Рауф Абдуллаев: "В этом азербайджанцам можно позавидовать" - ИНТЕРВЬЮ Интервью Day.Az с главным дирижером Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибекова, народным артистом Азербайджана, кавалером ордена "Славы", лауреатом государственных премий, профессором Рауфом Абдуллаевым.

- Ваш репертуар обширен и разнообразен. Вы исполняете музыку разных эпох и направлений, выступали на концертных площадках разных стран. Как по-вашему, чем азербайджанский зритель отличается, скажем, от французского или британского?

- Я бы не сказал, что сильно отличается. И там зритель внимательно слушает, и здесь старается вникнуть в музыку. И там бывает, порой, хлопает между частями, чего, кстати, не следует делать, и здесь точно так же. Поэтому я не стал бы выделять зрителя по географическим или национальным критериям. Просто у каждой музыки своя публика, будь то во Франции или в Азербайджане. Между прочим, нашу азербайджанскую музыку за рубежом всегда воспринимают с большой теплотой и восторгом. Помню один из наших концертов в Германии, где мы исполняли произведения Кара Караева, Арифа Меликова, Фараджа Караева. Так публика просто пришла в огромный восторг, и помню, было удивление от того, что в Азербайджане, оказывается, есть такая музыка.

- А изменилась ли сама азербайджанская публика? Скажем та, что слушала вас в 80-x и та, что приходит на ваши концерты сегодня?

- Изменилась, причем сильно. В советское время мало кто ходил на симфонические концерты, сейчас же публика стала более образованной и требовательной.

- Насколько остро, по-вашему, стоит сегодня вопрос воспитания у нового поколения азербайджанцев чувства прекрасного? Насколько вообще эстетическое воспитание необходимо современному человеку?

- Думаю, вопрос стоит остро. Если говорить о музыке, то проблема, как мне кажется, помимо всего остального, кроется в недостатке профессиональных педагогов. Ведь как сделал в свое время наш гениальный Узеир Гаджибеков? Он пригласил из-за рубежа массу талантливых педагогов, сколько видных профессоров он привлек из России. И все для чего? Чтобы они правильно научили и привили нашей молодежи вкус к классической музыке, чтобы из них выросло поколение скрипачей, виолончелистов, трубачей, духовиков и т.д. Эти люди долгое время работали здесь. Нам сегодня нужна хорошая школа. Безусловно, у нас имеются замечательные молодые таланты, успешно представляющие нашу страну на различных музыкальных площадках. Но речь о другом. Речь идет о том, чтобы поставить нашу школу на рельсы западных стандартов.

- А вы согласны с мнением, что сегодняшняя молодежь не знает, как себя вести на классических концертах?

- Не могу сказать ничего определенного по этому поводу. Бывают, конечно, отдельные случаи, но они, знаете ли, случаются повсюду, не только здесь, в Азербайджане. Главное в публике, как я считаю, это ее доброжелательность и искреннее желание послушать классическую музыку. Было бы хорошо, если бы на концерты приходили ученики всех музыкальных школ, ведь именно из них в будущем вырастет поколение музыкантов.

- Образ Баку, образ Азербайджана - какой он в вашем представлении и насколько эти представления отвечают сегодняшним реалиям?

- Город изменился конечно. В центре хорошая инфраструктура, прекрасные дороги, замечательные строения. Но мне кажется, иногда с этими новостройками переусердствуют - уж слишком много их, нагромождение какое-то. Недавно был на бывшей улице Горького, недалеко от музыкального училища, где я вырос. Так я просто не узнал своего района. Махины смотрят на тебя, и такое ощущение, что сейчас тебя раздавят... А так, в целом, Баку стал очень красивым современным городом, и не удивительно, что иностранные гости приходят в восторг от него.

- Очевидно, что масштабные международные мероприятия тоже способствуют развитию нашей столицы. В 2015 году Баку примет Первые Европейские Игры. Как бы вы оценили значимость этого события для нашей страны?

- Я очень люблю спорт, и любые мероприятия, связанные со спортом, встречаю исключительно с положительной стороны. Вот слежу за зимней Олимпиадой в Сочи, меня, прежде всего, интересует биатлон и хоккей. Что касается Европейских Игр в Баку, то это, безусловно, значимое событие для нашей страны. Во-первых, город преобразится в лучшую сторону, будет построена соответствующая инфраструктура. Во-вторых, к спорту интерес еще больше возрастет, толчок в своем развитии получат и зимние виды спорта. До сих пор ведь они у нас, скажем так, хромали...

- Говорят, легче быть героем, нежели человеком. Каким должен быть человек в вашем понимании? Какие, вообще, нравственные ценности азербайджанского народа вы считаете вечными?

- Думаю, что как в жизни, так и в своей деятельности человек должен быть честным, прежде всего, перед самим собой. Он должен быть порядочным и благородным. Кроме того, как мне кажется, в человеческом обществе должна соблюдаться субординация между младшим и старшим поколениями. Чего я никак не могу принять на Западе, так это отсутствия этой самой субординации. Слишком уж все демократично у них. Конечно, равноправие должно быть, но не в угоду стиранию условной границы между младшим и старшим. Нам, азербайджанцам, в этом плане, конечно, можно позавидовать. Однако и у нас в последнее время я стал замечать кое-какие отклонения. Наши ценности заложены в нашем менталитете.

- А что нас делает азербайджанцами, что лежит в основе этого менталитета?

- Трудно сказать. Все мы люди.

- Ну, скажем, некоторые считают нас нацией, больше ориентированной на Восток, нежели на Запад. К примеру, нередко упрекают, мол, что у нас на уме, то не всегда у нас на языке...

- А, ну, знаете ли... лучше иногда скрывать свои мысли и эмоции. Дипломатия, по-моему, это так называется (улыбается).

- Как связаны для вас понятия нравственности и патриотизма?

- Если рассматривать этот вопрос в контексте карабахского конфликта, то лично у меня чувство патриотизма будет превалировать над остальными.

- Как вы думаете, может ли искусство стать каким-то инструментом решения этого конфликта?

- Честно говоря, конфликт зашел слишком далеко. Если бы в самом начале предпринимались попытки, может, это что-нибудь и дало, а так - не думаю. Я вижу решение только в освобождении оккупированных территорий. Знаете, у меня ведь тоже корни из Карабаха, из Шуши. В детстве каждое лето я ездил туда на каникулы. Все до сих пор перед глазами... Нельзя смириться с потерей наших земель, нельзя!