Азербайджан и Иран готовят газовую революцию в Европе - АНАЛИТИКА
Иран достаточно активно готовится к отмене западных санкций. Всю серьезность этого события осознают все, а не только иранская сторона. Выход Ирана в свободное плавание может иметь серьезные последствия для международного рынка нефти и газа, при этом открыв большие перспективы для расширения энергетического сотрудничества между Азербайджаном, Турцией и Ираном. Это, в свою очередь, может привести к значительным изменениям на энергетической карте Евразии. Именно поэтому Исламская Республика всерьез занялась развитием энергетического сотрудничества с Азербайджаном, который находится на пороге вывода собственного газа на европейский рынок.
Сейчас Исламская Республика Иран (ИРИ) прорабатывает несколько направлений расширения энергетического сотрудничества с Азербайджаном. Одним из основных вопросов для иранской стороны является вывод собственного газа в Европу, что станет возможным после отмены санкций.
В качестве основного и реального маршрута выхода иранского газа на Запад является зона прохождения Южного газового коридора (ЮГК), по которому уже с начала 2020 года на европейский рынок начнет поступать топливо с азербайджанского месторождения "Шах Дениз".
Несмотря на сложную международную экономическую обстановку, которая обусловлена низкими ценами на нефть. работы по формированию ЮГК (будет состоять из трех отдельных трубопроводов) идут в полную силу. Продолжаются работы по расширению действующего Южнокавказского газопровода, началось строительство Трансанатолийской трубы (TAP) и уже в 2016 году будет дан старт работам по прокладке Трансадриатического газопровода, который позволит транспортировать газ с турецко-греческой границы через территорию Греции и Албании в Италию.
Согласно планам Ирана, республика планирует экспортировать газ не только в Азию, но и в Европу. В рамках этих планов, ИРИ намерена сотрудничать с Азербайджаном по вопросу транспортировки газа в Европу по Южному газовому коридору.
"Один из путей иранского газа в Европу - транспортировка через Азербайджан. Думаю, что мы сможем сотрудничать с Азербайджаном в использовании Южного газового коридора. По этому поводу мы проводили переговоры с министром энергетики Азербайджана и соответствующими структурами. Официальные лица обеих стран постоянно ведут переговоры в области газа, и они будут продолжены", - сказал ранее Trend сопредседатель ирано-азербайджанской межправкомиссии по экономическому, торговому и гуманитарному сотрудничеству Махмуд Ваези.
Подключение Ирана к ЮГК станет возможным через Трансанатолийский газопровод, который пройдет через всю территорию Турции (с востока на запад), до ее границы с Грецией. С турецко-греческой границы газ продолжит свой путь в Европу по Трансадриатическойму газопроводу, который позволит качать "голубое топливо" через Грецию и Албанию в Италию и далее в Западную Европу.
В случае подключения Ирана к Южному газовому коридору не обязательно, что иранский газ должен транспортироваться в Европу не через Грецию. Это может произойти и через территорию Болгарии, что открывает возможности для возрождения проекта Nabucco West, который рассматривался консорциумом по разработке месторождения "Шах Дениз" в качестве одного из маршрутов поставок газа в Европейский Союз.
Концепция проекта Nabucco West предполагает строительство 1300-километрового трубопровода (Болгария - 412 километров, Румыния - 469 километров, Венгрия - 384 километра, Австрия - 47 километров) от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена, который является крупным газовым хабом. Проект Nabucco West потерял свою актуальность после того, как в качестве основного маршрута поставок азербайджанского газа в Европу был выбран Трансадриатический газопровод.
Возвращаясь к теме Трансадриатического газопровода, хотелось бы отметить, что иранская сторона имеет интересы на превращение в одного из акционеров этой трубы.
Как ранее говорил глава секретариата азербайджано-иранской межправительственной комиссии по сотрудничеству в торгово-экономической и гуманитарной сферах Мехди Мохташами, TAP может стать надежным маршрутом поставок иранского газа в Европу.
"Иран изучает различные маршруты поставок своего газа в другие страны и одним из таких маршрутов является TAP. Мы уже провели предварительные переговоры с Азербайджаном и проделали определенную работу в этом направлении", - сказал он.
Напомним, что иранская компания NICO является владельцем 10-процентной доли в проекте "Шах Дениз". На этом фоне, очень интересным является заявление Махмуд Ваези о том, что иранская сторона намерен увеличить свою долю в этом проекте. По его словам, переговоры по этому вопросу уже ведутся с азербайджанской стороной.
"Иранская компания NICO владеет долевым участием в проекте "Шах Дениз", и мы провели переговоры, чтобы увеличить долю в этом проекте", - сказал Ваези.
Очень интересная складывается ситуация. В вопросе расширения сотрудничества с Азербайджаном Иран выбирает комплексный подход, который служит не одной цели. То есть, в данном случае речь идет не только о том, что бы доставить свой газ европейским покупателям, но и о желании укрепить связи с ЕС с позиции поставок газа из Азербайджана, у которого с европейскими партнерами уже сложились очень хорошие отношения. Фактически, Иран решил штурмовать энергорынок Европы не только прямыми, но и косвенными методами, что в итоге может вылиться в достаточно успешный тройственный энергетический союз Азербайджана и Ирана, в котором немаловажная роль будет отводиться и Турции, имеющей достаточно большие виды на установление более теплых отношений с Западом.
Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер: @Emilsmail
Все материалы автора здесь
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре