Политолог: Какой будет политика Вашингтона по карабахскому конфликту после президентских выборов в США?

Интервью Day.Az с американским политологом, экспертом по постсоветским странам и Южному Кавказу Юрием Сиговым.

- Можно ли ожидать кардинальных изменений во внешней политике США после скорых президентских выборов в этой стране?

- Американская политика, особенно внешняя, делается не президентами, а влиятельными политическими кругами, которые в принципе проповедуют одно и то же - что демократы, что республиканцы. Разумеется, есть определенные нюансы, есть какие-то вновь появляющиеся приоритеты. Но в целом США не отказываются от должности "всемирного присматривающего за порядком". И в каком формате это уже будет осуществляться - более жесткими методами (как это обещает Ромни, но это отнюдь не значит, что он именно так, как говорит, и станет поступать), либо несколько помягче (с виду, но не по сути), как того ожидают от Обамы, не принципиально для общего вектора внешней политики Соединенных Штатов. Поэтому по приоритетам все будет в той же последовательности - ситуация вокруг Афганистана, Ирана, Северной Кореи, отношения с Китаем, помощь в вытаскивании Европы из долгового кризиса - а все остальное уже как получится.

- Насчет Ирана хотелось бы спросить отдельно. До выборов большинство наблюдателей исключали вероятность вторжения США в Иран. Повысится ли такая вероятность после завершения выборов?

- С Ираном любому президенту США придется что-то решать, и военный путь - лишь один из вариантов. Пока обе стороны категорически отрицают тот факт, что между ними могут начаться прямые, двусторонние переговоры без всяких "шестерок" - как в прямом, так и переносном смысле. Вероятность подобного развития событий существует, но тут многое будет зависеть от того, насколько Иран жестко пойдет к своей цели - обладанию собственной ядерной бомбой, и что конкретно ему могут за это либо пообещать, либо на практике продемонстрировать американцы. Пока угроза военного "перевоспитания" Ирана остается реальной, и как быстро до этого дело может дойти после американских президентских выборов, будет зависеть от очень многих факторов. Причем, президент США в этом списке "возможных факторов" может оказаться совсем даже не ключевым элементом.

- Какова вероятность изменения политики США на постсоветском пространстве, в частности, на Южном Кавказе?

- Хочу разочаровать (или обрадовать - это кому как покажется) правительства государств постсоветского пространства: Америке до них всех дела если и есть, то по очень кривой и удаленной от центра тяжести касательной. Все они далеко от Америки географически расположены, свои интересы США там и так будут сохранять, а нужно им здесь только одно - стабильность, предсказуемость и уважение американских интересов. Если республика бывшего СССР ведет себя в этих рамках, то Вашингтон с ней всегда найдет общий язык, причем ко взаимной выгоде. Насчет Южного Кавказа политика Соединенных Штатов не изменится - им не нужно, чтобы тут вспыхивали военные действия (в любом формате и не принципиально, кого с кем), чтобы американские компании чувствовали себя здесь комфортно, и чтобы те трубопроводные маршруты, которые здесь уже не первый год застолблены, никто не беспокоил. А все остальное будет по-прежнему решаться "челночной дипломатией" вновь назначенными спецпредставителями, среднего уровня чиновниками Госдепа и Пентагона, а также серьезным американским бизнесом.

- Есть ли вероятность того, что США после выборов 6 ноября будут активно заниматься решением армяно-азербайджанского конфликта?

- Думаю, что заниматься Америка этим не будет по той причине, что ей сейчас (да, в принципе, и раньше) не до постсоветского пространства. Конечно же, если здесь вспыхнут военные действия, и одними дипломатическими лекциями будет не обойтись, тогда Штаты постараются исключительно переговорными методами восстановить на Кавказе статус-кво (но военным образом они сюда не полезут ни за что). Может, правда, ситуацию здесь изменить развитие событий вокруг Ирана, особенно если хотя бы частично в этот конфликт окажутся вовлеченными близлежащие страны постсоветского пространства. Но это уже будет очень маловероятное развитие событий, хотя и его сбрасывать со счетов я бы не стал.

- Госдепартамент США 2 ноября призвал Азербайджан и Армению дипломатическим путем решить вопросы, связанные с намерением армянской стороны начать эксплуатацию аэропорта на оккупированных азербайджанских землях. Какова вероятность дальнейшей эскалации напряженности в регионе (например, в случае начала осуществления полетов)?

- Соединенным Штатам невыгодно никакое напряжение в этом регионе, они со своей стороны убеждают и Азербайджан, и Армению не делать ничего такого, что бы могло спровоцировать вспышку новых военных действий на Кавказе. Насчет Карабаха у США не так уж много рычагов, но проблема в том, что события в этом регионе могут развиваться совсем не так, как того бы хотела Америка (да и другие "посторонние наблюдатели" за карабахским конфликтом). Вот в этом случае ситуация на самом деле весьма быстро и неуправляемо может выйти из-под контроля. И тогда и тем же Соединенным Штатам, и другим не заинтересованным в конфликте странам, придется каким-то образом вмешиваться, что абсолютно ни к чему хорошему в регионе точно не приведет.