Бахрам Багирзаде в гостях у Day.Az: "Узнав, что я выиграл спор у жены, они скинулись и подарили мне мой первый смартфон" - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО Он вошел в редакцию тихо и почти незаметно. Совсем не так феерично, как обычно появлялся перед нами на концертах "Парней из Баку". Но все же это был он, тот самый Бахрам Багирзаде, член легендарной команды КВН, актер, публицист, карикатурист, режиссер и сценарист. Человек многих талантов, вечный бакинец, как он сам говорит о себе.

 

Бахрам стал первым участником нашей новой рубрики "В гостях у Day.Az". И как самый настоящий гость, сразу начал дарить подарки:

- Я хочу подарить вашей редакции свою последнюю книгу "Письма мэру" и книгу "Город моей молодости". Кстати, первый экземпляр "Писем" я подарил нашему мэру.

- Что-то из ваших предложений уже осуществилось?

- Да, розовое такси. Но это сделала не мэрия, а бизнесмены. Таким образом, в Баку появилось розовое такси для женщин. Надеюсь, дай Бог, когда-нибудь воздвигнут и памятник Вагифу Мустафазаде. По моему замыслу, памятник выглядит так: сценическая площадка, где Вагиф Мустафазаде играет на рояле, рядом небольшая эстрада. Хочу, чтобы в Губернаторском садике периодически звучала его музыка и люди могли бы наслаждаться ею. Скоро у него день рождения, но к этому времени вряд ли что-то можно будет успеть сделать. Мое дело - предложить, ну, а дальше...

- Откуда пришла такая идея - написать "Письма мэру"?

- Был такой сценарист, мой самый любимый кинодраматург Тонино Гуэрра. Я прочитал его рассказ "Письмо мэру" и подумал, почему бы и мне не написать письмо? Тонино очень любил свой город. Он придумал для своего города всякие фонтанчики, памятники просил у мэра, и тот претворял эти идеи в жизнь.

- То есть вы хотите сделать для Баку то, что Гуэрра сделал для своего города?

- У меня столько идей! Для того, чтобы прочувствовать все это, чтобы провести через себя, нужно минимум родиться в этом городе. Хотя у меня есть чувство, что если бы я жил в Гяндже, Лянкяране, Шамахы и т.д., все равно любил бы этот город, не будучи даже бакинцем.

- В принципе, есть же в нашей истории личности, которые не родились в Баку, но тем не менее внесли и вносят огромной вклад в его развитие...

- Согласен. Тот же самый Лемберанский, человек, который родился в деревне Лемберан. То есть опять-таки, надо любить город, в котором живешь.

Вот я, сидя в Баку, придумал памятник для Гянджи. Есть такая песня "Cücələrim". Очень известная песня. Во всех дворцах пионеров танцевали под нее. Это факт подтверждает тот же самый YouTube, где эта песня есть на 100 языках. А сочинил ее Гамбар Гусейнли, который жил в Гяндже. Первым исполнителем этой песни был Ариф Газиев. Потом ее исполнила Сугра Багирзаде. Я придумал такой монумент - прямоугольный кусок гранита, на котором будут написаны ноты песни и, скажем, например, установлены цыплята. И еще там будет кнопка, нажав на которую, дети смогут услышать песню.
 

- Выходит, у вас все проекты - прямо действующие модели!

- Почему нет? Мы же живем, мы должны действовать постоянно. Быть в движении. Для того, чтобы сделать такую композицию, большего не нужно. Достаточно иметь кирпич, цемент, немножко металла, энтузиазма и денег. Но, в первую очередь должна быть любовь.

- Надеемся, ваша энергия передастся, наконец, тем, от кого зависит решение таких вопросов.

- Даст Бог, когда-нибудь это все претворится в жизнь. Знаете... я как Портос. Помните, как он говорил в кино, - я дерусь, потому что я дерусь. Вот и я так. К сожалению, пока ничего не получается.

- Но сейчас как раз люди стали открытыми креативу. А вы пробовали подать идею не в городском, а в каком-то другом плане?

- Пробовал. Сейчас пытаюсь написать письмо в Министерство образования и внести некоторые предложения. Не по самому процессу образования, конечно, на это я не имею права. Для этого есть наш министр, в которого я верю, просто думаю, что ему нужно время.

Хочу предложить ввести в школьную программу уроки религии. Чтобы школьникам рассказывалось обо всех трех мировых монотеистических религиях, и дети знали, что это такое вообще. Чтобы не искали религию где-то в Ираке с автоматами. То есть дети должны знать религию как свою, так и того, кто сидит рядом за партой, и уважать ее.

Это первое. А во-вторых, я предлагаю ввести обучение шахматами в обязательную школьную программу. Понимаете, ученики, играя в шахматы, будут развивать и свои умственные способности. Шахматы и для мальчиков, и для девочек, чтобы они могли мыслить на пять ходов вперед. Это им поможет и в математике, и в учебе вообще, а также в дальнейшей жизни.

Моя дочь занималась шашками, в 8 лет стала чемпионкой Азербайджана, но, к сожалению, на чемпионате мира среди десятилетних заняла восьмое место. Однако я начал чувствовать, что она идет в правильном направлении. У нее уже математика хорошо пошла.

Третий пункт - это танцы. У нас никто не умеет правильно танцевать наши национальные танцы. Посмотрите, как танцуют на свадьбах! Недавно я выяснил, что в Азербайджане, оказывается, минимум 600 видов национальных танцев, на каждый случай жизни. Надо учить танцам в школе.

Четвертое предложение - думаю, что в школе дети должны заниматься коллективными видами спорта. Это очень важно.

И последнее. Обязательно нужно усилить в школах рисование. Понимаете, к сожалению, многие из нас, жителей Азербайджана, конечно, не все, но большинство не умеем одеваться. Мы не знаем, какие цвета можно сочетать в одежде, да и вообще. Т.е. колористику не знаем. Все либо черные, либо серые. Даже если материальные трудности не дают одеться фасонно, все равно можно подобрать цвета. То же относится и к ремонту. Эстетике и чувству вкуса должны учить уже в школе.

- А почему нам не хватает этой эстетики? Куда она делась? Ведь вроде была...

- Понимаете, в чем дело. Я помню, что меня учили родители: Бахрам, вот это можно делать, а то - нет. То, что родители не успевали дать дома, нам давали учителя в школе. Они обращались к ученикам на "вы". И когда ко мне, пятикласснику, учитель обращался на "вы", я чувствовал себя личностью. Вдруг этого всего не стало. Родители не успевают, потому что они заняты. И школа этого не дает. А где тогда ребенку учиться? Вся проблема в этом. Каждое утро, когда я везу в школу детей, я стараюсь использовать эти пятнадцать минут на то, чтобы по дороге попытаться научить их чему-либо. Выполняю свой отцовский и гражданский долг, чтобы завтра не жалеть о том, что не передал обществу нормальных граждан.

Есть и другие причины. Например, такая - город-то рассчитан на полтора миллиона, а сейчас в Баку стало вдруг три миллиона человек. Город не смог переварить все это. Суть в этом. Потому процесс пошел очень тяжело.

- Может ли как-то помочь в этом Интернет? Все мы сегодня так или иначе с ним связаны.

- Не поможет. Мне кажется, что, в первую очередь, этим должно заниматься телевидение. То есть из этой "коробки", так скажем, должен идти информационный посыл - что можно, что нельзя, что хорошо, а что плохо. Такой постоянный ликбез. Это совсем не сложно, ведь нас не так много - всего 9 миллионов. Правильные грамотные социальные передачи на телевидении, грамотные педагоги, которые будут конкретно работать с детьми - и, поверьте, лет через 10 все будет уже исправлено.

- Но есть такой момент - молодежь сегодня как раз телевизор практически и не смотрит. А если запускать подобные инициативы в Интернете?

- Давайте сделаем подобные социальные ролики и в Интернете. Я только "за". Понимаете, я старый человек, мыслю по-советски, только научился пользоваться гаджетом...


 

- А как же 8 тысяч подписчиков вашей страницы в Фейсбуке?

- А это не я.

- Как?!

- Лет пять тому назад молодой парень попросил разрешения вести страницу от моего имени. И до сих пор ведет.

- В любом случае, это говорит о том, что как минимум 8 тысяч человек готовы прислушиваться к тому, что говорит Бахрам Багирзаде, даже если он не имеет к этому отношения.

- Да, верно. Я и раньше говорил, и сейчас говорю: если будут сниматься какие-то социальные ролики, я готов безвозмездно в них участвовать. Хотя другие за это просят огромные деньги, и в принципе, это нормально, но я готов. Для своего города, страны, сограждан. Если, конечно, посчитают нужным меня пригласить.

- А сами вы как с Интернетом - на "вы" или на "ты"?

- К сожалению, у меня нет времени на это. Я плохо знаю Интернет. Я упустил тот момент, когда надо было учиться всему этому. А мои дети - это что-то! Они снимают дома клипы, монтируют, выставляют в YouTube. Как они все это делают, я даже представления не имею.
 

- А новости откуда черпаете? Не из Интернета?

- Да, новости я читаю каждый день. Когда я учился в школе, на ул. Гуси Гаджиева были стенды около остановки 145-го автобуса. Там каждое утро клеились газеты. Для того, чтобы те, у кого нет денег, кто не мог себе позволить газеты, могли почитать. Каждый день по дороге в школу я читал "Советский спорт", пока ждал автобус. Все начиналось так. А потом я уже начал покупать газеты, в день по 7-8 газет. Я привык к этому дома, я видел, как папа, приходя после работы с кипой газет, ложился на диван и начинал читать их. А потом мне объяснили, что есть такое понятие, как "ноутбук", можно его приобрести, и в нем все есть. Я купил свой первый ноутбук и вот уже, наверное, 10 лет как им пользуюсь.

У меня даже телефон старый! Когда я его покупал, поспорил с женой, что буду использовать его 10 лет. Уже 11-й год пользуюсь. И когда ребята из "Парней из Баку" узнали о том, что я выиграл спор у жены, они скинулись и купили мне смартфон. Только потому, что в WhatsApp есть группа, которая называется "Парни из Баку". Там мы постоянно переписываемся. Но старым я все равно до сих пор тоже пользуюсь.


 

- Кстати, о КВН. Бахрам, когда называют ваше имя, все улыбаются и, в первую очередь, вспоминают про КВН. А как вам самому хотелось бы, чтобы в первую очередь вас воспринимали?

- Я над этим никогда не задумывался. Я просто живу и получаю от этого удовольствие. Несколько раз обо мне говорили, что Бахрам, мол, еще не нашел себя. Я постоянно ищу для себя отдушину, какую-то новую деятельность, постоянно нахожусь в движении. Я от этого получаю удовольствие. И главное - я счастливый человек, потому что имею возможность получать удовольствие от своей работы, да еще и зарабатывать на этом. И вообще, я думаю, что те, кто говорят, будто я не нашел себя в жизни, это как раз те, кто сами не нашли себя.

Я, конечно, не хочу никого обидеть, но я, честно говоря, просто не понимаю, как можно в течение 30 лет заниматься одной и той же работой. Знаете, Фридрих Энгельс говорил, что однообразная работа с максимальной затратой физических сил приводит к профессиональному идиотизму. Помню, недавно мне задали вопрос - в каких отраслях я бы не смог работать. Я честно ответил, что это метро. Я бы никогда не смог стать машинистом в метро. Представляете, помногу часов смотреть на рельсы... Я очень уважаю людей этой профессии, я благодарен им за их труд, но сам никогда не смог бы этим заниматься. Я не смог бы также быть сотрудником ДПС или чиновником.

Кстати, как раз сейчас я иду на встречу с ребятами, и мы начнем мозговой штурм. Для создания сценария нового фильма, с которым можно выйти хотя бы на московский экран.

- А что будет за фильм, если, конечно, не секрет?

- Пока - да. Даже наши ребята еще ничего не знают о моей идее. Поэтому говорить пока не о чем.

- Ну, хоть в общих чертах...

- Это будет комедия. Это пока все!

- И последний вопрос - что бы вы посоветовали молодежи? На правах "старого человека", как вы говорите.

- Даже не знаю, я вроде выше уже все сказал... Знаете, когда покойный Анар Мамедханов пригласил меня в команду, я знал, что был самым слабым среди КВН-щиков. Мне приходилось репетировать больше, чем остальные. Я считал, что мне просто повезло, что я здесь. Вот и все. Поэтому надо вкалывать.

Помню, в детстве мне было стыдно просить у отца денег на кино. Тогда я устроился на работу. Мы делали фанерные почтовые ящики. Помните, были такие в советское время? Я был чернорабочим. Отец не знал об этом, и когда я приходил домой с красными глазами, он злился, ругал меня, считая, что я пошел по плохому пути, стал наркоманом. Как-никак мы жили на Кубинке, а было начало 90-х, трудные времена. Так вот, однажды кто-то отцу рассказал правду. И вот, как-то стою я в подвале, забиваю гвозди, и вдруг слышу, дверь открывается, кто-то входит. Поворачиваюсь и вижу - отец. Стоит в своей форме полковника. В мастерской аж тихо стало. Он подошел ко мне, обнял и сказал: "Я не знал. Извини за вчерашнее"...

Да, мне было стыдно просить у отца денег. Хотя, знаете, мой сын уже не такой. Наверное, сегодняшние дети мыслят по-другому.

Но я знаю, что если завтра у меня ничего не получится, я пойду и устроюсь чернорабочим, чтобы кормить свою семью. И я не вижу в этом ничего зазорного. В жизни всякое бывает. Главное, чтобы у меня сил на это хватило. Дай Бог, хватит!