Именно Россия поможет разрулить армяно-азербайджанский конфликт

Интервью Day.Az с главой Центра геополитических исследований Института инновационного развития, известным российским экспертом Дмитрием Родионовым.

- Как вы оцениваете российскую политику на Южном Кавказе с точки зрения стратегического союзничества?

- С точки зрения стратегического союзничества политика Москвы на Южном Кавказе достаточно последовательна и продумана. С Азербайджаном в последнее время отношения строятся в рамках стратегического партнерства. Нельзя сказать, что Баку как-то совсем совершил разворот, переориентировавшись с Запада на Россию, но без всяких сомнений, диалог между нашими странами стал гораздо более продуктивным, ибо обе стороны осознают необходимость преодоления разногласий. Сотрудничество в рамках площадки "Москва-Тегеран-Баку" делают этот диалог еще более результативным, нам удается совместно решать не только двусторонние, но и региональные вопросы и даже вопросы мировой политики.

Баку, Москва и Тегеран могли бы контролировать цены на нефть и газ

Баку, Москва и Тегеран могли бы контролировать цены на нефть и газ

Конечно, сотрудничество Москвы и Баку вызывает критику Еревана, однако это сотрудничество не выходит за рамки обязательств Москвы и не может являться причиной серьезных разногласий и тем более - прекращения союзнических отношений. С Арменией у нас отношения в рамках ОДКБ и ЕАЭС. Конечно, разногласия случаются, ну а где их не бывает? Все они решаются в рамках конструктивного диалога. Москва в армяно-азербайджанском конфликте всегда выступала в роли арбитра, и я надеюсь, что такой подход рано или поздно приведет к конкретным шагам по нормализации армяно-азербайджанских отношений.

- Может ли китайский фактор (за счет политики "мягкой силы"), увеличив свое экономическое присутствие в регионе, привести к системному ослаблению российских позиций на Южном Кавказе? 

- Китай является стратегическим партнером России по целому ряду направлений от политики до экономики. В нынешних условиях глобального противостояния с Западом, фактически вылившегося в новую Холодную войну, сотрудничество Москвы и Пекина необходимо обеим сторонам, без него нам просто не устоять. Конечно, Китай имеет свои интересы на Южном Кавказе. Еще больше, правда, это относится к Средней Азии. Я не думаю, что Китай ставит цель вытеснить Россию из этих регионов, но осуществление его интересов в чем-то действительно может пересекаться и противоречить интересам России. Мы должны это понимать.

 

В Армении задумали столкнуть Россию и Китай

В Армении задумали столкнуть Россию и Китай

 

И мы должны вести диалог, находить точки соприкосновения, сразу обозначать свою позицию по всем острым вопросам, чтобы в дальнейшем не было недомолвок. В настоящее время я не вижу серьезной угрозы нашим интересам со стороны Китая, однако наше сотрудничество должно быть обоюдным и строиться на уважении интересов друг друга. Уверен, что любые разногласия, если они появятся, удастся преодолеть. В рамках того же проекта "Один пояс - один путь" мы просто обязаны сотрудничать - это отвечает нашим общим интересам.

- Почему ЕАЭС как геополитический проект все еще  не привлекателен для других стран бывшего Союза?

- К ЕАЭС много вопросов. Многие обращают внимание на то, что интеграционные проекты России на постсоветском пространстве напоминают игру в одни ворота, безвозмездные односторонние уступки бывшим республикам. В частности, в Кыргызстане недавно решили 7 ноября вместо дня Великой октябрьской социалистической революции праздновать как т.н. "дни истории и памяти предков", связанные с одной из не самых красивых страниц отношений между нашими народами. При этом Москва никак не отреагировала. Можете себе представить, чтобы Вашингтон промолчал, если бы какая-то страна НАТО, членство которой в блоке фактически оплачивают США, вдруг приняла бы закон о признании геноцида североамериканских индейцев? И это лишь один из примеров.

Мнимый разворот: Армения не покинет ЕАЭС, так как не нужна Западу

Мнимый разворот: Армения не покинет ЕАЭС, так как не нужна Западу

 

Тем не менее, необходимо понимать, что и ЕАЭС, и ОДКБ - молодые проекты и отчасти сырые, не имеющие конкретного идеологического наполнения, что позволяет отдельным сторонам по-своему трактовать свои обязательства и права внутри них. Проекты эти создавались, что называется, "на скорую руку" - как ответ на недружественные экономические и политические шаги Запада по отношению к нашей стране, в том числе на постсоветском пространстве - в зоне наших стратегических интересов.

Возможно, прошло слишком мало времени, однако это уже очень серьезный шаг, по сути, первый шаг к интеграции (после создания союзного государства России и Беларуси) на постсоветском пространстве после чудовищных дезинтеграционных процессов 90-х.

Ломать - это всегда легко и быстро, а на восстановление может уйти уйма времени и сил. Тем не менее, я верю, что будущее за интеграцией, и к ней, рано или поздно присоединятся все бывшие республики и не только. Однако все же отмечу, что этот процесс должен приобрести очерченные идеологические рамки, чтобы люди в странах-участниках четко понимали, что именно они строят вместе и с какой целью.

Матанат Насибова