Из-под Саргсяна выдернули второй стул - РЕПЛИКА

Как говорится, откуда не ждали...

В то время как Армению трясут акции протеста, когда президент страны изо всех сил реформирует конституцию под себя, когда на фронте происходит невесть что и население охвачено паникой, когда... Одним словом, когда дела в Армении пошли совсем плохо, на горизонте появился он, экс-президент Роберт Кочарян.

Интересно, что это имя всплывает на политическом небосводе Армении всякий раз, когда в стране назревает какой-нибудь кризис. Политический, экономический, финансовый, кризис среднего возраста - не важно. Главное, чтобы ситуация казалась безвыходной и появлялась возможность протиснуться в образовавшуюся щель.

Роберт Кочарян является своеобразным барометром политической ситуации в Армении. Когда в начале года случился "царукяновский кризис", Кочарян немедленно примчался в Ереван из-за границы. Правда, он уверял журналистов, что проблема между Сержем и Гагиком тут совершенно не при чем, а просто дата на билете совпала. Но никто ему не поверил.

Когда в Ереване гремел "электромайдан", экс-президент снова подал голос. Но в этот раз только в виде заявления его офиса, заверившего, что Роберт Кочарян высоко сидит и далеко глядит, но чтобы не вносить напряженности, скажет все, что думает, потом. "Потом" наступило, но второй президент так и не высказался, потому что кризис вроде миновал.

И вот на днях, в то время, как власти Армении находились в замешательстве, а Серж Саргсян оправлял костюмчик, готовясь к встрече с самим Путиным, Роберт Кочарян дал интервью русской службе "Радио Свобода".
 

К ужасу действующего президента, Кочарян не стал отрицать возможности своего возвращения в большую политику. Точнее, сказал, что сам-то он этого не хочет, потому как ему и так хорошо, но вот обстоятельства... Могут возникнуть обстоятельства. Потому что все в Армении плохо, а вот в его времена все было хорошо.

В данном случае официальному Еревану нечем бить карту, потому что в Армении, действительно, все плохо, и с каждым днем становится все хуже.

Ну, пусть они там друг с другом сами разбираются и делят стулья. В истории любви Кочарян-Саргсян интересно не это. А то, что информация об интервью Кочаряна, данном 5 сентября, появилась только 7 сентября. Как раз в тот день, когда третий президент приносил в Москве клятву верности и попрошайничал.

Примечательно также название передачи - "Россия и я". И хотя выступали в ней многие экс-президенты постсоветских стран, появление на ней Кочаряна, причем именно сейчас, выглядит символично. И эту символичность не преминули заметить в самой Армении. В политических кругах страны вовсю обсуждается одна тема - поможет ли Москва второму президенту переиграть третьего.

Саргсян, похоже, мучает тот же самый вопрос. Думается, не зря в последнее время в Ереване все меньше заговаривают о евроинтеграции, об особом положении Армении в "Восточном партнерстве", все реже еврочиновники приземляются в аэропорту "Звартноц". И не зря на всех уровнях все громче заговорили об экономических выгодах членства в ЕАЭС.

Возможно, виновато было лето, и скоро Ереван снова попробует разместить свой, пардон, зад на втором стуле. Пока же признаков этого не видно. Наоборот, создается ощущение, что ему становится все более "комфортно" на одном, евразийском стуле.

Например, вчера премьер Овик Абрамян озадачил местных экономистов и журналистов своим заявлением относительно единой валюты евразийского пространства. Нет, не подумайте, что говорил он о драме - на это нужна смелость. Заговорил Абрамян о рубле, предложив его в качестве средства взаиморасчетов за "стратегические товары" на пространстве ЕАЭС.

Как замечает не менее других армянских СМИ удивленная "Айкакан жаманак", под "стратегическими товарами", в первую очередь, подразумеваются энергоносители, за которые Армения платит РФ в долларах. И Абрамяну не может не быть известно, что именно Россия выступает против продажи "стратегических товаров" Армении в рублях, и такой вариант власти РФ и не обсуждали.

То есть, армянский премьер занялся пиаром российской валюты. Понятно, что это было не личной идеей Абрамяна или его внезапным душевным порывом. Этот вопрос, несомненно, обсуждался в Ереване. Как предполагают армянские СМИ, по всей видимости, Армения подключается к антизападной кампании, не по своей воле, но выхода-то нет. И это - одно из последствий недавнего визита Саргсяна в Москву.

В принципе, удивляться не стоит, потому что создаваемая Ереваном видимая независимость и многовекторность политики никогда не станет материальной. И всякий раз, когда там пытаются думать иначе, появляются "обстоятельства". Те самые, о которых говорил Роберт Кочарян.