Катастрофа и разруха в Армении глазами русских

В декабре исполнится 30 лет со дня катастрофического спитакского землетрясения. Стихия унесла огромное количество жизней, разрушило несколько населенных пунктов, которые так и не были восстановлены ни при советской Армении, ни при независимой.

По прошествии трех десятилетий второй, как утверждается, город Армении Гюмри стоит в развалинах. В пострадавших при землетрясении, но до сих пор живущих в нечеловеческих условиях многих семьях гюмрийцев уже появилось на свет третье поколение.

Корреспондент Ленты.ру побывал в Гюмри и написал о городе-призраке в Армении.

Этот город пережил страшную трагедию. В его брошенных домах 30 лет выживают люди, говорится в статье.

Гюмри - второй по величине город Армении и первый в стране по уровню бедности. Почти половина горожан живут в нищете. После того, как тридцать лет назад, в декабре 1988 года, катастрофическое землетрясение разрушило десятки городов и сел на севере страны, жизнь здесь будто бы замерла.

После тех событий город потерял почти половину населения - кто-то погиб, другие уехали прочь от разрухи в надежде найти работу и начать новую жизнь. Несколько тысяч семей до сих пор ютятся в заброшенных, аварийных домах. Большинство из них даже не надеются переехать в новое жилье, так как по разным причинам не считаются пострадавшими от землетрясения.

В советские годы на улице Горцаранаин на окраине Гюмри построили два корпуса общежития для работников местных предприятий. Сегодня из 120 семей осталось всего четыре. Эти строения, как и их обитатели, заброшены и забыты. В этих домах-призраках с выбитыми окнами и маленькими квартирками без элементарных удобств родились и выросли уже два поколения. Среди протекающих потолков, плесени и затхлого запаха многолетней сырости.

Корреспондент Юлия Григорянц представила фоторепортаж, отражающий весь ужас существования в городе-призраке. Из подписей к фотографиям можно узнать, как живет семья 9-летней Сюзанны. Роль детской площадки здесь выполняет хижина, построенная детьми из останков старых автомобилей. На заднем плане ее дом - старое общежитие, не знавшее ремонта последние 30 лет. Недавно отец Сюзанны покончил с собой. Как говорят люди, у него было много долгов, а незадолго до смерти он потерял работу. Из-за протекающих крыш и коммуникаций в здании всегда сыро.

Матери Сюзанны - Лусине - 30 лет, у нее пятеро детей и депрессия. Несколько дней назад муж покончил с собой, оставив ее и детей без средств к существованию.

В здании нет газа и центрального отопления. Печь-буржуйка - лучший способ обогреться в холодное время года. Когда-то в общежитии были общие кухни с газовыми плитами. Сегодня оставшиеся жильцы готовят еду в своих комнатах. В большинстве случаев электроплитка выполняет еще и функцию отопительного прибора.

Жить здесь небезопасно...

Отметим, что ответ на вопрос, почему за тридцать лет разрушенные города так и не были восстановлены, очевиден. Спровоцировав в том же году конфликт с Азербайджаном, Армения завела себя в тупик. Руководству республики и всевозможным политическим силам все эти годы было не до обездоленных стихией людей. В условиях, когда продолжается оккупация азербайджанских территорий и Армения ввергнута своей агрессорской политикой в региональную изоляцию, восстановить разрушенные тридцать лет назад города и отдать долги хотя бы третьему поколению гюмрийцев не удастся.

Сегодняшний город-призрак - это следствие агрессии против соседней страны. Которая, кстати, в тяжелом декабре 1988-го хотела помочь армянскому народу, но тот не только оттолкнул ее руку, но и уничтожил ее посланцев. И об этом тоже не стоит забыватью

Зульфугар Ибрагимов