Победители боли: кто придумал аспирин? - ФОТО Сто пятнадцать лет назад в Германии была запатентована торговая марка "Аспирин". Это лекарство, ныне известное всем чуть ли не с детского сада, сразу стало настоящим хитом продаж в аптеках мира и обеспечило бурный рост немецкой компании "Байер" на годы вперед. Сегодня этот концерн превратился в одного из глобальных лидеров химической и фармакологической промышленности.

"Наука для лучшей жизни" - этот слоган лег в основу деятельности транснациональной корпорации "Байер". Помимо популярнейшего анальгетика, компания стала первооткрывателем полимера полиуретан, легшего в основу пластиковых продуктов поликарбоната, первого сульфонамида "Пронтозил", популярного антибиотика циклофлоксацина, и многих других.

Логотипу компании, так называемому байеровскому кресту - буквы, составляющие название компании, выложены крест-накрест, - уже более ста лет. Он был впервые введен в рекламный оборот в 1904 году и благополучно пережил две мировые войны, даже несмотря на то, что обе закончились поражением Германии. "Байер" стал не только одной из ведущих инновационных компаний мира в сфере разработки и производства лекарственных средств и товаров для здравоохранения, но и лидером в производстве новых материалов.

Отец-основатель "Байер груп" Фридрих Байер родился в 1825 году в Бармен-Вихлингаузене, ныне район Вупперталя, в семье ткача, мастера по производству шелка. В то время текстильная промышленность переживала расцвет.

Когда Фридриху было 14 лет, он поступил учеником в компанию по торге химическими товарами "Везенфсунд Ко." в Бармене. В 20 лет юноша начал чал торговать искусственными красителями. Через три года он основал с первую торговую фирму и организовал сеть сбыта по Европе. Его будущий партнер Иоганн Фридрих Вескотт был на четыре года старше. Он родился в семье красильщика, и по сути, это был его семейный бизнес. Уже через несколько лет - владелец красильной мастерской, качество его товаров приносит ему финансовую независимость. То, что Байер и Вескотт познакомились и стали партнерами, сыграло решающую роль в судьбе компании.

Используемые ранее натуральные красители были дорогими, их не хватало. Новые изобретения побудили Фридриха и Иоганна проводить опыты по производственному испытанию синтетических красителей. В результате их краски оказались значительно лучше, чем искусственные красители первого поколения.

1 августа 1863 года фирма, называвшаяся "Фридрих Байер и К0", была внесена в коммерческий регистр. Ее главные потребители - предприятия текстильной промышленности - выказали повышенный интерес к новым краскам не только в Германии, но и в других странах, где эта отрасль была наиболее развита: в Англии, Франции, США и России. К слову, уже через десять лет продукция Bayer удовлетворяла около 75 процентов российского спроса на искусственные красящие вещества.

Однако конкуренция в данной сфере была настолько высокой, что Байер и его напарник Фридрих Вескотт при первой же возможности занялись диверсификацией бизнеса. Уже в середине 1870-х годов они начали частично переводить промышленные мощности с производства красителей на выпуск новых для того времени продуктов: фотохимикатов и фармацевтических препаратов. Работа с химикатами в ту пору была делом весьма рискованным. Вредное производство не могло не сказаться на здоровье компаньонов. Каждый из них дожил лишь до 55 лет. Но, они успели не только заложить базу для развития своей компании, но и создали международную дистрибьюторскую сеть.

Представители второго поколения владельцев преобразовали фирму в акционерное общество. Это был смелый и нестандартный по тем временам шаг, но он привлек капитал, необходимый для расширения дела.

Победитель боли

Ключевым для реального взлета компании "Байер" к вершинам мирового бизнеса оказалось решение о создании крупной исследовательской лаборатории в Вупперталь-Элиберфельде, где с 1878 по 1912 год и располагалось центральное отделение компании. А первым лекарственным препаратом, полученным в лаборатории, стал фенацетин - искусственное жаропонижающее и одновременно средство от похмелья. Собственно, сначала это был побочный продукт при производстве красителей, но исследователи нашли ему и самостоятельное применение. Кстати, первое искусственное снотворное люминал - тоже изобретение "Байер".
 

Лаборатория подняла промышленные исследования на новый уровень. "Байер" быстро превратился в собирателя самых талантливых ученых-химиков. Такой подход, собственно, и заложил основы деятельности современной суперкорпорации "Байер". 
 

Исторический сертификат Патентного ведомства Германии, давший жизнь самому популярному лекарству в мире - аспирину.

считались чуть ли не панацеей и продавались во многих аптеках без рецепта в качестве средства от боли и кашля. В то же время всего через пару лет после появления в аптеках кокаина стало ясно, что он имеет ярко выраженные негативные побочные эффекты и вызывает сильную физическую зависимость. Именно поэтому "Байер" начал поиск новых веществ, обладающих болеутоляющим действием, но не вызывающих таких побочных негативных эффектов для организма.

У Феликса Хоффмана, химика и молодого сотрудника "Байер", отец страдал ревматизмом, а основной лекарственный препарат того времени при этом заболевании - салициловую кислоту - он не мог применять из-за проблем с желудком. Отец стал для Хоффмана, по сути, подопытным, на котором он испытывал продукт синтеза ацетилсалициловой кислоты. 10 августа 1897 года Хоффману удалось синтезировать новый препарат, так была создана абсолютно новая лечебная субстанция, не имеющая аналогов в природе. В 1899 году средство впервые поступило на рынок под маркой "Аспирин".

Считается, что своим названием новое лекарство обязано святому Аспиринусу - небесному заступнику и помощнику всех страдающих головной болью. Как бы там ни было, но в 1899 году аспирин стал официальной торговой маркой компании. Лекарство, продававшееся в виде порошка и по рецепту, буквально в одно мгновение превратилось в самое популярное обезболивающее средство на планете. Параллельно Хоффман сделал еще одно открытие, получив диацетилморфин - полусинтетический опиат, впоследствии ставший известным как героин. Его предполагалось использовать как более сильное обезболивающее по сравнению с ранее полученной ацетилсалициловой кислотой. Благодаря этим двум открытиям компания "Байер" в одночасье стала главным фармацевтическим предприятием мира.

Важным этапом развития бизнеса компании стало разрешение на продажу аспирина без рецепта, которое было получено в 1915 году. Чуть позже неудобные в применении порошки были заменены таблетками. Кстати, именно тогда на них во избежание путаницы стали выбивать байеровский крест, чтобы пациенты смогли связать новое эффективное лекарство с названием компании-производителя.

С середины 1920-х годов аспирин стали активно применять для лечения люмбаго и невралгии. После Второй мировой войны калифорнийский врач Лоуренс Крейвен сделал поразительное открытие, доказав, что аспирин помимо прочего серьезно снижает риск кардиологических заболеваний. Так случилось второе рождение привычного лекарства, обернувшееся новым взлетом прибылей концерна "Байер". Показательно, что сегодня в мире четыре из десяти таблеток аспирина применяются с целью профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и только каждая четвертая - от головной или иной боли. Этот препарат был обречен на успех с самого начала, и до сегодняшнего дня он остается самым распространенным медикаментозным средством: ежегодное потребление аспирина в мире превышает 40 миллиардов таблеток!

Против инфекции

Еще на фронте Первой мировой будущий лауреат Нобелевской премии по химии Герхард Домагк столкнулся с ограниченными возможностями наиболее распространенных тогда средств дезинфекции - растворов хлорной извести и карболовой кислоты: их действие было слишком коротким, чтобы успеть победить инфекцию. А десять лет спустя докторская диссертация Домагка "Уничтожение инфекционных заболеваний посредством ретикулоэн-дотелия и образования амилоида" привлекла внимание одного из руководителей научного подразделения "Байера" профессора Хейнриха Хорлайна, который пригласил молодого ученого на работу в фармацевтический отдел в Эльберфельде.

Изучая химические методы борьбы с бактериальными инфекциями, Домагк столкнулся с активным веществом диметил-бензил-додецил-хлоридом аммония. Позднее это вещество поступило на рынок в форме десятипроцентного раствора под торговым названием "Зефирол". Благодаря сильному антибактериальному воздействию и хорошей кожной переносимости зефирол быстро получил широкое распространение в качестве универсального дезинфицирующего средства, которое до сих пор используется для обеззараживания рук и инструментов.

Воодушевленный успехом в уничтожении патогенных бактерий вне тела, исследователь начал искать способы бороться с бактериями и внутри тела человека. Он проводил обширные исследования антибактериальных свойств сульфонамидных групп в азокрасителях. И еще через два года исследований Домагк создал высокоэффективное вещество, которое появилось на рынке в 1935 году под торговым названием "Пронтозил". 

Это лекарство позволило эффективно лечить даже самые сложные кокковые инфекции. Значительно сократилась смертность от таких болезней, как менингит, послеродовой сепсис и пневмония. Именно за открытие пронтозила Домагку была присуждена Нобелевская премия по медицине в 1939 году. Однако он смог получить официальное свидетельство только после Второй мировой войны, так как режим Гитлера бойкотировал Нобелевский комитет и ученым Германии было запрещено принимать эту награду.

Черные страницы

Дважды концерн оказывался на грани разорения. И оба раза в результате мировых войн. В период Первой мировой "Байер и К°". потерял большую часть своих зарубежных покупателей из-за интеграции в военизированную экономику Германии. Так, концерн занимался исследованием промышленного получения химикатов, необходимых для производства взрывчатых веществ.

Исследованиями руководил Фриц Габер, который, кстати, за свои научные достижения также удостоился звания лауреата Нобелевской премии в 1918 году. И это несмотря на то, что именно по его предложению и под его личным надзором была проведена газовая атака близ бельгийского городка Ипр 22 апреля 1915 года.

По окончании боевых действий "Байер" почти банкрот: с правами собственности на его лекарства, включая сверхпопулярный аспирин, на территории Англии, Франции и США никто не желает считаться, а активы компании в этих странах либо национализируются, либо передаются во владение местного бизнеса. Надо ли добавлять, что правительство большевиков экспроприирует все российские заводы "Байер"?

В 1919-1922 годах ежегодный объем продаж компании едва-едва превосходил половину аналогичного показателя 1913 года, и совет директоров впервые с 1885 года вынужден был объявить оставшимся акционерам о невозможности выплаты дивидендов. На них, правда, никто всерьез тогда и не рассчитывал, тем более что главной опорой и гарантом выживания фирмы в кризисных условиях выступили не внешние инвесторы, а сами сотрудники.

Результатом их диалога с руководством стала согласованная политика жесткой корпоративной экономии, благодаря которой компании удалось выстоять и сохранить свой основной научно-производственный потенциал до момента общегосударственной стабилизации в 1924 году. На следующий год в Германии был создан суперконцерн "Интерессен-Геманшафт Фарбениндустри АГ", что переводится, как "Общность интересов промышленности красильных материалов". В него вошли шесть крупнейших отраслевых компаний, включая БАСФ, "Аг-фа", "Хехст" и, конечно, "Байер".

Когда в 1939 году разразилась Вторая мировая война, производственный комплекс консорциума на Нижнем Рейне был включен в список "жизненно важных" для ведения военных действий. А для поддержания уровня производства там широко использовался принудительный труд рабочих из оккупированных стран Европы. Временами остарбайтеры составляли до трети всего персонала. Причем если на заводах Нижнего Рейна не работали узники концлагерей, то на оккупированных территориях их активно использовали, тысячи из них погибли.

Кстати, "Циклон Б", убивший в газовых камерах миллионы людей, тоже творение химического суперконцерна. В концлагерях "врачи-убийцы" испытывали новые отравляющие газы и лекарства от "ИГ Фарбениндустри" на живом "подопытном материале". Надо ли говорить о том, что деятельность концерна была осуждена на историческом судебном процессе в Нюрнберге. Отмываться от нацистского прошлого "Байеру" пришлось не одно десятилетие.

В мирной жизни у концерна также случались провалы, которые, к счастью, не смогли остановить поступательного наращивания его потенциала. Самый громкий скандал случился вокруг препарата "Байкол/Липобай", предназначенного для борьбы с повышенным содержанием холестерина и содержащего активное вещество церивастатин. Он появился на рынке в 1997 году и до весны 2001 года никаких нареканий не вызывал.

У препарата, правда, было две особенности. Во-первых, требовалось жестко контролировать дозировку, во-вторых, он был несовместим с другим распространенным лекарством - гемфиброзилом. О потенциально смертельном эффекте взаимодействия этих двух препаратов было хорошо известно, о чем даже свидетельствовала соответствующая надпись на упаковке. Мало того: компания рассылала персональные предупреждения об опасности врачам. Однако эти меры не сработали. После смерти 50 человек компания вынуждена была отозвать препарат. Совокупный ущерб "Байера" от этого составил не менее 800 миллионов евро, а чистая прибыль сократилась в 2001 году сразу на 47 процентов. Стоимость акций компании за год уменьшилась более чем на треть, "Байер" даже был вынужден временно снять свои акции с торгов на Нью-Йоркской бирже.

Поступь великана

Расширению компании способствовали новые технологии, приведшие, например, к резкому снижению стоимости производства пенициллина. Это сделало антибиотики доступными даже

в самых бедных странах мира. Уже к середине 1970-х "Байеру" удалось довести свой ассортимент до шести тысяч наименований. В 1974 году концерн приобрел американскую компанию "Каттер Лабораториз", а четыре года спустя - компанию "Майлз Лаборато¬риз", производителя популярного средства "Алка-Зельцер".

В 1978 году "Байер" вернулся в Россию, открыв в Москве свое представительство. Постепенно концерну удалось вернуть себе и многие патенты, конфискованные по итогам войны. В его фармацевтических лабораториях появились на свет быстро завоевавшие популярность новинки: препарат для лечения сердечно-сосудистых заболеваний "Адалат", противогрибковое средство для защиты сельскохозяйственных растений "Байлетон", антибиотик широкого применения "Ципробай/Ципро".

Компания продвинула далеко вперед технологии производства полимеров, благодаря чему, например, стало возможно выпускать CD и DVD-диски и множество другой привычной сегодня продукции. К началу XXI века производственная деятельность Bayer Group развивалась по четырем направлениям: фармацевтика, сельскохозяйственная химия, полимеры и бытовая химия. Концерн представлен уже в 150 странах мира, включая Россию, воплощая транснациональный принцип, заложенный еще Фридрихом Байером. Только "Байер Хелскеа" - подразделение концерна, отвечающее за здравоохранение, имеет годовой объем продаж порядка 17 миллиардов евро.

Концерн превратил небольшой городок на Рейне Леверкузен в мощный индустриальный центр, создав в нем не только многочисленные исследовательские и учебные институты, но даже собственные футбольные и хоккейные команды.

И все же, скажем честно, достижения компании во всех этих отраслях никогда не смогут сравниться с успехом одного единственного лекарства, поступившего на аптечный рынок в канун прошлого столетия. Став создателем и производителем аспирина, компания "Байер" навсегда вписала себя в историю.

Нажмите на фотографию для увеличения: