Ильхам Намик Кямал: «Актер должен уметь ходить босиком по лезвию бритвы так, чтобы его ноги не кровоточили»

- Во-первых, позвольте поздравить Вас с шестидесятилетним юбилеем. Оглядываясь сегодня назад, ответьте, пожалуйста, довольны ли вы своими творческими достижениями? Чего вы достигли в жизни, что бы хотели подкорректировать?
- Знаете, я хотел бы ответить лаконично. Я прошел длительный жизненный путь, старался всецело отдавать себя избранной профессии. Стремился не сворачивать с избранного пути. Я актер, также занимаюсь режиссурой и параллельно с этим вот уже 12 лет занимаюсь педагогической деятельностью - стараюсь правильно направлять талантливую молодежь. Правда, талант дается от Бога, но когда молодежь направляешь, это помогает совершенствовать талант.
- Какие из сыгранных вами ролей в кино и театре для вас наиболее дороги? Какие персонажи хотели бы сыграть в дальнейшем?
- Совершенно искренне хотел бы сказать, что все роли без исключения, которые я сыграл и в 23-25-летнем возрасте и которые я играю сегодня, все они для меня очень близки и дороги. Потому что в каждую из сыгранных мной ролей, в каждый персонаж я старался вжиться без остатка, раскрыть образы с ювелирной точностью для зрителей. То есть я никогда не играл безответственно ту или иную роль. Этого никогда не было, будь то большие, будь то незначительные персонажи, будь то мусье Жордан или же дервиш Местели шах, будь то сегодня Ибад Ибадович в "Дэйэрэм мин джавана" ("Я стою тысяч молодых") или же Мейдан в "Шейтанын юбилейи" ("Юбилей дьявола"), будь то Сары Гараев в "Варлы гадын" ("Богатая женщина") или же Доктор Гаратай в "Афет". Лично для меня все эти персонажи очень интересны.
Знаете, в нашей профессии ценится умение вжиться в роль, и я всегда старался вживаться из роли в роль так, чтобы вызвать интерес зрителя. Чтобы зритель не мог сказать, что я тоже смогу повторить это, что является самой худшей для актера оценкой. Чтобы сидящий в зале зритель сказал бы себе: "Нет, я не смог бы так сыграть".
- В скольких фильмах вы снялись? Не считаете ли, что мало снимались в кино?
- Я именно театральный актер. Но параллельно с этим я снялся в семи-восьми картинах, в порядка ста художественных сюжетах "Мозалана".
- Как вы оцениваете сегодня уровень современного азербайджанского театра и кино?
- Как вы знаете, киноискусство в течение длительного периода времени развивается с достаточной периодичностью, с перерывами. Раньше, в советские годы снималось много фильмов, будь то художественных или телевизионных. Мне кажется, что сегодня кино вновь поднимается на ноги, и это важно с точки зрения того, что растет новое поколение людей. Кино должно присутствовать в развитии молодого поколения.
Что касается театрального искусства, то сегодня внимание его развитию уделяется и на государственном уровне. Как известно, наш уважаемый президент уделяет повышенное внимание для воссоздания всех наших театров. Не надо понимать, что это касается только ремонта зданий, побелки стен. Это еще и обеспечение театров современной звуковой аппаратурой, современными световыми эффектами. Знаете, если какой-либо театр не имеет нормальной технической базы, то это мешает и его творческому развитию.
- Я хотел бы узнать ваше мнение об уровне профессионализма сегодняшнего театрального искусства.
- Мне так кажется, что сегодня в азербайджанском театральном искусстве ощущается большая необходимость в развитии современной режиссуры. Например, азербайджанский театр обогатили своим талантом такие режиссеры-новаторы, как Тофик Кязымов, Адиль Искендеров, Мехти Мамедов, один из последних могикан Гусейнага Атакишиев. Среди современных режиссеров я мог бы назвать Азерпашу Неймата и Марахима Фарзалибеева, которым уже под 60 лет.
То есть для будущего азербайджанского театра жизненно необходимо развитие новых режиссеров. Потому что без режиссера нет актера, что не стоит забывать.
- Вы играли на театральной сцене в 70-80-90-е годы прошлого века, продолжаете играть и сегодня. Изменился ли с течением времени зритель, если да, то в какую сторону?
- Театр - это вид искусства, который должен охватывать массы. В советские годы работали заводы, фабрики, и эти большие предприятия имели большие трудовые коллективы. А театр не предназначен только лишь для 10-15 человек, театр должен служить массам. И в те годы поток зрителей на театральные постановки был большим, возможно и за счет "массового похода" коллективов различных промышленных предприятий в театр. А сегодня количество зрителей уменьшилось. Сейчас в театр приходят только материально обеспеченные граждане, ведь посещение театральных постановок обходится зрителю недешево. Однако, наравне с этим я лично считаю, что если азербайджанец будет иметь в кармане, скажем, 1 манат, то 1 гяпик он обязательно потратит на посещение театра.
- С высоты мудрости шестидесятилетнего человека, какие стороны характера вы цените в людях?
- Я презираю ложь с молодых лет, всю жизнь мне не нравились люди, говорящие неправду. Я бы хотел сказать, что мне никогда не нравились те, кто в жизни старался играть для всех роль хороших людей. Да и неправильно это - быть хорошим для всех. Лучше уж сказать правду, и пусть она будет горькой, но люди ее поймут правильно. Это обязательно должно присутствовать в жизни.
- Ильхам муаллим, в реальной жизни вы играете или просто проживаете свою жизнь?
- Я живу простой жизнью самого обычного азербайджанца. Я прост в общении и в кругу семьи, и среди друзей. Тот небольшой талант, данный мне Всевышним, я использую только в течение двух-двух с половиной часов, когда открывается занавес, и когда нахожусь на съемочной площадке.
- Хорошо, давайте поставим вопрос иначе. Заставляют ли вас обстоятельства играть роль в реальной жизни, бываете ли вы в тех или иных ситуациях вынуждены играть? Часто ли вы стараетесь отгородиться от человека, который вам не нравится?
- Естественно, по другому невозможно. Конечно, если у тебя с кем-то не совпадают взгляды, если вы воспринимаете одни и те же вещи по-разному, если он не понимает то, что ты говоришь, то и не стоит даже с ним контактировать. То есть необходимо сторониться этого человека. Знаете, я в своей жизни видел и вижу столько людей, которые занимают высокопоставленные должности. Они и сегодня есть среди нас, и депутаты парламента, и министры, которые играют роль в реальной жизни. Я играю роль в течение двух часов, а они играют в течение всего дня и при этом не устают. Это ужасно.
- Как вы считаете, быть актером сегодня - престижно? В достаточной ли мере это оценивается? Не только в материальном плане, но и в моральном.
- Быть актером всегда считалось престижным. Во-первых, настоящий актер - это сильный, волевой человек с большим чувством собственного достоинства, которого трудно сломить. Но иногда некоторые актеры вынуждены сломаться в силу обстоятельств. К примеру, будь то молодые или среднего возраста актеры из-за нужды ведут в роли тамады свадебные мероприятия, где сталкиваются с различными людьми.
Я лично считаю, что актер всегда должен оставаться на высоте, и немного свысока должен смотреть на такие вещи. То есть он всегда должен думать только о своем творчестве, о дружбе, о семейных проблемах, и ни о чем другом. В сегодняшней жизни я, конечно же, задумываюсь над тем, что в определенное время деятели искусства, молодые актеры получали высокую зарплату. Да и сегодня государство старается день ото дня повышать зарплаты, но все равно оплата труда актеров пока не на должном уровне.
Следовательно, каждый родитель, ребенок которого выбирает своей профессией искусство, невольно задумывается, как дети будут содержать свои семьи. А это очень немаловажно.
- В каждой профессии встречаются случайные люди и, как говорится, мастера своего дела. И в журналистике в том числе. Разрешите полюбопытствовать, встречали ли вы и видите ли сегодня случайных людей в сфере искусства? Имена называть не надо. Просто сам факт существует?
- Случайные люди есть и будут в различных сферах. Но самое ужасное в том, что эти случайные люди, порой, назначаются руководителями над творческими личностями. Встречается и такое. К примеру, если вы помните, то в "Приключениях Буратино" Карабас Барабас руководил театром деревянных кукол. И в конце деревянные куклы взбунтовались против Барабаса, заявив о своем нежелании работать под его началом.
А теперь вы представьте, что в современном мире какой-то "Карабас Барабас" вынуждает играть живых людей, и что из этого выходит...
- Есть такое неписанное правило, что талант необходимо продвигать, потому что бесталанность сама пробьет себе дорогу. Наверняка, многие приходят в театр, в искусство не потому, что у них существует необходимость самореализации в этой сфере, а потому, что это престижно, из желания стать известными. И, подчас, такие случайные люди прекрасно понимают, что их коллеги по сцене намного талантливее их, в связи с чем начинают пробиваться, пуская в ход хитрость и локти, пытаясь "идти по головам".
- Знаете, те, кто приходят в эту профессию, мне кажется, знают, в чем сложность. Приведу вам слова нашего общенационального лидера Гейдара Алиева. Однажды, мне кажется, что это произошло на представлении спектакля "Шэхэрин йай гюнлэри" ("Лето в городе") Анара, когда он сказал: "Вы интеллигенты. Вы трудовая интеллигенция". И правда, если посмотреть, то мы на самом деле трудовая интеллигенция. Мы ведь не просто говорим, не просто пишем, параллельно с работой мозга мы используем пластику, голос. Те роли, которые мы играем на сцене, я имею в виду профессиональных актеров, если их будет играть неподготовленный человек, то его силы сойдут на нет, и он не будет в состоянии после двух часов игры добраться домой.
Тофику Кязымову принадлежат красивые слова - "Актер так должен сыграть на сцене, чтобы зритель воскликнул "Он, наверняка, сегодня умрет, не доживет до завтра"". Суть актерской специальности состоит в том, чтобы завтра сыграть еще лучше, чем сегодня.
- Сегодня на различных телеканалах молодые люди играют различные сценки. Как бы вы оценили их уровень?
- Инсценировки - это еще не театральное искусство. Сценка - определенное ответвление эстрадного искусства. Это может быть и сценка, и отдельный скетч, диалог - это маленькие формы эстрады, их нельзя сравнивать с театральной профессией. Театральная профессия - это очень тяжелая профессия.
- Мне известно, что ни один из четырех ваших детей не занимается искусством. Хотелось ли бы вам, чтобы они пошли по вашим стопам?
- Нет, я бы не хотел, чтобы мои дети пережили то, что пришлось пережить мне самому.
Я родом из шамахинской махалли Сарыторпаг. Мой дед Агаджавяр Ахмедов был первым купцом-мануфактурщиком. После второго землетрясения вместе с семьей он переехал из Шамахи в Баку, построил здесь много особняков. Отец мой - инженер-энергетик, работал директором завода, главным инженером. Мама - домохозяйка.
Нас трое братьев. Двое - я и Джафар - театральные актеры. Ильгар - работает в институте прав человека Академии наук, а также занимается бизнесом. Джафар - один из ведущих актеров Национального Академического Драматического театра. Один из его сыновей получил художественное образование, сейчас он высококвалифицированный ювелир.
Не знаю, моим сыновьям пока немного лет. Может, в будущем они выберут сцену. Я ничего гарантировать не могу сегодня.
- Кого бы вы назвали своими любимыми драматургами?
- Джалил Мамедгулузаде, Мирза Фатали Ахундов, Ильяс Эфендиев, Максуд Ибрагимбеков, Акрам Айлисли, Анар, Эльчин, Вагиф Самедоглу, Иси Меликзаде, Рахман Ализаде, Али Амирли. Я играл в представлениях, поставленных по их произведениям.
- Каких корифеев сегодня не хватает азербайджанскому театру?
- Очень жаль, что сегодня на азербайджанской сцене нет актеров уровня Агасадыга Гярайбейли, Мамедрзы Шейхзаманова, Алиаги Агаева, Исмаила Османлы, Мовсума Санани, Насибы ханум Зейналовой и т.д. Это были великие актеры, имеющий вес и уважение в творческой среде и в обществе, дорожащие своим именем.
- Вы и сегодня стараетесь что-то узнать, чему-то научиться? Или вы считаете, что достаточно мудры и обладаете достаточными знаниями, и нет необходимости учиться чему-то?
- Каждый человек независимо от его возраста должен ежедневно заново рождаться. Вчера закончилось, начинается новый день. Что бы не сделал накануне, с наступлением нового утра, умывшись, человек должен уметь войти в общество обновленным. Вчера ведь уже закончилось. В целом, я придерживаюсь этого правила и в творчестве. Несмотря на то, что государство присудило мне звание, что я получал какие-то поощрения, это все осталось позади. Меня всегда интересовало, что я буду делать сегодня. Вот такая у меня большая проблема. Это, конечно, трудно, но этого правила необходимо придерживаться.
Допустим, есть актеры или режиссеры, которые сыграли какую-то роль или сняли фильм лет 20 назад, певцы, которые давным-давно спели ставший известным шлягер, писатели, написавшие лет 15 назад роман, и продолжающие жить этим. Но ведь время идет, все меняется, и каждый нормальный профессионал, в какой бы сфере он ни трудился, должен оставаться неотъемлемой частицей общества. Если же ты оторвался от общества, то ты уже никому не нужен. И не стоит попусту сотрясать воздух и бить себя в грудь, дескать, я сделал что-то стоящее. Я всегда старался держаться подальше от всего этого. То ли в силу своего характера, то ли в силу еще чего-то.
- Азербайджанский зритель знаком с многими ролями, которые вы оживили в кино и театре. Намного ли Ильхам Намик Кямал в реальной жизни отличается от персонажей и ролей, которые он сыграл?
- Да, и я считаю, что именно так и должно быть. Мне посчастливилось играть и в комедии, и в драматических произведениях, и в трагедии. Это великое счастье для меня, потому что меня так воспитали мои учителя.
Но есть и вторая сторона медали. Скажем, есть смешные люди, но также существуют и профессионалы, способные вызвать положительные эмоции у зрительного зала своей игрой на сцене. Это совершенно различные понятия. Можно ведь смеяться и над идущим по улице чудаковатым типом, и над ужимками клоуна в цирке. Но бывает и так, что обычный человек играет сложную ситуацию таким образом, что это вызывает смех у зрителя.
При этом актер где-то глубоко внутри себя испытывает адскую боль, страдает, плачет, но его игра вызывает положительные эмоции у зала. Или же ты должен сыграть так искренне и правдиво, чтобы зритель сквозь возникший у него смех проникся всей глубиной трагичности ситуации, и это вызвало слезы на его лице. Вот это и есть настоящее актерское искусство и мастерство. Очень важно, чтобы ты правильно сыграл трагедию, чтобы все это испытал внутри себя прежде, чем представишь на суд зрителя. Все должно идти изнутри, ты должен уметь играть многогранно, разложить роль на 3-4 пласта, ступени, составляющие.
Более того, будь то драматическое произведение, будь то трагедия, простите за грубое сравнение, но актер должен уметь ходить босиком по лезвию бритвы так, чтобы его ноги не стали кровоточить. Вот это и есть наша профессия.
- У вас есть студенты. Всегда и везде существовала проблема непростых взаимоотношений отцов и детей. Сегодняшняя молодежь выросла в совершенно иных условиях, иной атмосфере, нежели взрослое поколение, молодые годы которого пришлись на времена СССР. Допустим, взрослые сегодня что-то не приемлют в поведении молодежи. Тем не менее, могут ли и должны ли взрослые сегодня учиться чему-то у современной молодежи?
- Знаете, молодость такая субстанция, что необходимо любить и принимать и ее достоинства, и ее недостатки. Молодых надо любить, ведь это наши дети. И вместе с тем меня постоянно не отпускает одна мысль, что молодежь сегодня недостаточно образованна, не читает книги. Компьютер и Интернет - это информация, а чтение книг - нравственность. Поэтому у творческого человека наряду с информированностью должна быть и нравственность, которая развивается только при чтении книг. Я гарантирую это не на 100, а на все 1000 процентов. По-другому не может быть. А у сегодняшней молодежи много информированности, но мало нравственности. Поэтому и на сцене, и в жизни такие люди безразличны.
- Желаю Вам долгой счастливой жизни, новых интересных ролей, новых творческих успехов.
- Спасибо. Все в руках Всевышнего.
Расим Бабаев
Day.Az
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре