Кризис давит на манат - ЕЩЕ ОДНА ДЕВАЛЬВАЦИЯ?
После решения ОПЕК не сокращать добычу, нефть вновь пошла вниз и уже достигла уровня 2009 года. По прогнозам экспертов, уровень в $40 за баррель будет пробит, но вряд ли падение окажется долгосрочным: спрос на нефть в мире растет, а производство из-за низких цен, напротив, снижается. Тем не менее, пока мировые нефтяные лидеры добычу и экспорт только наращивают.
Напомним, что на последней сессии Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) фактически оставила квоты на добычу нефти без изменений, несмотря на ожидания по повышению планки - в картель вернулась Индонезия (покинула состав участников организации в 2009 году). Сейчас потолок добычи стран ОПЕК, установленный в 2011 году, составляет 30 млн баррелей в сутки. Однако на деле члены картеля квоты не соблюдают и колеблются в районе 31 млн баррелей в день. При этом, возвращение Индонезии в ОПЕК даст организации формальный повод увеличить квоту на добычу до 31 млн баррелей в день.
На этом фоне, российские СМИ уже бьют тревогу. К примеру, как пишет Gazeta.ru, нефть уверенно движется к психологическому рубежу в $40 за баррель. В понедельник стоимость североморской нефти Brent (именно к ней привязана цена российской Urals) впервые с посткризисного 2009 года пробила отметку в $42. К 18.30 мск баррель Brent стоил $41,62 (-3,7% с начала торгов). Следует отметить, что в 2009 году уровень $42 был пройден вверх, тогда нефть постепенно восстанавливалась после обрушения в предыдущем году. Сейчас же цена барреля последовательно снижается.
"Тенденция к падению прослеживается четко, - комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. - Кстати, в том же 2008 году уровень в $40 был пройден достаточно быстро".
В 2008 году нефть с рекордных $146 за баррель в июле к декабрю рухнула до $33. Однако уже в начале следующего года начался рост.
При этом, Иран заявляет, что готов после отмены санкций увеличить добычу на 0,5-1 млн баррелей в сутки, а экспорт - на 0,5 млн баррелей. Сейчас Иран добывает около 2,8 млн баррелей в день. Как заявил в пятницу иранский министр нефти страны Биджан Намдар Зангане, потолок суточной добычи Ирана составляет 4 млн баррелей.
Между тем, некоторые страны ОПЕК недовольны существующими ценами и считают, что ситуацию надо исправлять. В частности, по мнению Ирана, Ирака, Алжира и Венесуэлы, необходимо менять общую политику картеля, так как при существующей они несут огромные убытки.
Убытки несут не только страны-участницы ОПЕК. Низкие цены сильно влияют на доходы и других нефтедобывающих стран, среди которых и Азербайджан. Именно падение цен на нефть стало причиной девальвации, которая была проведена в стране в феврале 2015 года. Как результат - манат подешевел на 35 процентов. Однако, решения по отпуску маната в "свободное плавание" так и не было принято.
"Свободное плавание" означает, что курс маната по отношению к другим валютам не будет зависеть от Центрального банка Азербайджана, а будет формироваться рынком (в частности, изменениями цен на нефть), поведение которого предсказать очень сложно.
Да, речь о мировом кризисе. Уже долгое время цена на нефть находится почти вдвое ниже, чем привыкли все страны мира, особенно те, кому повезло ее добывать и продавать. Снижение началось еще в 2014 году, и уже в декабре в регионе начались первые валютные катаклизмы: девальвировались казахстанский тенге, турецкая лира, грузинский лари (все вышеперечисленные валюты так и не остановились до сих пор), российский рубль вообще пережил серьезный обвал.
Напомним, курс тогда был старый, приятный - 0,7844-45 AZN/USD. И население принялось массово скупать доллары, конвертировать вклады. В итоге ЦБА впервые за этот кризис вышел на рынок с большой интервенцией: только в декабре прошлого года на это было потрачено $1,12 млрд, это очень много, если учесть, что за весь период с января по ноябрь 2014 года ЦБ потратил на поддержку маната всего $1,27 млрд.).
Ситуация не изменилась - уже в январе 2015 года Центробанк потерял еще больше одного миллиарда долларов - все ушло на поддержку курса маната относительно доллара США. То же самое повторилось и в феврале - в итоге дело кончилось девальвацией, массовой конвертацией вкладов из манатов в доллары.
Однако, даже после девальвации расходы Центробанка на поддержание курса маната не снижаются. Доказательством этому являются цифры. Так, по данным самого Центробанка, в ноябре 2015 года валютные резервы, находящиеся в распоряжении ЦБА, сократились по сравнению с октябрем на 589 миллионов долларов (8,62 процента) - до 6 245,6 миллиона долларов.
С начала 2015 года валютные резервы Центробанка сократились на 7 512,7 миллиона долларов (54,6 процента).
Сокращение валютных резервов Центрального банка наблюдается с июля прошлого года. Если вначале этот процесс протекал медленными темпами (в районе 20-50 миллионов долларов), то, начиная с декабря, произошло резкое сокращение их объема, что связано с увеличением спроса на долларовую массу в стране.
Однако, как сообщает Trend, уже в мае-июне 2015 года рост валютных резервов возобновился. Так, в мае резервы ЦБА увеличились по сравнению с апрелем на 42,9 миллиона долларов (0,51 процента) - до 8,43 миллиарда долларов, а в июне - на 89,4 миллиона долларов (1,06 процента). Однако после незначительного роста сокращение валютных резервов ЦБА продолжилось.
Снижение объема валютных резервов Центробанка связано в частности с интервенцией, осуществляемой Центробанком на валютном рынке с целью удержания курса маната по отношению к доллару на стабильном уровне. Несмотря не на что, манат продолжает дешеветь. Если в октябре он еще не дотягивал до 1,05 AZN/USD, то в ноябре этот психологический порог был преодолен. Всего два дня в декабре курс упал ниже указанного показателя, но уже 8о декабря он опять установился на уровне 1,05 AZN/USD.
Умение стабильно оценивать все риски - основа всей инвестиционной политики мира. Доверие инвесторов подорвано не было, инвестиции в Азербайджан не только не сократились, но и продолжили расти (особенно это касается нефтегазового сектора). Это означает, что капитал верит в страну и успешность государственной экономической политики.
Однако, механизм действия мировой экономики настолько связан с ценами на нефть, что нынешняя ситуация является вполне объективным процессом. Если у кого-то есть большие запасы какого-либо ресурса, то, рано или поздно, он начнет этим пользоваться. Соблазн становится еще более велик, когда речь идет о таких глобальных масштабах.
На самом деле, нежелание стран-членов ОПЕК снижать объемы добычи, определенные манипуляции со стороны США и другие сопутствующие условия, не позволяют нефти вырасти в цене и закрепиться на стабильном уровне.
Так что же ждет азербайджанский манат? Вторая волна девальвации или ЦБА его просто отпустит?
Сейчас говорить очень сложно. Но одно можно сказать точно, - дальнейшее "таяние" валютных резервов ЦБА допускать нельзя, и, если так пойдет дальше, то стране (по объективным причинам) придется идти на жесткие меры.
Нормализовать ситуацию может лишь стабилизация цен на нефть, а это пока невозможно из-за того, что крупные производители нефти руководствуясь своими собственными интересами, ведут мировую экономику к глубочайшему кризису.
Али Гусейнов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре