Азербайджанская армия получила бесценный победоносный опыт. И теперь станет совсем другой

Интервью Day.Az с известным военным экспертом, главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексеем Синицыным.

- Алексей, как бы вы оценили результаты последних событий на карабахском фронте для Азербайджана? 

- Позитивно. Армяне просто мечтали нанести превентивный удар и попытались это сделать. Так что спровоцировала эскалацию армянская сторона. Азербайджанская армия же врага от линии фронта отбросила, инициативу захватила. Это был колоссальный прорыв, который никогда не поймут те, кто сегодня пытается выступать с критикой в соцсетях. 

После этих событий азербайджанская армия, получившая бесценный и, главное, победоносный опыт, будет совершенно другой. И армяне станут другими. У них сейчас время крушения иллюзий. Во-первых, они - не сверхлюди, во-вторых, никто за них воевать не будет. Эти два момента - шок для армян.

Так что, я считаю, все нормально. Это - прорыв. Баку усилил свою переговорную позицию, и это очень хорошо.

- Армянская сторона, вероятно, впав в отчаяние, грозится ударить по нефтегазовой инфраструктуре Азербайджана. Там снова заговорили о пресловутых "Искандерах", которые, как известно, Армения так и не получила. Осуществимы ли эти угрозы?

- Честно говоря, заявление о готовности "ударить по нефтяным коммуникациям с использованием систем "Искандер", "Скад-В", "Точка-У"" выглядит откровенным безумием. Москва, как известно, открыто представила список вооружений по льготному кредиту, и никаких оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер" в нем, конечно, нет, как и ОТК "Точка-У". Думаю, что плохо сделанные деревянные муляжи этих ракет, которые армяне провезли на параде в Ереване, в расчет можно не брать. А у тех проржавевших "Скадов", которые достались армянам в наследство от 7-ой армии ВС СССР, все гарантийные сроки эксплуатации давно и не раз прошли. Они уже 17 лет, как сняты с производства в России, а, значит, не обслуживались специально подготовленным персоналом. Вряд ли эти "Скады" способны взлететь, не развалившись в воздухе, не говоря уже о том, чтобы поразить какие-то цели, прорвав глубоко эшелонированную ПВО Азербайджана.

- А насколько реалистично выглядят заявления Тер-Тадевосяна о некоем "сверхсекретном" оружии армян? Буквально накануне последнего обострения на фронте он заявил, что у Армении, дескать, имеется, цитирую, "оружие, о котором враг не знает. Это оружие создается руками армян, и оно может быть применено в самый сложный момент, чтобы Азербайджан не успел опомниться". Что бы это значило?

- Эти информационные сбросы о секретном армянском оружии начались не вчера. Еще пять лет назад сам Серж Саргсян заявил о способности армянских ВС дать азербайджанской армии "диспропорционально мощный ответ". Тогда уже возникал вопрос - каким таким смертоносным оружием обладает Ереван, чтобы наносить противнику подобное поражение? На него ответили  сами армянские военные эксперты и политологи, наперебой заговорив о... "ядерном оружии Армении". Именно на его существование и намекал генерал Тер-Тадевосян.

Сразу успокою читателей: никакого ядерного оружия - ни стандартного, ни "грязного" у армян нет, что мы с вами сейчас и докажем.

Поначалу ссылаясь на различные, порой весьма сомнительные источники, армянская сторона осторожно сбрасывала в медиа-пространство информацию о наличии у нее ядерного оружия советских времен.

Однако на территории Армении никогда не было ни ракетных шахт, ни мобильных комплексов типа "Тополь-М". Скрыть их наличие от американцев, которые после распада СССР самым тщательным образом искали его за пределами бывших советских границ, было абсолютно невозможным. Тем более, на такой маленькой территории, как Армения. Американские спутники для т.н. видовой разведки (фотографирование с высочайшим разрешением - менее 20 сантиметров в одном пикселе фотографии) обладают  оптическими системами с диаметром зеркала 2,4 метра - такие же установлены на легендарной космической обсерватории "Хаббл".

Когда распался Советский Союз, первыми американцы сделали все, чтобы ядерное оружие, расположенное на Украине, в Казахстане и Беларуси, было как можно быстрее передано России. И это при том, что у новых "ядерных держав" просто не было кодов для запуска ракет. Как, впрочем, и достаточной инфраструктуры для их содержания. Американцы очень нервничали из-за ядерных арсеналов, оказавшихся за пределами России, но об Армении почему-то никто не вспоминал.

И потом, ядерный боезаряд - это не какая-нибудь авиационная бомба, спокойно хранящаяся на складе десятилетиями. Атомное оружие требует особого режима содержания и сложного, дорогостоящего обслуживания, не реже, чем раз в три года, причем, нередко только на заводе-изготовителе.

- Вы упоминали так называемую "грязную бомбу". Это не та ли бомба, о которой одно время говорили некоторые эксперты в Армении? Мол, Армения располагает возможностями изготовить бомбу из ядерных отходов, взорвав которую, можно было бы якобы подвергнуть радиоактивному заражению огромные территории Азербайджана...

- Это тоже "дезинформация", запущенная самими армянами. Армянские "эксперты" стали говорить о том, что в результате переработки отработанного топлива Мецаморской АЭС, они способны "получать свежее ядерное топливо и изотопные источники", которыми начинят боеголовки изготовленных в Армении ракет.

В этой связи я должен привести достаточно пространную цитату из сочинения покойного Левона Мелик-Шахназаряна, которое растиражировали многие армянские СМИ, включая, диаспорные.

Итак: "Надо просто взорвать на высоте три-пять километров ракету с радиоактивными отходами, чтобы лишить жизни территорию в сотни квадратных километров. Подобных ракет у нас - сотни, а радиоактивных отходов - десятки тонн. Прелесть использования ракет - носителей радиоактивных отходов, заключается еще и в том, что даже эффективное применение врагом современных средств ПВО способно лишь изменить намеченную зону поражения, но никак не последствия. Будет поражена, скажем, территория Саатлинского района, вместо намеченного к уничтожению Кюрдамирского, или бакинского поселка Ахмедлы вместо Сабунчи, - невелика разница".

Очень хотелось, чтобы с этим текстом мизантропа познакомились мои российские или западные коллеги, которые так любят рассуждать о прирожденном армянском гуманизме.

Однако все это эмоции. Никакой "грязной бомбы" у армян нет. Еще осенью прошлого года Гендиректор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко так прокомментировал поставки ядерного топлива на Мецаморскую АЭС: "Если мы его поставляем, мы же забираем на переработку". Причем, делается это под строжайшим контролем инспекторов МАГАТЭ.

Более того, еще три года назад на армянской станции была открыта и до сих пор действует "Лаборатория экспертизы ядерных и радиоактивных материалов". Она была сформирована в рамках сотрудничества Программы противодействия незаконному обороту ядерных и радиоактивных материалов (PNSP), Госдепартаментом США и самой армянской АЭС. Так что, американцы внимательнейшим образом следят за движением ядерного топлива и его отходов. Поэтому изготовить "грязную бомбу" у армян нет никакой возможности.

Кстати, никаких средств доставки этой пресловутой "бомбы", даже если бы она существовала, у Армении тоже нет. По данным американской военной разведки, более 40 стран обладают сегодня ракетными технологиями. Только вот, незадача - Северная Корея, Иран, Пакистан в этом списке есть, но Армения в нем не числится. Ее промышленность не в состоянии создать новые или модернизировать старые, 40-летней давности, оперативно-тактические комплексы  9К72 "Эльбрус", известные как "Scud" с ракетами в обычном снаряжении. Собственно, другого у них и нет. Уверен, что и с их обслуживанием было немало проблем.

- А что имела в виду армянская сторона, обещая на днях в ответ на наши обстрелы нанести удар "несоразмерный и более болезненный"? Это тоже хорошая мина при плохой игре?

- Не только. Это еще и попытка отвести от себя все обвинения в преднамеренном обстреле азербайджанских населенных пунктов. И вот что интересно - еще более пяти лет назад в Армении была разработана теория "противоценностных ударов", авторство которой принадлежит доктору политологии,  Сергею Минасяну. Суть ее проста - наносить ракетно-бомбовые удары не по азербайджанским войскам, а мирному населению Азербайджана.

В своей работе "Механизм поддержания мира в Карабахском конфликте: теория сдерживания в условиях ассиметричной гонки вооружений" Минасян писал: "...в зону обстрела даже ствольной артиллерии и РСЗО среднего калибра карабахской армии попадают многие азербайджанские густонаселенные районы и крупные города с совокупным населением в сотни тысяч человек".  

Цель до примитивного ясна - посеять панику, спровоцировать потоки беженцев, тем самым, "повлиять на решимость политического руководства противника", как это было в первой карабахской войне. Совершенно не смущаясь, Минасян говорил о возможности безнаказанно использовать, цитирую, "карабахскую территорию для нанесения "противоценностных" ударов по целям в глубине территории Азербайджана, "прикрываясь" членством РА в ОДКБ и двусторонними российско-армянскими обязательствами в сфере обороны и безопасности". Это то, что называется вопиющим цинизмом.

И эта теория уже давно принята армянскими вооруженными силами. Другое дело, что сейчас ее не удалось реализовать. Но то, что в планы армянских ВС фактически заложены военные преступления по классификации Международного гуманитарного права - очевидный факт.

Ну, а что касается всех этих разговоров об армянском "сверхоружии", то на память невольно приходят исторические реминисценции 1945 года, когда геббельсовская пропагандистская машина выдавала перлы типа "в горах Баварии уже куется оружие возмездия" или "фюрер знает, что бросить на чашу весов за пять минут до двенадцати".

Чем это закончилось, всем хорошо известно.  

Беседовала Лейла Таривердиева