Олег Кузнецов: Чтобы повернуть Россию лицом к трагедии Ходжалы, нас должно быть много

Продолжается процесс сбора подписей под петицией о признании Россией геноцида в Ходжалы. О перспективах петиции и ее значимости Day.Az побеседовал с ее инициатором, известным российским историком и политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.

- Число подписавших вашу петицию с требованием к российским парламентариям признать геноцид азербайджанцев в Ходжалы приближается к 20 тысячам. Вы довольны результатом?

- В таком деле, как сбор подписей под петицией, нельзя оценивать процесс и результат чисто механистически, только по числу проголосовавших. У меня, как у инициатора петиции, имеется доступ к панели администрирования страницы петиции в интернете, где в онлайн-режиме обновляется информация о количестве просмотревших и количестве подписавших петицию. По статистике соотношение между первыми и вторыми людьми составляет обычно 7:1, в нашем случае оно равно 5:1.

Из этого можно сделать двоякий вывод: с одной стороны, благодаря развернутой кампании сбора подписей информацию о трагедии в Ходжалы в мире прочитали порядка 100 человек, что само по себе уже неплохо; с другой стороны, мы имеем дело с подготовленной аудиторией, которая изначально отдает себе отчет в своих действиях, что также не может не радовать.

Чтобы петиция получила более высокий уровень общественной поддержки не только в азербайджанском обществе, но и по всему миру, надо предпринимать шаги, направленные на преодоление этих объективных причин, чего сделать за короткий промежуток времени реально невозможно, поэтому приходится довольствоваться тем, что имеем. При этом я хочу обратить ваше внимание еще на одно обстоятельство: конкретно на сейчас петицию подписали 18 с половиной тысяч человек, из них, как минимум треть проживает за пределами Азербайджана, в других странах мира, поэтому ее поддержка непосредственно в вашей стране удручающе низкая - всего 12-13 тысяч человек.

- В свое время российская Государственная Дума признала "геноцид армян" без проблем и петиций. Вряд ли с вопросом Ходжалы все будет так же запросто. Почему вы считаете, что ГД примет соответствующее политическое решение по геноциду в Ходжалы?

- Ответ на первую часть своего вопроса вы без меня прекрасно знаете: Армения является военно-политическим союзником России, поэтому выполнить ее требование о принятии политической декларации в ее интересах не вызвала у российских парламентариев особых возражений, тем более, что именно этот шаг ничего не стоил для российского бюджета.

Но в связи с этим я хочу обратить ваше внимание на очень существенное, я бы даже сказал - принципиально существенное обстоятельство: чтобы последовало признание так называемого "геноцида армян", было необходимо формальное основание, и им стал запрос одного из российских парламентариев армянской национальности. Представителей Азербайджана за исключением Гасана Мирзоева, являющегося горским евреем, в Госдуме никогда не было и нет до сих пор, поэтому некому было выступить с такой инициативой о внесении данного вопроса в повестку дня хотя бы для обсуждения. Петиция как раз является таким инструментом инициирования парламентских слушаний. Как только будет собрано психологически важное количество подписей, можно будет ставить вопрос о проведении парламентских слушаний о признании геноцида в Ходжалы.

При этом я прошу всех правильно понимать, что деятельность Федерального Собрания России предельно формализована и детально регламентирована, поэтому места для самодеятельности нет и быть не может. Между российским парламентом и вашим Милли Меджлисом подписано соглашение о сотрудничестве, в структуре высших законодательных органов двух стран существует межпарламентская рабочая депутатская группа, ее сопредседателем с азербайджанской стороны является председатель комитета по правовым вопросам Али Гусейнли, с которым я встречался на позапрошлой неделе, со стороны России - Дмитрий Савельев. Я это все подробно описал для того, чтобы дать понять вашим читателям, что вопрос инициирования слушаний по Ходжалинской трагедии в российском парламенте уже давно существует и хорошо известен, просто надо организовать для этого достаточную общественную поддержку, выраженную в очень большом количестве подписей.

В связи со всем сказанным выше я хочу сделать еще одно, на мой взгляд, важное замечание: прошу ваших читателей обратить внимание на то, что я еще ни разу не сказал о признании российским парламентом факта геноцида азербайджанцев в Ходжалы, такому решению, если оно будет принято, обязательно будут предшествовать парламентские слушания. Это - первый этап процесса. Петиция направлена на то, чтобы инициировать рассмотрение этого вопроса, добиться внимания к нему со стороны российских парламентариев. Что будет потом, я сейчас над этим вопросом детально не задумываюсь, хотя держу его в голове, ибо делать это преждевременно, пока надо сконцентрироваться на деятельности по сбору подписей.

- Сколько подписей необходимо, чтобы петиция была направлена и принята к рассмотрению в Федеральном Собрании России? Какова процедура ее направления в Государственную Думу, если нужное количество голосов будет собрано?

- Начну отвечать со второй части вашего вопроса. Ранее я уже сказал вам о том, что существует межпарламентская рабочая группа, состоящая из депутатов Госдумы России и Милли Меджлиса Азербайджана, поэтому парламентские слушания могут быть инициированы кем-то из российских депутатов, входящих в состав этой группы со стороны российского парламента. Это - самый простой и надежный путь, поэтому самый эффективный. Можно будет направить петицию и как общественную инициативу, благо на сайте Change.org, на котором аккумулируются подписи, имеет для этого все технические возможности. Но пока под петицией собраны всего 18 с половиной тысяч подписей, что для многомиллионной России - капля в море, говорить о какой-либо реакции вообще не приходится.

Теперь перехожу к ответу на первую часть вашего вопроса о минимально необходимом количестве голосов. По этому вопросу какой-либо детальной регламентации нет, и здесь действует принцип: чем больше - тем лучше. Речь должна идти в этом случае скорее о психологически существенном количестве участников кампании, чтобы их мнение было не только услышано, но и понято. Мы не можем позволить себе быть пусть даже и многочисленной кучкой горлопанов, подобно тем, кто на пикетах у правительственных зданий выкрикивает в лицо равнодушным прохожим волнующие их лозунги. Мы должны стать многотысячным молчаливым большинством, которое фактом своего существования заставит власти России, и в первую очередь - ее законодателей повернуться лицом к трагедии азербайджанского народа. Для этого нас должно быть много, и все мы должны быть уверены в своей правоте.

Говорить о необходимом минимуме голосов мы можем, исходя из практики, когда петиции, адресованные в различные эшелоны власти в России, находили свой отклик и побеждали, заставляя власть предержащих совершать действия в интересах требований общественности. Для примера приведу несколько фактов из собственной практики, так как время от времени я также поддерживаю чужие петиции, требования которых мне кажутся актуальными. Месяц назад своим голосом и финансами я поддержал петицию с требованием в адрес МИД России активизировать действия по освобождению российских моряков, задержанных в Ливии по обвинению в контрабанде нефти, хотя сами они не были ни в чем виноваты, поскольку только выполняли распоряжения собственника судна. Эта петиция собрала около 170 тысяч голосов, после чего МИД России в считанные дни решил этот вопрос, хотя до этого он "висел в воздухе" несколько месяцев.

Я привел этот пример не для того, чтобы провести какие-то параллели между требованиями своей и иных петиций, но для того, чтобы показать, какое именно количество голосов может решать насколько серьезные вопросы.

Я привел этот пример не для того, чтобы провести какие-то параллели между требованиями своей и иных петиций, но для того, чтобы показать, какое именно количество голосов может решать насколько серьезные вопросы. Поэтому я полагаю, что ста тысяч голосов будет вполне достаточно для того, чтобы инициировать  в Государственной Думе России парламентские слушание о признании геноцида в Ходжалы

- О вашей петиции уже заговорили по телевидению. По АТВ прошли две передачи. То есть тема приобретает все больший размах. Какую еще помощь в продвижении петиции могут оказать азербайджанские СМИ?

- Об этом вопросе мы достаточно подробно говорили на рабочем совещании по продвижению петиции в Азербайджане, которое проводил 3 мая председатель комитета по региональной политике Милли Меджлиса Ариф Рагимзаде. На нем был определен целый перечень мероприятий, которые было обещано исполнить в течение ближайших дней. Но пока что, за исключением двух передач по ATV, дело не двигается. В частности, было сказано, что все азербайджанские сайты разместят на своей главной странице ссылку на петицию и краткую инструкцию, как ее подписать. Но эта инициатива, как я вижу, пока что не реализована. Аналогичным образом должны были поступить и все 50 азербайджанских университетов, но реально сделал это только один Бакинский Славянский университет, за что ему отдельные слова благодарности.

- Есть ли у вас позитивные примеры продвижения вашей петиции в Азербайджане?

- Конечно же, есть, иначе я не был бы столь категоричен в своих оценках. Так, 8 мая по личной просьбе госсоветника Кямала Абдуллаева и при содействии фонда "Знание" при Президенте АР я посетил Лянкяран, где встретился со студентами и преподавателями местного университета и школьниками, обучающимися в русском секторе школ этого города, которым рассказал о своей жизненной позиции и об инициированной мной петиции. Естественно, в своем выступлении я призывал и убеждал их поддержать мою инициативу, разговаривал с ними не с позиции власти или силы, как бюрократ, дающий руководящие указания, а как искренне сочувствующий горю вашего народа в связи с Ходжалинской трагедией человек, инициативе которого нужна помощь и поддержка простых людей.

И результат появился практически сразу же. Менее чем за неделю в Лянкяране и близлежащих к нему районах к петиции, судя по комментариям на ее странице в интернете, присоединились 1400-1500 человек. Иными словами, 10, а может быть, и все 15 процентов подписей, собранных под петицией по состоянию на сегодняшний день по всему Азербайджану, были собраны в Лянкяране. Этот результат стал возможен исключительно благодаря активной и даже подвижнической деятельности старшего преподавателя кафедры иностранных языков Лянкяранского государственного университета Айнур Ахмедбейли, которая всю эту неделю побуждала и призывала своих студентов присоединиться к подписанию петиции. Низкий ей от меня поклон за все ее труды.

Молодежь и интеллигенция - это те две социальные силы, на которые надо опираться, если мы хотим, чтобы кампании по признанию российским парламентом геноцида в Ходжалы была успешной. В вашей стране насчитывается полсотни высших учебных заведений, потенциал которых надо обязательно использовать при организации сбора подписей под петицией. Причем не только в Баку. Центр тяжести сбора подписей должен быть перенесен в провинцию - в Гянджу, Мингячевир и другие города. Я готов выступить в каждом из университетов этих городов, если надо, то и по несколько раз, был бы от этого толк. Уверен, что в каждом из этих университетов обязательно найдется человек, и даже не один, своей заинтересованностью в результатах дела и упорством похожий на Айнур Ахмедбейли из Лянкярана, труд и личный авторитет которого обеспечит высокий результат.

Те, кто еще не успел подписать петицию, могут сделать это здесь.

Беседовала Лейла Таривердиева