Предвыборная утечка сотрясла Армению - Пашинян готов к компромиссам по Карабаху?
"Мы будем последовательны в вопросе возвращения Карабаха за стол переговоров в качестве полноценной стороны переговоры, в качестве основной стороны конфликта.. бла-бла-бла", - заявил и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян, встречаясь в понедельник с избирателями.
Эта песня, которую поют новые власти Армении уже восьмой месяц, давно выучена наизусть, заиграна и служит скорее колыбельной для армянского общества, чем боевым маршем.
А вот неожиданно подброшенное обществу заявление о том, что апрельская революция намного важнее "победы" в карабахской войне, это уже любопытный момент.
Озвучил это мнение на предвыборном митинге, как ни странно, участник карабахской войны, председатель правления возглавляемой Николом Пашиняном партии "Гражданский договор" Сасун Микаэлян.
Конечно же, эти слова вызвали бурную реакцию патриотически-озабоченной общественности, закомплексованных активистов соцсетей и так называемых "карабахцев". Микаэляна пристыдили, пригвоздили к позорному столбу, обвинили в принижении "достижений и гордости" армянского народа в угоду партийным интересам. И указали, что оккупация азербайджанских территорий никак не может ставиться ниже апрельского переворота.
Высказывание Сасуна Микаэляна стало сегодня в Армении и оккупированном Карабахе темой дня. Перепуганные непонятными вестями из Еревана сепаратисты просто закидали СМИ и соцсети грозными заявлениями и проклятиями в адрес "героя Карабаха", а через него и в адрес его патрона - Пашиняна, которого давно подозревают в пораженческих настроениях. То тут, то там выкладываются фотографии нынешнего премьера в обнимку с таким же "предателем" Левоном Тер-Петросяном.
"То, что сказал Сасун Микаелян, в действительности, является политической программой, которую выполняет Никол Пашинян", - однозначно заявил сегодня баллотирующийся в парламент от РПА Давид Шахназарян. Сасун Микаэлян, по его мнению, просто высказал то, что является политикой нынешней власти. И вообще, уверен Шахназарян, власть Никола Пашиняна представляет для Карабаха "большую угрозу, чем Азербайджан"".
Справедливости ради отметим, что Никол Пашинян вступился за своего однопартийца и, в свою очередь перешел в наступление на тех, кто нападает на Микаэляна за "не вполне верную формулировку". "Я удивляюсь на заявления некоторых людей, которые годами следили или участвовали в грабеже армии. Сегодня они решили набрать политические очки за счет неправильно сформулированного предложения. Я этого не позволю", - сказал Пашинян и не преминул пригрозить, что все, кто участвовал в грабеже армии на протяжении двадцати лет, будут призваны к ответу.
Трудно сказать, что на самом деле имел в виду соратник Пашиняна, тем не менее, якобы неправильная формулировка все равно остается примечательной. Приведем цитату из Микаэляна целиком и в первозданном виде. Это необходимо, чтобы прочувствовать каждый нюанс, а их там предостаточно. "Мы одержали победу в карабахской войне, но я не побоюсь сказать - победа, которую одержали в нашей стране вы - армянский народ, важнее, чем карабахская освободительная война, поскольку та победа была завоевана храбрыми сынами армянского народа, и народ должен был почувствовать результаты этой победы, но прежние власти не допустили, наш народ не представил цену нашей победы, не понял, за что пали люди".
Каково? Вот она, правда - развязав карабахское кровопролитие, армянское общество так и не поняло, ради чего все это было. Оно и сегодня не понимает, ради чего погибают их сыновья на чужой земле, о чем свидетельствуют и сообщения в армянских СМИ, и записи в соцсетях.
Микаэлян постарался сместить акценты на прежний режим, но это смысла сказанного не меняет, как и цветистые выражения в адрес "храбрых сынов армянского народа". Это просто бутафория, призванная смягчить смысл сказанного.
С приходом к власти Пашиняна появились определенные надежды на то, что вопрос карабахского урегулирования будет сдвинут с мертвой точки. Надежды были не беспочвенны и вытекали из прежних убеждений нынешнего премьера. Будучи в оппозиции, Пашиняну ничто не мешало видеть, что ради будущего Армении Еревану необходимо идти на компромиссы и возвращать земли. Об этом, кстати, он писал и в своей ставшей в Армении бестселлером книге и многочисленных статьях. На эти выводы наводит и близость его к экс-президенту, лидеру АНК Левону Тер-Петросяну, известному своим, скажем так, нетрадиционным подходом к делу карабахского урегулирования.
Однако, сместив "карабахский клан", Никол Пашинян понял, что в карабахском вопросе не сможет отойти от принятой и утвержденной идеологами националистической линии. Это можно было бы сделать до того, как ушел Саргсян, но теперь момент упущен. Идея во что бы то ни стало вовлечь в переговорный процесс сепаратистов проистекает из того же упущенного момента. Пашиняну необходимо было показать, что он свой, но не озвучивать при этом лозунги прежнего режима, а наоборот, начать требовать того, что не решился требовать даже "карабахский клан".
Невыполнимое требование о "третьей стороне" является лучшим способом затянуть процесс и получить время на адаптацию в теме, где он просто не может действовать так, как было бы лучше для Армении. Тридцать лет карабахского конфликта доказали, что именно территориальные претензии к соседям губят страну, и пока Армения не откажется от своей грязной "победы", ей не вылезти из пропасти.
Есть все основания полагать, что Никол Пашинян это осознает. И не исключено, что подобные "неточности" будут периодически звучать в речах его сторонников. Причем, такая перспектива замечена и в уже паникующих армянских экспертных кругах. "Победа" является для армянского общества единственной соломинкой, за которую еще цепляется национальная идея. Отбери ее, и не останется ничего.
Между тем, истерика вокруг слов Микаэляна показала, что карабахская мафия жива и не даст никому шагу ступить вне обозначенных националистами меток. И вовсе не далек от истины российский историк Олег Кузнецов, заявивший ранее в интервью нашему порталу, что это не Карабах является марионеткой Армении, а Армения оккупирована Карабахом, то есть роли колонии и метрополии тут распределены не так, как кажется на первый взгляд.
Как бы там ни было, главной задачей Никола Пашиняна после выборов будет активизация процесса урегулирования карабахского конфликта, без глупых предусловий и невыполнимых требований. Без урегулирования конфликта все его благие намерения по превращению Армении в нормальное государство уйдут в никуда.
И побольше, побольше таких вот "неверных формулировок", чтобы армянское общество наконец привыкло к ним и начало думать своей головой, а не указаниями негодяев из прошлого.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре