Коридор Север-Юг: реанимация проекта и центральное место Азербайджана - Станислав Ткаченко для Day.Az

Первый контейнерный состав, отправленный из Хельсинки (Финляндия) в индийский порт Нава-Шева по коридору Север-Юг, проехав по территории России и Азербайджана, уже находится в Иране. Поездом, состоящим из 32-х сорокофутовых контейнеров, в Индию будет доставлен груз из бумажных изделий. Операторами проекта являются AO RJD Logistics, ООО ADY Container LLC и Tarkib Trans Co.
Это пилотный проект, реализованный в результате тесного сотрудничества между соответствующими железнодорожными операторами стран-участниц. Контейнеры перевозятся на принадлежащих ADY Container железнодорожных платформах, которые были отправлены для погрузки в Финляндию. ADY Container взял на себя обязательство предоставить платформы для реализации этого проекта, поскольку организация трансконтинентальных маршрутных поездов дальнего следования является одной из основных целей азербайджанской компании. Контейнеры будут доставлены в порт Нава-Шева в мультимодальном режиме - железнодорожным, автомобильным и морским транспортом.
Состав отбыл из Хельсинки 21 июня, 27 июня прибыл в Азербайджан, а через три дня уже находился в иранской Астаре.
Проект международного транспортного коридора Север-Юг был согласован в 2000 году, но практическую реализацию получил только в июне 2021 года. Причиной, по оценкам экспертов, было снижение интереса к проекту Индии и отсутствие в первоначальном формате Азербайджана. После подключения нашей страны к проекту в качестве полноправного участника в 2005 году, Север-Юг получил второе дыхание. Баку сразу развернул активную деятельность, не скупился на модернизацию и расширение собственной транспортной сети и всячески подталкивал оживление проекта. Напомним, что грузы из Хельсинки были транспортированы на перегнанных из Баку железнодорожных платформах.
В целом соглашение по коридору Север-Юг ратифицировали 13 стран - Азербайджан, Беларусь, Болгария, Армения, Индия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Оман, Россия, Таджикистан, Турция, Украина. Коридор призван сократить сроки доставки грузов из Индии в Россию, а также в Северную и Западную Европу. Ранее этот процесс занимал шесть недель, ожидается, что по СЮ грузы достигнут места назначения за три недели.
Пока что реализация пилотного проекта идет успешно и обещает уложиться в заявленные сроки. Думается, все участники сегодня внимательно следят за прохождением грузов по территории Ирана.
О том, почему первого состава пришлось ждать так долго, какова на данном маршруте роль Азербайджана и стоит ли ожидать роста интереса Европы к эксплуатации коридора, мы побеседовали с российским экспертом, доктором экономических наук, профессором СПбГУ Станиславом Ткаченко.
Транспортный коридор Север-Юг, предложенный в начале нынешнего столетия Европейским союзом, Индией и Россией, стал революционным для своей эпохи начинанием, изрядно опередившим время. Но только сейчас возникают условия, в которых этот проект сможет раскрыть свой потенциал полностью.
Проект основывался на нескольких "точках опоры":
Первая - развитие транспортной логистики как науки и сферы практической деятельности до уровня, когда для перевозки грузов становятся доступны все имеющиеся виды транспорта, а при перевозке грузов и людей могут быть обеспечены оперативность и реальная мультимодальность.
Вторая - торговля Индии и Европейского союза достигнет объемов в десятки миллионов тонн, что позволит обеспечить коридор загрузкой круглый год на долгосрочную перспективу.
Третья - на всем протяжении маршрута не будет регионов, где могут вспыхнуть вооруженные конфликты, способные прервать свободное движение товаров и людей.
На сегодняшний день можно констатировать, что все указанные выше три условия выполнены. Завершение вооруженного конфликта вокруг Карабаха, глобальное развитие транспортно-логистической отрасли, а также восстановление европейской и азиатской экономики после острого кризиса, вызванного пандемией COVID-19, открыли окно возможностей для полномасштабной реализации потенциала коридора Север-Юг. Поэтому нынешние усилия Азербайджана, Ирана и России - наиболее заинтересованных в успехе проекта стран - по реанимации проекта и включении его во всемирную сеть маршрутов перевозки грузов, представляются своевременными
Я оцениваю роль Азербайджанской Республики в развитии проекта коридора Север-Юг очень высоко. Рынок транспортно-логистических услуг - один из самых высоко-конкурентных в мире. Для того, чтобы на нем преуспеть, требуется сотрудничество государственных институтов и частного капитала, использование новейших информационно-коммуникационных технологий, точность в соблюдении сроков и качественная обработка (перевалка) грузов. Уже сейчас Азербайджан занимает центральное место в рамках проекта "Север-Юг", предоставляя услуги по перевозке людей, контейнеров, насыпных грузов, цистерн на суше (железная дорога, шоссейные перевозки), в воздухе (постоянно расширяющийся аэропорт Баку) и на море (несколько крупных портовых комплексов на каспийском побережье Каспия).
Для того, чтобы победить в конкурентной борьбе за обслуживание товаропотоков между Азией и Европой, Баку потребуется в будущем предпринять еще больше усилий, расширить сотрудничество с Россией и Ираном, а также прикаспийскими государствами Центральной Азии и странами Южного Кавказа.
Резюмируя указанные выше факторы, отмечу: реализация огромного транзитного потенциала Азербайджана потребует больших усилий со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти страны, взвешенной внешней политики и взаимно-уважительного диалога правительства с национальным и зарубежным бизнесом.
Что касается перспектив с точки зрения расширения интереса к проекту Европы, то при ответе на этот вопрос важно учитывать два фактора.
С политической точки зрения, решение институтов Европейского союза, прежде всего, Европейской комиссии, в пользу увеличения объемов перевозки европейскими перевозчиками грузов по коридору Север-Юг будет отражать поддержку внешней политики Азербайджана. Но такая поддержка в теории выглядит ярче и привлекательнее, чем в практической жизни. Российский опыт показывает, что делать ставку на европейскую дипломатию как партнера в реализации многомиллиардных проектов в логистической сфере следует осторожно. С этим столкнулась Россия при строительстве газопровода Северный поток-2. Брюссель активно использует различные инструменты дипломатического (персональные санкции) и торгово-экономического (секторальные санкции) давления, прямо вмешиваясь в хозяйственные процессы по сугубо политическим причинам. Поэтому ставить судьбу огромного проекта, каким является коридор Север-Юг, в зависимость от решений небольшой группы евробюрократов, было бы опрометчиво. Задача азербайджанской дипломатии, а также их российских коллег на рассматриваемом направлении состоит в том, чтобы минимизировать возможности Брюсселя по деструктивному вмешательству в деятельность хозяйствующих субъектов в рамках рассматриваемого транспортного коридора.
С экономической точки зрения, клиенты в Евросоюзе, Индии и других странах предпочтут использование огромных возможностей коридора при условии соблюдения сроков доставки грузов и приемлемой цены предоставляемых услуг. Это сугубо практические задачи, которые предстоит решить как на национальном уровне (строительство транспортной инфраструктуры), так и на межгосударственном (решение проблем трансграничного взаимодействия на всем протяжении маршрута, составляющем более 7000 километров).
С моей точки зрения, мы в ближайшие 2-3 года вправе ожидать роста масштабов перевозки грузов по коридору Север-Юг до искомых объемов в несколько миллионов контейнеров и десятков миллионов тонн других грузов. Рост мировой экономики, завершение военного противостояния на Южном Кавказе, а также опасность повторения инцидентов с контейнеровозами в Суэцком канале, дают достаточно аргументов в пользу такого сценария.
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре