Россия и Турция топят друг друга

Интервью Day.Az с председателем Центра экономического и социального развития (ЦЭСР), экспертом-экономистом Вугаром Байрамовым.

- Напряженность между Турцией и Россией стала причиной разрыва многих связей, установившихся в последние годы между этими странами. Каковы будут потери этих стран?

- Прогнозируется, что напряженность, возникшая между Россией и Турцией, окажет негативное воздействие на экономики обеих стран. Хотя есть основания говорить о том, что с экономической точки зрения больше негативных воздействий ожидает Турцию, российская сторона тоже не обойдется без потерь.

Начнем с того, что Турция и Египет - в числе самых крупных импортеров российского зерна. Ежегодно российские производители продавали на турецком рынке до 4,1 миллиона тонн зерна. А Турция еще является и одним из крупнейших потребителей российской стали.

Кроме того, к двусторонним инвестиционным проектам привлекались множество государственных и частных компаний. Например, стоимость заключенного в 2013 году с Росатомом контракта на строительство в Турции ядерного реактора мощностью 1 200 мегаватт, оценивается в 20 миллиардов. Речь о проекте, от которого российская компания получила бы прямую выгоду.

- А как насчет турецких товаров и сельхозпродукции, ввоз которых в Россию запрещен? Сумеет ли российский рынок найти равнозначную альтернативу?

- Проблемы на российском рынке начались не сегодня. На фоне введенных против России санкций покупательная способность нашего северного соседа значительно снизилась, что сказалось на экономических отношениях России и Турции.

На российском рынке продуктов питания и одежды Турция считалась основным импортером. После введения Россией эмбарго на сельхозпродукцию из Европы, Турция значительно активизировалась в этом секторе. Когда Турция покинет российский рынок, в этом секторе образуется серьезная брешь.

Россия постарается увеличить импорт продовольственной продукции из стран СНГ и Ирана. Не верится, что это произойдет в короткие сроки, так что исчезновение турецких товаров с российского рынка приведет к росту цен.

Надо также отметить, что в условиях напряженности экономических и политических отношений России с Западом испортить отношения еще и с Турцией не отвечает стратегическим интересам нашего северного соседа. Следует учесть, что таких теплых отношений между Россией и Турцией, какие наблюдались в последние пять лет, не было за всю их историю. Турция была важна для России и как главный союзник на Ближнем Востоке.

- Армения тоже надеется заменить России Турцию на продовольственном рынке. Насколько она годится на такую роль?

- Армянская и турецкая продукция не конкурировали на российском рынке. Турция превалировала на рынке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, в то время как армяне укрепились на рынке алкоголя. Ну и, конечно, Армения не обладает возможностями, которые позволили бы ей стать серьезным игроком на российском продовольственном рынке. Азербайджан и Узбекистан считаются наиболее подходящими странами для выполнения этой роли.

Кризис же в легкой промышленности Армении фактически сводит на нет возможности вынести на российский рынок продукцию, которая смогла бы заменить качественные и недорогие турецкие товары.

- Что теряет Турция от нынешнего кризиса с Россией в экономическом плане? В цифрах.

- Цифры неутешительные. Большинство российских туркомпаний уже прекратили продажу турпакетов в Турцию. Нужно сказать, что российские туристы играли большую роль в формировании прибыли от туризма. Так, в прошлом году в Турции отдохнули 4 миллиона 480 тысяч российских туристов, а всего в этой стране побывало около 40 миллионов туристов, доходы от туризма достигли 34,3 миллиарда долларов. То есть российские туристы составили 12 процентов от общего числа посетивших Турцию, а это очень немалая цифра.

В последние годы, как я уже отметил, наблюдалось развитие экономических отношений. Объем турецкого экспорта в Россию в прошлом году достиг 5,9 миллиардов долларов. Россия является крупнейшим потребителем турецкой продукции. Для примера, 20 процентов экспортируемых продуктов питания, 15 процентов текстиля идут именно в Россию. То есть, можно сказать, что стратегические сферы - легкая и пищевая промышленность - находятся в определенной зависимости от России. Снижение экспорта приведет и к снижению объема валютных поступлений.

Кроме того, эта напряженность создаст определенные проблемы для выхода Турции на рынки Азии. Эти проблемы уже дают о себе знать. Возможности Турции для международного транзита очень важны для турецкой экономики.

Турецкие компании участвуют в инвестиционных проектах на территории России, в частности, турки очень активны в строительном секторе. Само собой, эти проекты оказываются под вопросом. Турция постарается компенсировать все это за счет новых возможностей, которые может предложить ей Евросоюз, чтобы сбалансировать потери.

- Обойдется ли Турция без российского газа? Уже сообщается о договоренности Анкары с Катаром по газовым поставкам. Чего стоит ожидать дальше?

- В прошлом году объем энергетического экспорта из России в Турцию составил 25 млрд. долларов. Эта огромная цифра связана с тем, что Россия играет доминирующую роль в обеспечении Турции энергоресурсами. Российский газ (28 млрд. кубометров в год) составляет 55 процентов потребности Турции в газе. Турция является вторым после Германии потребителем российского газа. Потребляемая же этой страной нефть на 30 процентов - российская.

Трудно представить в данный момент Турцию без российского газа. Турция очень зависит от этих поставок.

Для краткосрочного решения проблемы могут подойти газ из Катара и Ирана. Объемы газа, имеющиеся у Катара, позволяют ему обеспечить потребности Турции, однако отсутствие соответствующей инфраструктуры затрудняет решение вопроса в короткие сроки. Тем не менее, в тактическом плане Анкара рассматривает главным партнером Катар.

Расширению же газового сотрудничества с Ираном препятствует как отсутствие нужной инфраструктуры, так и стратегические отношения между Москвой и Тегераном.

- Какую роль тут может сыграть Азербайджан?

- Возможности Азербайджана для резкого увеличения поставок газа в Турцию в данный момент ограничены. Объем требуемого для братской страны газа равнозначен всему азербайджанскому экспорту.

- Как отразится сложившаяся ситуация на Азербайджане? И может ли наша страна как-то смягчить последствия российских санкций для братской Турции?

- Товарооборот между Турцией и Азербайджаном составляет 1,8 миллиардов долларов. Примерно такой же показатель между Азербайджаном и Россией. Если кризис между Москвой и Анкарой будет углубляться, то в 2016 году повысится объем поставляемых в Азербайджан турецких товаров, что, в свою очередь, приведет к удешевлению турецкой продукции. В настоящее время на оптовом рынке Турции наблюдается снижение цен. Таким образом, ожидается, что Азербайджан будет импортировать более дешевые продукты и прочие товары турецкого производства.

Пустоты, которые образуются на российском рынке, могут заполняться продукцией азербайджанских фермеров и предпринимателей. В свою очередь, утекание продукции в Россию может создать недостаток сельхозпродукции на местном потребительском рынке и привести к повышению цен. Если не будет расширен импорт в страну дешевой турецкой и иранской сельхозпродукции, то цены на эти товары могут подняться.

Вместе с тем, Азербайджан должен постараться, в случае чего, занять бреши в продовольственном импорте России и переориентировать российских туристов на свои курорты.

Есть и такой момент - в связи с ситуацией турецкие предприниматели будут стараться перевозить грузы посредством нашей территории, а это означает рост транзитных выплат.

В Азербайджане в последнее время осуществляется ряд реформ, направленных на упрощение транзитных перевозок по своей территории страны. Так, в стране вводится электронная система грузоперевозок, предусматривается снижение тарифов и введение единой тарифной системы. С этой точки зрения, не только Турции, но и другим странам будет выгодно перевозить грузы посредством нашей территории.

Создание турецким предпринимателям условий для доставки своих товаров в Центральную Азию и другие страны посредством Азербайджана следует оценивать, в первую очередь, как поддержку со стороны Баку Анкаре. Введены особые льготы, упразднена транзитная виза.

Турция - стратегический союзник Азербайджана. Азербайджан постарается сделать так, чтобы его стратегические союзники не пострадали от этой ситуации.

Азербайджан однозначно заинтересован в расширении грузоперевозок по своей территории, потому что транзит приносит транзитный доход. Грузоперевозки являются одним из основных направлений развития ненефтяного сектора. После ввода Алятского порта и сдачи в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс транзитные грузоперевозки станут приоритетными в ненефтяном секторе. Это принесет новые поступления в госбюджет. Выразить эту выгоду в цифрах пока сложно, цифры определятся, когда начнутся сами грузоперевозки.

В любом случае, Азербайджан - страна, не заинтересованная в разрастании напряженности между Турцией и Россией. Баку более многих заинтересован в восстановлении отношений между этими странами, так как это соответствует нашим стратегическим интересам.

- Сейчас заговорили о крупном логистическом проекте из Китая в Европу через Турцию. Как бы вы оценили роль Азербайджана в этом проекте?

- В принципе, без участия Азербайджана этот проект не может быть реализован на практике. Азербайджан расположен на пересечении Востока и Запада, и этот фактор будет использован в проекте. А напряженность между Турцией и Россией создает для нас определенные возможности в рамках подобных проектов.

Важно, что в последние годы в Азербайджане наблюдается бурное развитие транспортной инфраструктуры. Согласно Давосскому рейтингу конкурентоспособности, Азербайджан является одной из стран мира с наиболее развитой инфраструктурой. Страны, участвующие в  реализации этого проекта, смогут воспользоваться БТК, которая продолжает строиться и обойдется в 600 млн. долларов. Как ожидается, на первых порах эта железная дорога сможет перевозить около миллиона пассажиров и 6,5 млн. тонн грузов. А к 2030 году пропускная способность дороги возрастет до 17 млн. тонн грузов и 3 миллионов пассажиров. А это значит открытие для Азербайджана нового этапа в международных грузоперевозках.

- Кстати, прошла информация о том, что Москва рекомендовала Астане и Бишкеку приостановить транспортные проекты с Турцией. Насколько реально, что эти страны, союзники Москвы по ЕАЭС, прислушаются к этой рекомендации?

- Казахстан и Кыргызстан - союзники России. В то же время для этих стран очень важно сохранение отношений с Турцией на нынешнем уровне. Помимо исторических связей, экономические связи между этими странами очень прочны. С этой точки зрения, маневрировать странам будет достаточно сложно. Ведь им нужно будет сохранить связи с Турцией, одновременно не навредив своим отношениям с Россией. Не исключено, что эти страны будут с большей осторожностью подходить к своим отношениям с Турцией.

Лейла Таривердиева