Страшные уроки 31 марта. Кого пугает реальная история азербайджанцев
Тот факт, что азербайджанцы начинают узнавать свою реальную историю, наших соседей пугает. Там очень хотят, чтобы все осталось так, как было записано в учебниках и научных трудах советского периода. Потому что иначе придется переписывать уже армянскую историю.

Однако наши соседи напрасно так дрожат. Открытие многих страшных фактов не повлекло за собой всплеска ненависти и ксенофобии, оголтелого национализма и жажды мести. Ни на что подобное наш народ не способен по своей природе. Просто мы стали смотреть на некоторые вещи без глупой улыбки умиления.
 

Открытие многих страшных фактов не повлекло за собой всплеска ненависти и ксенофобии, оголтелого национализма и жажды мести. Ни на что подобное наш народ не способен по своей природе

Например, на такой предмет, как "дружба народов".


 

Наш народ всегда был интернационалистом, даже когда такого слова еще не существовало в политическом обиходе. Поэтому здесь всегда мирно уживались и до сих пор уживаются многочисленные этносы и религии. Это прекрасно. Однако уроки истории все же нужны. Не как руководство к действию, а чтобы не допустить повторения трагедий.
 

Сегодня многие задаются вопросом - была бы карабахская война, если бы мы знали правду? Если бы мы знали, что случилось 31 марта 1918 года в Баку, а в дальнейшем и в других городах Азербайджана, были бы мы готовы к новому этапу реализации "армянской мечты"? История, как известно, не знает сослагательного наклонения. И все же...

Порой слышишь и такое: не знали - и хорошо, зачем рассказывать в школах о 31 марта или Ходжалы. "Вот мы всего этого не знали, ну и что?". И говорящих такое не смущает, что та же советская пропаганда почему-то не мешала армянам вопить на каждом углу о "геноциде", героизировать дашнакских преступников, культивировать ненависть к соседям и защищать диссертации по "великой Армении от моря до моря".


На самом деле все это очень серьезно, намного серьезнее просто какой-то главы из учебника. Это история народа, его жизнь и трагедия. Наша общая трагедия.

Одна старая бакинка, ныне покойная, в начале 90-х, когда о 31 марта уже можно было говорить открыто без риска быть обвиненной в сеянии межнациональной розни, рассказывала о том, что помнила. Ей в 1918-м было всего три года, поэтому запомнила она немного. Но одна сцена запечатлелась в ее памяти ярко и навсегда - она с матерью на набережной в числе нескольких женщин, к которым с ухмылкой приближаются армянские бандиты. И когда стало ясно, что спасения не будет, мать толкнула ее в воду со словами "плыви, спасайся!".

А вот еще одна примечательная история. Знакомый рассказывал, что всю жизнь считал, что шрам на лбу у его дяди остался с Великой отечественной, которую тот прошел от и до. Но после начала карабахских событий открылась правда - шрам тот был от армянской шашки. Дядя получил его еще ребенком во время резни азербайджанцев в Гяндже в том же 1918 году. Разговоры об этом в семье были запрещены. Старшее поколение хотело уберечь молодежь от страшной правды ради ее же блага. Ведь азербайджанцам нельзя было говорить о своей трагедии. А дядя при том еще до конца своих дней оставался убежденным коммунистом...
 

Но после начала карабахских событий открылась правда - шрам тот был от армянской шашки. Дядя получил его еще ребенком во время резни азербайджанцев в Гяндже в том же 1918 году

Вот и возникает вопрос - был бы Карабах, был бы кошмар Ходжалы, если бы мы знали всю правду о своих соседях?


Между прочим, Серж Саргсян был недалек от истины, когда говорил после Ходжалинской трагедии, что азербайджанцы не ожидали такого от армян. Мы действительно не ожидали, ведь те жили в Азербайджане даже лучше представителей титульной нации, зажиточно, спокойно ели азербайджанский хлеб, а в Карабахе хозяйничали и безо всякой пресловутой "независимости".

А ведь в 1918-м происходило практически то же самое. Прекрасно и богато устроенные в Баку армяне оказались так же неблагодарны. Как в Карабахе они давили людей на танках уходящей из региона российской армии, так же в начале прошлого века они стреляли по беззащитным мусульманам из оружия, купленного у покидающих кавказский фронт русских солдат. Как и в конце 80-х. В 1918-м армяне заранее готовились к резне, собирались на сходки, запасались оружием, что-то подписывали, устраивали провокации.

 

По свидетельствам очевидцев, то, что творилось в те мартовские дни в Баку, нельзя было увидеть и в кошмарном сне.

На улицах валялись горы обезображенных трупов с отрезанными носами, ушами, распоротыми животами. С убитых мусульман армяне срывали одежду и драгоценности. Даже прибегшие к помощи дашнаков большевики, увидев происходящее, пришли в ужас. В конце концов, именно революционные матросы остановили кровопролитие, пригрозив погромщикам начать обстреливать с кораблей армянские кварталы.

Однако армянское население Баку все равно считало себя победившей стороной, уверенное, что город уже у них в руках. Какой ценой - не важно. А Шаумян гордо телеграфировал в Москву: "Мы шли сознательно на это..."

Из рассказов очевидцев:

"Дом братьев Алиевых на улице Церковной (ныне Видади), грабился несколько дней подряд. Перед этим дашнаки убили стариков-хозяев, их детей и внуков, а молодую невестку пригвоздили к стене. Армянские банды не успокоились, пока не обобрали многоэтажный дом с огромным количеством комнат до последней нитки".
 

"Я видел трупы мусульман, брошенных в бане "Фантазия" в кипящую воду, у них были обожжены кости и жилы, а мягкие части отпали... Попадались трупы с отрезанными руками или ногами"

"В это время мне пришлось видеть множество обезображенных мусульманских трупов. Видно было, что мусульман бесчеловечно мучили, истязали и всячески издевались над ними. Так, например, я видел трупы мусульман, брошенных в бане "Фантазия" в кипящую воду, у них были обожжены кости и жилы, а мягкие части отпали... Попадались трупы с отрезанными руками или ногами".

В 1925 году свидетель тех страшных дней, немец по фамилии Кулнер описывал бакинские события так: "Армяне, врываясь в мусульманские (азербайджанские) кварталы, убивали всех подряд, разрубали саблями, изрешечивали штыками. У 87 трупов азербайджанцев, извлеченных через несколько дней после резни из одной ямы, были отрезаны уши, носы, вспороты животы, разрублены гениталии. Армяне не жалели детей, не щадили и стариков".
 

Армяне не жалели детей, не щадили и стариков

"Начальник авиационной школы дал мне 4 флотских, и мы с винтовками направились на Базарную улицу, которую армянские солдаты поджигали, грабили дома, лавки и магазины мусульманские, а самих мусульман убивали. Мы трех армян мародеров на Базарной улице расстреляли, и у одного армянина в мешке нашли серьги со следами человеческого мяса"...

А через несколько месяцев в Баку начался голод. И только в домах армян была и еда, и хорошая одежда, и запасы надолго вперед, и деньги, и драгоценности

А через несколько месяцев в Баку начался голод. И только в домах армян была и еда, и хорошая одежда, и запасы надолго вперед, и деньги, и драгоценности. Все это было награблено во время мартовских погромов...

Все это было. И об этом надо помнить. Не для ненависти, а для жизни.

Потому что можно делать вид, что ничего не было, что вы выше всего этого и так далее. Однако это "ничего" будет возвращаться снова и снова, пока вы, наконец, не откроете свои глаза...