Шуша станет примером бережного отношения к нашему архитектурному наследию - Архитектор Эльчин Алиев для Day.Az
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в недавнем интервью Азербайджанскому телевидению поделился своим взглядом на будущий облик Шуши и других освобожденных от оккупации городов Карабаха. Глава государства высказал ряд интересных мыслей и замечаний. Но уточнил, что лишь делится своим мнением по этому поводу, а последнее слово за специалистами, архитекторами, историками и самими шушинцами.
По поводу высказанных главой государства мнений и пожеланий мы обратились к одному из таких специалистов - архитектору, доктору искусствоведения, профессору Эльчину Алиеву.
Интервью Президента Ильхама Алиева Азербайджанскому телевидению вызвало большой интерес у общественности. Глава государства высказался по многим вопросам, в том числе касательно восстановления освобожденных территорий. Особый интерес вызвали высказывания главы государства относительно будущего архитектуры Шуши и Карабаха, его взгляд на то, каким должен быть этот город после своего второго рождения.
Выступление Президента страны дает надежду на превращение восстанавливаемых городов и сел на освобожденных землях в примеры бережного отношения к нашему архитектурному наследию. Почему бы через десять лет мировой архитектурной общественности не перенимать наш успешный опыт в этой области, которым мы будем гордиться так, как гордимся сегодня нашей армией? Ведь архитектура - это показатель развития страны. И это не только современные ультрамодные высотные здания, но и малоэтажные дома, с любовью и умением отреставрированные и построенные, бережно восстановленные. Как практикующий архитектор скажу, что правильно спроектировать одноэтажный дом иногда никак не легче высотного здания.
Выступление Президента Азербайджана, где он отметил важность общественного контроля над реставрационными работами, - также четкий посыл нашим многочисленным чиновникам "от архитектуры". Глава государства верно заметил, что без этого контроля начнут "возводиться уродливые постройки, земли будут захвачены и каждый построит себе какой-нибудь объект".
Тут хотелось бы сказать вот о чем. Для осуществления общественного контроля необходимо, чтобы информация доводилась до населения. К сожалению, пока что нет никакой открытой информации по поводу планируемых и проводимых работ в Карабахском регионе, и поэтому и я, и многие мои коллеги теряемся в догадках, не говоря уже о широкой общественности. Для того, чтобы общественность могла осуществлять контроль, в открытом доступе должна иметься информация о планируемых работах, о привлечении архитектурных компаний, проводимых тендерах и конкурсах.
Кстати, итогом отсутствия такого контроля стало открывшееся недавно в Шуше отделение "Азерпочты". Все, наверное, уже видели это фото. Замечательно, что на освобожденных землях открываются отделения нашей почты. Но хотел бы я узнать, кто автор-архитектор этого проекта и кто позволил в древней культурной столице Азербайджана построить примитивно полосато-облицованное бакинским камнем-аглаем здание, словно дачный домик в пригороде. Разве можно в историческом городе настелить на крышу не глиняную черепицу, а ярко-голубую металлическую? Разве можно устанавливать позолочено-штампованные ограждения лестниц, а не кованные? И это только на маленьком двухэтажном здании, уродливо и чужеродно смотрящемся в Шуше!
Чтобы подобного не повторилось, необходимо, чтобы абсолютно все архитектурные проекты, планирующиеся к реализации в Шуше и Карабахе, обсуждались в едином государственном органе с привлечением представителей общественности, независимых профессионалов. Тем самым общество будет гарантировано от дорогостоящих как моральных, так и материальных ошибок.
Уже более года ведутся разговоры об общественных советах при руководителях различных комитетов и министерств, куда меня приглашают - ничего дальше разговоров не продвигается. Наверное, потому что не выгодно. Надеюсь, после предупреждений Президента Ильхама Алиева ситуация изменится. Иначе нам не избежать появления очередных построек в стиле "Азерпочты".
Глава государства высказал идею о сносе 5-тиэтажных "хрущевок", построенных в советское время, и строительстве на их месте 4-5-ти этажных современных зданий. Советские панельные здания, уродующие облик города, однозначно должны быть снесены. Однако пять этажей, на мой взгляд, это много для новых жилых зданий в Шуше и регионе. Максимум 3-4 этажа. Главной архитектурной доминантой города, как во многих мировых исторических поселениях, должны стать минареты мечетей, видимые со всех концов этого историко-архитектурного заповедника. А вот идея использования при строительстве жилых домов притнципов современной архитектуры абсолютно верная. Именно современной архитектуры, а не "дешевых" стилизаций под старину, как мы часто видим у нас в Баку, когда современные здания "одевают" в исторические каменные "наряды" - и выглядит все очень смешно.
Средне-этажная застройка в Шуше должна вестись с воссозданием планировочной системы исторического города, объемно-пространственной структуры, художественно-образных характеристик зданий - но в современной интерпретации и трактовке фасадов построек, с сохранением привычных силуэтов старинных улиц и кварталов. Считаю, что пока еще есть время, пока будет идти разминирование территорий, пока будут проводиться коммуникации, пока не началось строительство на освобожденных территориях, нужно объявить открытые архитектурные конкурсы на проектирование застройки, даже в той же Шуше. Нужно дать всем архитекторам страны шанс на участие в этом великом общегосударственном проекте. Ведь зодчие представят массу бесплатных идей для государственных органов!
Президент Ильхам Алиев высказался и о судьбе здания дворца Хуршидбану Натаван. Очень сложная тема, в том числе и в среде профессионалов, где существует много точек зрения. Поэтому необходимо индивидуально подходить к каждому конкретному случаю, принимая нелегкие решения.
Возьмем, например, красивейший минарет из цветных обожженных кирпичей мечети "Саатлы" в Шуше, почти снесенный вместе с основным зданием мечети. Сможем ли мы восстановить здание, построив его по тем же технологиям, что и в XVIII веке? Есть ли такие мастера? А памятник архитектуры советского модернизма, построенный в 1976 году - знаменитая в Шуше Галерея минеральных вод по проекту архитектора Джафара Гияси? Брутальное здание было интересными для своего времени новыми технологиями возведения - широким применением бетона, большой плоскостью остекления, однако грубо и чужеродно смотрелось в окружающем его ландшафте. Как быть? Восстанавливать сегодня или нет?
Подобные неоднозначные вопросы нужно обсуждать со специалистами в составе некоего совещательного органа при главе структуры, отвечающей за возрождение Карабаха. И принимать коллегиальные решения. Я лично сторонник идеи консервации разрушенных памятников архитектуры, в исключительных случаях восстанавливая идентично потерянным оригиналам наиболее важные из них - как в случае с дворцом Хуршидбану Натаван. Считаю, что мы можем полностью восстановить фасад исторического здания - он не такой уж сложный в исполнении и с минимумом архитектурных деталей. А внутри, в интерьере, сделать все современное - как верно поступили со зданием травматологической больницы в Баку, нынешним красивейшим Бакинским книжным центром.
Самое главное - делать с любовью. Тогда все получится.
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре