянные годы, за разрушившийся ложный имидж.

За жизнь, прожитую зря, безрезультатные попытки кооптации с меняющимися в зависимости от ситуации сил и людей, где предпринимались попытки скрестить чуть ли ужа с ежом.

За "искусство" принадлежать забугорным хозяевам.

Но жалеть инструктора по политическому выжиманию Ису Гамбара почему-то не хочется.

Ну, никак. Наоборот, его деятельность требует максимально масштабного и пунктуального расследования.

Ибо он повинен не только перед своими сторонниками - он несет ответственность перед каждым из нас.

Время собирать камни и воздать каждому по заслугам.

Особенно заслушанному артисту оппозиции Исе Гамбару...

Эльчин Алыоглу

Milli.Az