Каким образом коронавирус завершит свое существование?

Новый вид коронавируса Sars-CoV-2 избежал вмешательства правительства Китая в области общественного здравоохранения и распространился по всему миру. В то время, как другие правительства упустили возможность своевременно среагировать, коронавирус молча проник в общины, заражая многих людей, госпитализируя и даже убивая некоторых.

Вирус удивительно опасен - он распространяется так же легко, как простуда или грипп, даже среди людей, у которых нет никаких видимых симптомов. Согласно последним данным, примерно 5% заразившихся людей требуется госпитализация. Среди них 30% поступят в реанимацию, а оценочно 0,6%-1,4% инфицированных погибнут.

Как передает Day.Az, в мире сейчас зарегистрировано более полутора миллиона подтвержденных случаев коронавируса. США, где зарегистрировано более 435 тысяч случаев заражения и число летальных исходов приближается к 15 тысячам, с большим отрывом "лидируют" в списке стран мира. В Европе зафиксирована половина всех подтвержденных случаев коронавируса. Возможности таких стран с низким и средним уровнем доходов как Сенегал, Либерия и Нигерия ограничены из-за нехватки ресурсов, слабого здравоохранения и отсутствия возможностей тестирования. Бразилия, Индия и Мексика и вовсе уходят от действительности, отрицая угрозу, исходящую от коронавируса.

До сих пор не известно, какой процент населения мира уже подвергся воздействию вируса. Без надежного теста на антитела, который мог бы определить, был ли у кого-то вирус и есть ли у него иммунитет, неясно, сколько людей являются носителями вируса, так как у них не проявляются симптомы. Роль детей также неясна; у детей нет иммунитета и они не испытывают на себе серьезное воздействие.

Что же теперь?

На основании публикаций, посвященных моделированию и мер реагирования различных стран на коронавирус, существует четыре возможных сценария того, как эта пандемия может завершиться.

Первый из них заключается в том, что правительства объединяются для согласования плана по ликвидации коронавируса в зависимости от быстрой и точечной диагностики в местах оказания медицинской помощи. Все страны будут одновременно закрывать свои границы в течение согласованного периода времени и проводить агрессивную кампанию по выявлению носителей вируса и предотвращению его передачи.

Такой подход кажется маловероятным; вирус распространяется агрессивно, и некоторые страны неохотно сотрудничают друг с другом. Но он может стать более реалистичным по трем причинам: антивирусная терапия, используемая для предотвращения или лечения симптомов Covid-19, может быть плохой; производство вакцины может занять десятилетия; иммунитет может быть только кратковременным, приводя к множественным волнам инфекции даже у одних и тех же людей. Новая Зеландия в настоящее время пробует вариант такого подхода; страна закрыла свои границы, ввела режим изоляции и развертывает тестирование людей для уничтожения коронавируса.

Второй сценарий, кажущийся более вероятным, заключается в том, что ранние испытания вакцин являются многообещающими. В ожидании вакцины страны будут пытаться задержать распространение вируса в течение следующих 12-18 месяцев из-за периодических изоляций. Органы здравоохранения должны будут заранее за три недели предвидеть, достаточно ли коек, вентиляторов и персонала для лечения инфицированных. Исходя из этого, правительства могут решить, следует ли ослабить или ужесточить карантинные меры.

Но этот сценарий далек от идеала. Системы здравоохранения все еще будут напряженными, а экономические и социальные издержки изоляции высоки. Периодический режим изоляции может привести к массовой безработице, росту детской нищеты и массовым социальным волнениям. В более бедных странах больше людей может умереть от изоляции чем от самого вируса: от недоедания, от заболеваний, поддающихся профилактике, или обезвоживания в результате ограниченного доступа к чистой воде.

Третий и даже более вероятный сценарий состоит в том, что страны ожидая вакцину последуют примеру Южной Кореи: увеличат тестирование, чтобы выявить всех носителей вируса; начнут отслеживать людей, с которыми они контактировали и изолировать их на срок до трех недель. Это будет включать в себя крупномасштабное планирование, быструю разработку приложения отслеживания контактов и тысячи добровольцев, которые помогут с обработкой результатов и мониторингом карантинного режима. Могут быть применены более мягкие меры физического дистанцирования для предотвращения распространение вируса и ослабить давление на системы здравоохранения.

При отсутствии жизнеспособной вакцины в обозримом будущем, окончательный сценарий может включать борьбу с Covid-19 путем лечения его симптомов, а не его причины. Работники здравоохранения могут назначать противовирусную терапию, которая предотвращает ухудшение состояния пациентов до такой степени, когда они нуждаются в интенсивной терапии, или предотвращает их смерть при достижении критической фазы. Еще лучшим решением было бы использование профилактической терапии для предотвращения появления Covid-19 в сочетании с быстрым диагностическим тестированием для выявления инфицированных. В обеспеченных странах это может быть устойчивым, но для более бедных стран такой подход будет сложным, если не сказать невозможным.

Таким образом мы приходим к выводу, что простого решения борьбы с коронавирусом просто нет. Предстоящие месяцы будут связаны с хрупким балансом между интересами общественного здравоохранения, общества и экономики, при этом правительства будут больше полагаться друг на друга, чем когда-либо прежде.

В то время как половина успеха будет заключаться в разработке инструментов для лечения вируса - вакцины, противовирусной терапии и быстрого диагностического тестирования, другая же половина будет заключаться в производстве достаточного количества доз, распределять их справедливым и равноправным образом, а также в обеспечении ими людей по всему миру.

Абдул Керимханов