Франциска Петри: "Нечто между ребенком и маньяком…" - ФОТО

- Франциска, как вы стали актрисой? У каждого артиста есть своя особенная история на эту тему.
- Когда я была совсем маленькой девочкой и еще ходила в свой детский садик в ГДР, на меня неизгладимое впечатление произвела случайно увиденная театральная афиша. На ней была изображена одна и та же актриса, но в разных образах: ведьмы, принцессы, мужчины, старушки и даже дракона. Меня потрясли эти перевоплощения и осознание того, что один человек при желании может быть кем угодно - сразу всем! Вот так я захотела стать артисткой и с тех самых пор никогда в своем выборе не сомневалась.
А вообще, я выросла в творческой семье. Мой отец художник, мама фотограф. Меня всегда окружали красивые книги по искусству, я подолгу рассматривала картины Босха, Веласкеса, Гойи... Но нельзя сказать, что родители были очень счастливы друг с другом. Поэтому, теперь я это понимаю, я все время искала убежища в своих фантазиях, придумывала себе другие миры. Сейчас у меня самой растет маленькая дочка и я люблю читать ей те же книжки, которые читала когда-то сама. А еще, кстати, показываю ей свои любимые советские мультфильмы: я обожала "Каменный цветок", "Дикие лебеди", "Конек-горбунок". Так здорово, что опять могу пересматривать эти замечательные работы.
- Есть довольно расхожее мнение о том, что актеры играют и вне сцены. Более того, в России, например, в силу религиозных соображений многие называют лицедейство "безбожной профессией". А вы как считаете?
- Интересный вопрос... Никогда не слышала о безбожности своего занятия. И, знаете, я вот что думаю: актерская игра - это никакое не притворство по определению. Тот, кто считает иначе - ошибается, не понимая смысла вещей, о которых пытается рассуждать. Потому что игра для артиста - это форма существования. Разве способ жить каким-либо определенным образом может быть плохим? А вот то, что слава - будто бы ядовитая змея, с которой порой очень непросто совладать, это правда. Вообще, актер - это нечто среднее между ребенком и маньяком. Сочетание крайностей.
- Вы играете в Театре Шиллера в Берлине, снимаетесь в кино. Какие роли вам предлагают? Сложилось ли у вас свое амплуа?
- Долгое время режиссеры видели меня лишь в образе романтической героини, предмета любви, скажем так. А подобные роли не назовешь большим откровением для актера, ведь каждому из нас хочется разнообразия и экспериментов. Такова наша природа. К счастью, в последние годы эта ситуация меняется, мне начали предлагать более противоречивых и сложных персонажей. Люблю произведения, где есть серьезный конфликт, и когда о моей героине зритель в итоге не может сказать наверняка - хороша она, или плоха. Мне нравится, когда фильм переворачивает мое представление о мире и о себе самой.
В этом смысле самой интересной из недавних работ, конечно, стала моя роль в фильме "Измена" у Кирилла Серебренникова. Играя в его необычной картине одну женщину, я, на самом деле, получила возможность сыграть сразу двоих: реальную, и ту, которой она была в своих дерзких мечтах.
- Расскажите, как вы с Кириллом познакомились? После выхода "Измены" многие удивлялись тому, что на главные роли он позвал иностранцев - вас и македонского актера Деяна Лилича, который сыграл обманутого мужа, а затем и вашего любовника. Да и роль второго плана, следователя полиции, исполняет известная латвийская актриса Гуна Зариня.
- Наше знакомство с Серебренниковым произошло во время Берлинского кинофестиваля, куда он привез свой фильм "Изображая жертву". Ко мне подошла его ассистент и попросила о встрече. Когда я увидела Кирилла, мне показалось, словно я обрела своего брата, о котором никогда не знала. Мы с первых минут поняли, что очень близки по духу и обязательно сработаемся. Кстати, сейчас мы с Кириллом живем в Берлине на одной улице - не договариваясь, поселились именно там. Это я к тому говорю, чтобы как-то отметить ту связь, то сходство взглядов и вкусов, которое нас объединяет.
Что касается удивления российских зрителей по поводу выбора артистов для фильма, то я поняла замысел Кирилла так: он хотел подчеркнуть универсальность сюжета. Измена - с этим в своей жизни, пожалуй, сталкивается большинство людей. Так что, это рассказ не о "типичных россиянах", это общечеловеческая история, понятная всем и каждому. Она может произойти где угодно и с кем угодно. Сценарий меня задел за живое, зацепил, растревожил. Я его прочувствовала на каком-то инстинктивном уровне. Согласилась на предложение Кирилла, не мешкая.
- Слоган фильма такой: "С тобой это случилось, но ты об этом еще не знаешь". Как вы считаете, в наши дни, когда так часто говорят о падении нравов, измена действительно стала более распространенным явлением, чем раньше?
- Мне кажется, люди во все времена жили с пониманием того, что нельзя застраховать свои чувства. Мы же не властны над ними. Любовь случается неожиданно, ее нельзя запланировать. Просто сегодня об этом стали размышлять вслух с меньшей долей стеснения и ханжества. Похоже, желать больше, чем одного человека, довольно естественно. Наверное, мы все, и мужчины, и женщины, просто так устроены. А уж каковы причины этого желания - любовь ли, плотская страсть, корысть... У каждого найдется свое обоснование. И каждый выстраивает свою жизнь в новых условиях, как умеет.
Если так можно выразиться, то главная особенность явления измены, я полагаю, заключается не в том, что кто-то, кто уже состоит в отношениях, вдруг полюбил кого-то постороннего, а в том, что сохраняет это чувство в тайне от того, с кем живет. Как найти в себе силы для того, чтобы признаться? Нужно ли это делать вообще? Была бы измена изменой, если обо всем честно рассказать? Разрушать ли устоявшуюся жизнь, ради новой? Продолжать ли жить двойной жизнью? Это очень сложные вопросы. Но рано или поздно придется дать на них ответ и принять какое-то решение.
- Можно ли измену простить?
- Думаю, да. Но это очень сложно. Горький, тяжелый опыт.
- Ваша героиня по профессии кардиолог. На мой взгляд, Серебренников придумал очень сильный образ для своей истории - слушать сердце. Тонкий намек: ты пытаешься расслышать, что говорит голос сердца другого человека, не имея возможности понять свое собственное.
- Что поделаешь, мы просто должны жить той жизнью, которая нам дана. И я думаю еще, что не стоит никого осуждать. В каждом из нас дремлет свой неизвестный, который однажды, под давлением обстоятельств, может проснуться. Для любой своей роли я непременно стараюсь отыскать внутри себя нечто созвучное миропониманию своего персонажа, каким бы он ни был. И всегда нахожу. Каждый из нас - целая Вселенная.
- Правда ли, что готовясь к роли, вы специально посещали медицинский центр, чтобы погрузиться в атмосферу?
- Да, и это было очень интересно. Мне и раньше приходилось "погружаться в профессию", но с Кириллом все получилось особенно необычно. Российские врачи меня просто поразили: надели на меня белый халат и все представили своим пациентам так, будто бы я настоящий медик! Так что, было некуда деваться, пришлось делать кардиограмму. Даже не помню, скольких москвичей я "прослушала" - очень многих!
- Вам нужно было заучивать сценарий на русском языке, хотя потом вас переозвучивали. Были ли какие-то сложности в этой связи?
- Мне дали всего две недели на то, чтобы я выучила свою роль на языке, на котором не говорю. Я очень волновалась, но уверенность Кирилла в том, что справлюсь, придавала сил. Вообще, благодаря русским коллегам я запомнила много интересных слов и теперь даже знаю, что такое "бардак".
- Удалось ли вам подружиться на съемочной площадке с популярной в России певицей Альбиной Джанабаевой, которая исполнила роль любовницы вашего экранного супруга? Участие в "Измене", кстати, стало для нее дебютом в серьезном кино.
- К сожалению, мы с Альбиной практически не общались. Дело в том, что она не говорит на английском. Но у меня остались о ней самые теплые воспоминания.
- А в целом вам понравилось работать с нашими кинематографистами?
- Что вы! Конечно! Это было незабываемо. Люди, с которыми общалась, причем, зачастую лишь на языке жестов, поскольку далеко не все знали английский, уже не говоря про немецкий, обескуражили меня своей душевностью и теплотой. Я поняла для себя важную вещь: на съемках у русских может происходить все, что угодно, но зато они создают на площадке атмосферу семьи. На западе это, в общем-то, не принято, это редкость.
- Знакомы ли вы с российским кинематографом вообще и будете ли еще сниматься в России, если предложат?
- Российский кинематограф - это колоссальное явление. Я всегда любила фильмы ваших мастеров. У вас есть такое кино, которое не существует больше нигде в мире. Я говорю, например, о Тарковском. Он создал свой неповторимый киноязык, свое пространство, свое удивительное измерение...
Среди современных режиссеров я бы отметила Звягинцева, Сокурова, недавно ушедшего Балабанова. Меня совершенно очаровала и покорила новая работа Александра Велединского "Географ глобус пропил". И я чувствую себя очень счастливой, ведь благодаря Кириллу Серебренникову в некотором смысле тоже стала частью современного российского кино. Конечно, буду очень рада, если мое сотрудничество с вашими режиссерами и, прежде всего, с самим Кириллом, на этом не закончится. Сейчас я, кстати, готовлюсь к участию в картине продюсера Александра Роднянского. В этот проект меня позвали еще несколько лет назад, но он до сих пор не завершен. Я буду играть императрицу Екатерину II. По сценарию мне понадобится набрать вес. Меня это не пугает - люблю, чтобы роль была вызовом. Большего сказать пока не могу, но надеюсь, все получится и фильм будет интересным.
Нажмите на фотографии для увеличения:






Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре