Год 1905-й. Армянский терроризм в фактах

В конце XIX - начале XX века партия "Дашнакцутюн" начала политику террора и геноцида против мусульманского населения Азербайджана. В этот период создавались террористические подразделения дашнаков, которые проводили карательную политику против азербайджанского народа и захват территорий с целью создания "Великой Армении".

Первая программа "Дашнакцутюн", принятая в 1894 году, представляла собой смесь вульгарного марксизма, либерализма, народничества и мелкобуржуазного национализма. В своей борьбе дашнаки пытались опереться на: 1) европейскую дипломатию и, прежде всего дипломатию Англии и России; 2) европейское революционное и социалистическое движение; 3) российское революционное движение; 4) турецкое оппозиционное и революционное движение.

В программе дашнаков от 1894 года важное место занимали территориальные захваты, средства их достижения и вооружённая борьба. В этой программе раскрываются внутренние и внешние факторы, которые влияли на позиции армян на Южном Кавказе. Как отмечает русский историк Олег Кузнецов, революционное армянское общество "Дашнакцутюн", образовавшееся в свое время для освобождения армян - турецких подданных из-под власти Турции и проявлявшее себя в России лишь сбором денег, закупкой оружия и формированием добровольцев для посылки в Турцию, получило после изъятия церковного имущества благоприятную почву для пропаганды своих освободительных идей среди российских армян.

Архивные материалы 1903-1905 годов подтверждают террористическую деятельность и факты вымогательства со стороны членов партии "Дашнакцутюн". Вымогательство денег и убийства подкомиссиями могли производиться лишь в исключительных случаях и то не иначе как с особого на то разрешения заграничного комитета. В большинстве же случаев означенные действия производились центральными заграничными комитетами через особых своих агентов, командируемых в разные города Закавказья, и в других важных случаях.

В свою очередь, в 1907 году в партийной программе "Дашнакцутюн" были дополнены следующие пункты, касающиеся боевых групп: "147. Организация для своих революционных предприятий из рядов дашнаков организует боевые группы; 148. Каждая группа должна состоять из 10 боевиков; 149. Каждый боевик обязан ознакомиться с проектом Союза и быть готовым служить осуществлению его; 150. Боевые группы руководствуются инструкциями, изданными местным органом и Бюро; 151. Каждый боевик обязан заниматься своим собственным трудом, иметь собственное оружие и тогда входить как боевик в революционные предприятия".

Исходя из вышеизложенных фактов, мы видим, что начало организованной террористической деятельности дашнакской партии было заложено указанными пунктами программы. В дальнейшем эти пункты привели к созданию: 1) сети террористических ячеек; 2) формированию боевых отрядов; 3) росту складов оружия.

Террор был принят основным методом борьбы и поощрялся со стороны дашнакской партии. В уставе союза "Дашнакцутюн", утвержденного в 1907 году общим собранием, в статье 155 отмечается: "Террор может быть двояким: а) политический; б) организационный. Ст. 156: только Центральные комитеты и ответственные органы могут давать постановления о терроре. Решения эти должны быть единогласными. Ст. 157: за тяжкие организационные нарушения (присвоение оружия и денег) и преступления (предательство, измена и убийство товарища) применение террористического наказания возможно лишь в том случае, когда получается согласие другого органа.

Террористические акты, совершенные дашнаками на Южном Кавказе, подтверждаются списком террористов, которые в 1909 году подвергались аресту. В архивном документе содержится "письмо начальника Тифлисского Губернского Жандармского управления от судебного следователя по особо важным делам округа Новочеркасской судебной палаты от 28 марта 1909 года. В письме имеется список лиц-членов дашнакской партии, обвиняемых в разных видах преступлений.

В документе указывается: "Начальнику Тифлисского Губернского Жандармского Управления. Привести список лиц, привлеченных мною в качестве обвиняемых по делу "об армянском революционном сообществе партии "Дашнакцутюн". У всех лиц, значащихся в этом списке /№1/, необходимо произвести самые тщательные обыски, причем все они подлежат задержанию, за исключением лиц духовного звания, кои должны быть арестованы впоследствии. Ввиду громадного числа лиц, подлежащих задержанию, для дела было бы весьма важно, чтобы таковые были задержаны в первое время в порядке охраны, чтобы иметь возможность привести в порядок найденные при обыске документы. Кроме того, для дела важно, что обыски эти и аресты были произведены, по возможности, в самом скором времени. В списке подробно отмечаются имена, места проживания, адреса террористов в отдельных городах. В списке приводятся 155 имен террористов, приведем несколько имен подлежащих аресту дашнаков: Амирянц - видный член партии, через него главный террорист член Совета при "Агабегич Мармин" Хачатур Кеворков /"Хечо/ отдавал свои приказы из других городов Тифлис по конспиративному адресу: Тифлис, Эриванская Столовая Анатолия. Мелик-Агамалов/Агамалов, Агамальян/ Мкртич - житель села Парага, Эриванской губернии, состоял начальником террористов при Бакинском центральном комитете, руководил освобождением Хачатура Амирова Кеворкова /"Хечо"/ из Екатеринодарской тюрьмы, для этой цели был послан с террористами из Баку по распоряжению "Никола"".

Методы дашнакского террора частично осуждаются даже со стороны самих армянских авторов. Армянский автор К.С.Папазян отмечает: "дашнакскую партию, совершающую террористические акты, можно сравнить с итальянской мафией, гангстерами. Со стороны армянского общества эта партия проклята".

Алиева Мехрибан Фахраддин гызы,

старший научный сотрудник отдела "История геноцидов против азербайджанского народа" Института Истории НАНА имени А.Бакиханова, специально для Day.Az.