Зарифа Салахова: "Эти малютки изменили всю мою жизнь" - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО

Вот уже много лет Зарифа Салахова, создатель и учредитель Музея миниатюрной книги, прославляет Азербайджан во всем мире. Зарифа Салахова продолжает развивать дело всей своей жизни, стараясь привить эту любовь и другим людям, что у нее получается с большим успехом. Побеседовав раз с этой удивительной женщиной, человек уже не сможет смотреть на миниатюрные книги как на обычную вещь. Ты начинаешь понимать, что это не просто маленькая книжка, а настоящее сокровище со своим особым значением и уникальной историей.

В связи с включением коллекции Зарифы Салаховой в "Книгу рекордов Гиннесса" и открытием новых филиалов Музея миниатюрной книги мы решили встретиться и побеседовать с Зарифой ханум о всех ее успехах и развитии Музея.





 

- Возрос ли интерес к Музею после включения 2913 миниатюрных книг из вашей коллекции в "Книгу рекордов Гиннесса"?

- Да, я могу точно сказать, что это так. Представьте себе, что об этом Музее написали даже в двух газетах, которые выпускаются в Нью-Йорке. Это ежемесячные газеты, 64-страничная "Новый Меридиан" и "Новый Рубеж". Эти газеты выпускают кавказские евреи США, которые когда-то жили в Азербайджане. Узнав о том, что часть коллекции Музея попала в "Книгу рекордов Гиннесcа", они сразу опубликовали в своих изданиях статьи с фотографиями и прислали мне экземпляры газет. Мне также звонили из Литвы, России и из других стран СНГ, все интересуются нашим Музеем.



 

Многие туристы, узнав об этом из официального сайта рекордов Гиннесса, специально приезжают в Баку, чтобы увидеть все своими глазами. В Музее вывешен сертификат, и каждый посетитель может воочию убедиться в точности этой информации.

В "Книгу рекордов" вошли 2913 из 5700 наших экспонатов. Почему именно эта цифра?! Дело в том, что стандарт миниатюрных книг, по их требованиям, должен составлять 75/75 мм, тогда как в СССР стандарт мини-книги соответствовал 100/100 мм. Поэтому, мы из нашего общего каталога пронумеровали только те книги, которые отвечали их стандартам. Перед тем, как вынести свое решение, они сделали запрос по электронной почте, что я хочу зарегистрировать в "Книге рекордов" - Музей или коллекцию. Я решила, что это будет коллекция. Музеев много, а коллекция у каждого индивидуальная и уникальная.

- Как обычно реагируют гости столицы на вашу коллекцию? Что их больше всего впечатляет?

- Например, когда здесь был Борис Николаевич Ельцин, 8 апреля 2005 года, он написал в нашем журнале такие слова: "Это просто фантастика. Ничего даже близко подобного я в мире не видел. Слава Зарифе и Гейдару Алиевичу. Спасибо!".

А за время первых Европейских игр в Музее были 2384 посетителя, из них 1961 - иностранцы. Все гости были в восторге.

- А кто из посетителей Музея запомнился вам особенно?

- Вот как раз недавно здесь побывал Лорд Дэвид Иванс из Великобритании. Он - известный во всем мире издатель фотоальбомов и был приглашен в Баку по линии SOCAR с тем, чтобы по итогам первых Европейских игр издать фотоальбом. Наш Музей тоже должен войти в этот альбом. Гость внимательно и с интересом ознакомился с экспозицией Музея и оставил свой отзыв. И вдруг, в процессе нашей беседы выясняется, что в том здании, где находится его офис, этажом ниже располагается офис "Книги рекордов Гиннесса". Тогда Лорд Дэвид Иванс сказал, что как только выйдет "Книга рекордов Гиннесса", где будет указано о рекорде моей коллекции, он лично мне её перешлёт.

- Какая из книг самая дорогая и особенная для вас?

- Это Коран, 1672 года издания, по нашему летоисчислению, который привез друг моего брата. Эта книга для меня - самая дорогая и особенная. Это самая старинная книга в моей коллекции.

- Поделитесь с нашими читателями какой-нибудь историей, которая оказалась судьбоносной для вас.

- (Задумалась) После 19 лет работы в партийных органах, в ЦК Компартии Азербайджана, в 1981 году я перешла в общественную организацию - в Добровольное общество любителей книги Азербайджана, первым заместителем председателя. Почётным председателем общества был незабвенный Закир Нариманович Багиров - министр культуры. Это общество подчинялось Всесоюзному добровольному обществу любителей книги, штаб-квартира которого находилась в Москве. И, естественно, каждый квартал нас приглашали в Москву на различные встречи, презентации, конференции и подведение квартальных итогов.

И, когда в очередной раз я была в Москве в ноябре 1982 года, мне предложили купить малоформатное факсимильное издание полного собрания сочинений басен Крылова 1835 года за 23 рубля, что по тем временам было очень дорого, я решила купить, и когда пошла на склад забрать покупку, увидела там миниатюрные книги. И с того момента я "заболела" этими малютками (улыбается). Так все и началось.



 

Там было шесть наименований книг. В то время самый большой тираж выпуска миниатюрных книг был три тысячи экземпляров, что тоже было очень редко. Кому бы это хватило в такой большой стране? В продаже их не было, и я решила купить эти книги. Потом я узнала, что при ВОК действует Московский клуб любителей миниатюрной книги, в котором коллекционеры собираются каждую неделю. Я решила пойти на такую встречу. Когда члены клуба увидели у меня эти шесть малюток, то принялись восхищаться. Я сказала, что буду меняться. Я сразу приобрела на складе по десять экземпляров каждого наименования и стала обмениваться. Потом собрала адреса любителей миниатюрной книги из других регионов страны. Так началась переписка и обмен книгами.

Так, в один судьбоносный момент и изменилась вся моя жизнь. За 33 года я собрала больше семи тысяч миниатюрных книг, изданных в 67 странах мира.

Самое главное - то, что я при Обществе любителей книги создала в Баку Клуб интересных встреч. В этот клуб я приглашала известных писателей, поэтов, артистов и прочих деятелей культуры из Москвы, Ленинграда и других союзных республик. Все, кто приезжал сюда, потом рассказывали у себя на родине об этих встречах с книголюбами, в первичных организациях общества, в итоге, многие их коллекционеры изъявляли желание приехать в Баку. Я оплачивала все командировочные расходы, гости выступали в моих первичных организациях: на заводах и предприятиях. Заключительная встреча проходила в Клубе интересных встреч при заводе "Парткоммуна" - в зале на 500 мест.


Каждый, кто приезжал на эти встречи, уезжая, готовил мне для подарка миниатюрные книги. Вот, например, Римма Казакова, узнав о моём клубе, выразила желание приехать и выступить перед книголюбами. Но у нее был тогда сложный период. Мне позвонили из ВОК и сказали, что она хотела бы посетить мой Клуб, и я решила организовать ее приезд в Баку. Она выступила во многих первичных организациях Клуба, я с ней приехала в Гянджу, через Исмаиллы, и уже оттуда она вернулась в Москву. Когда я приехала в очередной раз в Москву, она дала мне сорок книг - все, что было у нее дома. Приезжал сюда и народный артист СССР Зиновий Гердт, он подарил мне 45 книг.

Естественно, и мой брат, Таир Салахов, когда куда-то ездил, всегда привозил мне новинки миниатюрных книг. Все его друзья и коллеги также, зная о моем увлечении, дарили мне книги. Один из его друзей привез мне тот самый Коран, которому более трехсот лет.

Два раза в Баку приезжал певец, заслуженный деятель искусств России Александр Дольский, он прислал мне из Санкт-Петербурга Евангелие в четырех томах, в кожаном переплете, с золотым обрезом, и все это в кожаном футляре, 1907 года. Такие экземпляры вручались высшим сановным чинам.



 

- У вас здесь драгоценные книги...

- Да, это действительно так. Вот, к примеру, "Евгений Онегин" Пушкина, 1835 года, прижизненное издание!

Хочу отметить, что 18 декабря прошлого года я в Нахчыване открыла филиал этого Музея. Там в 12 витринах представлены 1090 миниатюрных книг, изданных в 31 стране мира. В конце этого месяца я планирую открыть еще один филиал этого Музея, теперь уже в Гяндже, где будет около семисот миниатюр.