Иса Меликов: "Очень раздражает отсутствие благородства" - ИНТЕРВЬЮ
- Скоро вашей дочери исполнится год. Каково быть отцом? Чему вы научились за это время в роли родителя?
- Моя жизнь разделилась на до рождения дочери и после. Жизнь меняется абсолютно в другую сторону. Ты понимаешь, что рядом есть человек абсолютно беспомощный, беззащитный. Вот этот момент очень важен. После брака жизнь меняется, а после рождения ребенка она меняется еще раз совершенно в другую сторону. Скажу так - это большая ответственность. Не думаю, что я какую-то Америку открываю, но ты начинаешь понимать, для чего живешь. Четко вырисовывается конечная цель.
- Чему бы хотели научить дочку?
- Я хотел бы научить ее тому, чем сам владею, что знаю и хорошо умею. Потому что мне будет легче учить ее этому, нежели ядерной физике, к примеру. Но опять-таки, если она захочет заниматься какими-то точными науками, стать физиком, химиком, или спортсменкой, я не буду противиться. Для меня важен другой момент. Чем бы она не занималась, я хочу, чтобы она занималась этим профессионально, то есть была далека от дилетантства.
- С начала года был дан старт обширной ротации клипа Димы Билана и Нигяр Джамал "Обними меня" на российском телевидении. Как вы оцениваете успех музыкальной композиции, продюсером которой являетесь? Все ли задуманное удалось?
- Этот проект сам по себе уникален. Так как впервые два победителя "Евровидения" разных лет делают дуэт, совместный проект. Тем более они оба популярны у себя в странах. Этот проект дал очень много интересного в плане зрелищности. Я имею опыт работы с Нигяр Джамал, и мне было приятно работать с Димой Биланом. Он - артист с большой буквы на самом деле. И все, что было задумано, думаю, все цели достигнуты. Я даже не знаю, сколько там просмотров на ютубе, 4-5 миллионов где-то... Песня стала хитом в России, занимала первые места в хит-парадах популярных российских телеканалов. Более того, она стала номинантом премии Ру.тв в номинации "Дуэт года".
- Несомненно, успех Азербайджана на "Евровидении-2011" связан также с вашим именем. Именно новый проект вашего продюсерского центра "BMF" - Нигяр Джамал - стала победительницей. Как появилась идея предложить обычной домохозяйке принять участие в национальном отборе?
- Я Нигяр знаю давно, со школы. Мы играли вместе в КВН, общались, дружили, потом в силу тех или иных обстоятельств мы потеряли с ней контакт на несколько лет. Затем, когда я ее нашел в одной из социальных сетей, выяснилось, что она живет в Лондоне, у нее там семья и т.д. Я прекрасно помнил, что она в то время хорошо пела, творческим человеком была всегда. Помимо этого, она была еще и спортсменкой, занималась карате, помню, что она была всесторонней. На тот момент я не работал с артистом, которого можно было подготовить. Я ей предложил, она приняла эту идею, прилетела в Баку, пообщались, подготовились. В октябре подали заявку на участие в национальном отборе "Евровидения", и что из этого получилось, вы знаете.
- Какой музыкальный жанр вы хотели бы популяризировать в Азербайджане?
- Когда-то давным-давно, лет 10-12 назад, я хотел, чтобы R&B в Азербайджане стало популярным. Я стал прилагать к этому какие-то усилия. Я думаю, что если даже не в той культуре, в которой R&B присутствует в Соединенных Штатах, но на своеобразном уровне с определенными элементами R&B с какими-то битами, семплами - оно все-таки закрепилось хоть на каком-то уровне в нашей современной музыке. И я рад, что приложил усилия для этого. Мне это удалось.
- Насколько молодежь интересуется творчеством местных исполнителей?
- Категории молодежи разные. Есть поклонники, так скажем, народных жанров - мугама, мейханы. Поклонников местной музыки много, даже очень много. Я бы хотел, чтобы местная молодежь больше слушала то, что поют и играют за океаном. Это было бы намного интереснее. Прошу эти мои слова не воспринимать как пропаганду каких-то космополитичных взглядов. Просто послушать, сравнить. Полезно будет послушать, что происходит интересного за пределами нашей эстрады, тоже. Есть периоды становления шоу-бизнеса в разных странах. Опять-таки, когда-то давным-давно я агрессивно разглагольствовал на эти темы, говорил, что нужно сделать так и так, но сейчас я понимаю, что этот процесс - эволюционный. Мы все-таки постепенно движемся, я имею в виду нашу эстраду, к тому, к чему мы должны в итоге прийти.
- А кого слушаете вы?
- Севду Алекперзаде, Тунзалю Агаеву, Зульфию Ханбабаеву, Мири Юсифа. У нас, насколько я знаю, коллеги по цеху обязательно читают интервью друг друга, и потому не хочу, чтобы кто-то обижался, кого я не назвал. Я часто слушаю различных местных исполнителей, хочу быть в курсе всего, что происходит. Хочу знать, в каком направлении движется тот или иной артист, как он изменился по сравнению с прошлым альбомом, то есть сделать анализ. Ну, или мне может понравиться какая-нибудь песня, могу записать ее на диск и слушать в машине.
- Почему вы стали композитором?
- Я хотел заниматься музыкой, сам пошел. Меня записали в класс скрипки. Вечером педагог позвонила и сказала: хотим, чтобы он стал скрипачом. Родители противились, папа не хотел, чтобы я был скрипачом, сказал, ну пусть ходит хотя бы на фортепиано. И я благодарен, что все-таки я не пошел на скрипку. Потому что я сейчас с трудом представляю себя скрипачом. Ничего против скрипачей не имею, ни в коем случае. Но считаю, что мое - это фортепиано.
- У вас диплом дирижера оркестра народных музыкальных инструментов. Не думали поработать по этой специальности?
- Вы хорошо осведомлены, хорошо подкованы (смеется). Нет, я не пробовал работать по этой специальности. Лет 18-20 мне было, когда я ушел в написание музыки, потом меня захватила волна R&B, афро-американская музыка... Все это меня унесло далеко, и до сих пор я там. Это очень отличается от того образования, какое я получил. Но, тем не менее, я помню, что окончил с красным дипломом, и у меня была серьезная дипломная работа. Я серьезно относился к образованию. Хорошо помню себя в тот период.
Хотя, никогда не говори никогда... У меня много различных планов, в том числе и на счет оркестра. У меня в планах написать полноценное классическое произведение, к этому я уже столько лет иду, и думаю, что скоро это произойдет. А в классическом произведении без симфонического оркестра - никак.
- Вы не раз говорили о том, что никогда не пишете музыку днем, только ночью. Почему? Чтобы не отвлекали?
- Во-первых, весь город спит. Ну, если и не весь, то большая его часть. Бывает тише на улице. Можешь открыть окно, подумать, подышать свежим воздухом... А днем все это невозможно: слишком много отвлекающих и раздражающих факторов. Для меня ночь - это идеальное время для написания музыки.
- А за одну ночь можно написать целое произведение?
- Я думаю, что даже за один час ночью можно написать хорошую музыку. Сигнал приходит очень быстро. Это буквально минута, две-три. Я это так называю. Правда, это немного звучит так... по экстрасенсорному, где-то смешно, но открывается определенный астрал, тебе посылается информация, где-то минуты две-три, а потом все закрывается. Что урвал оттуда, то урвал. А потом уже сидишь и все раскладываешь по полочкам.
- Чем интересуетесь кроме музыки? Хобби наверняка есть?
- Да, я люблю футбол. Смотрю футбол и являюсь поклонником определенных футбольных клубов, команд, люблю нашу сборную. Не буду лукавить. Конечно, наша сборная уступает многим командам в мире, но от души им желаю... Одна из моих мечт, так скажем, увидеть когда-нибудь нашу сборную на чемпионате мира по футболу.
- В шоу-бизнесе не обходится без плагиата, скандалов, зависти...
- Да, без этого никак.
- Сталкивались?
- Конечно, сталкивался. Не хочу сейчас эту тему мусолить. Но, безусловно, сталкивался. Тут, знаете, как... Ну, вот спросите сейчас у тех, от кого, я считаю, исходил этот негатив, зависть и т.д. - у них будет своя правда на этот счет. Сталкиваться с такими вещами, считаю, это абсолютно нормально. Это нормальная реакция.
- Не обидно, что продюсер остается в тени?
- Тут даже вопрос не в том, насколько в тени... Тут вопрос, какая задача стоит перед продюсером. Бывает, что уровень популярности продюсера намного выше, чем у его начинающего проекта. Вспомнить хотя бы Тимбаланда и Нелли Фуртадо, к примеру. Возможно, кто-то будет пиарить исполнителя через себя. Тут настолько широкий спектр действий у продюсера, то есть все зависит от задачи. Хочу отметить следующее: у продюсера не должно быть никакой ревности по отношению к популярности артиста. Это мешает работе, прежде всего.
- О чем должна быть идеальная песня?
- О любви, конечно же.
- Как вы подбираете музыку для артиста?
- Если это твой проект, то желательно провести небольшое исследование рынка на текущий момент. Чтобы ты впустую не поработал и песня не осталась на полке, так сказать. Одним словом, чтобы ты не снял клип только для YouTube. Чтобы это было на самом деле зрелищно, интересно. То есть изучить, что сейчас популярно на рынке. Все это влияет на конечный продукт.
- Вы бы стали продюсером начинающего певца, у которого нет музыкального образования?
- Зачастую так и бывает (смеется). Я считаю, что музыкальное образование - это хорошо, безусловно, но зачастую встречаются такие самородки, у которых нет музыкального образования, но они поют, танцуют просто замечательно. Поэтому я бы не ставил во главу образование, но опять же, я буду только рад, если оно есть.
- Какой проект вызывает у вас больший интерес - сольный или групповой?
- Мне нравится группа. Причем группа вокалистов. Потому что это именно то, что я хочу в ближайшее время осуществить. Каждый проект интересен по-своему, безусловно. Моя давняя мечта - создать girls band, девичью группу. Думаю, в ближайшее время вы узнаете об интересных новостях именно в этом направлении.
- А если не так загадочно?
- У меня есть в планах создание женской группы, скоро выходит новый клип и песня Нигяр Джамал. Это будет ее новый азербайджанский сингл. Помимо всего этого, я планирую один мужской проект. У меня до сих пор было очень много проектов с исполнителями-девушками, поэтому я сейчас планирую сделать мужской проект. И есть большое количество других проектов, о которых я не хочу пока говорить, потому что все они в стадии разработки. Я люблю говорить о свершенном.
- Кого вы считаете лучшим продюсером Азербайджана?
- Нигяр Гаджизаде - первый продюсер Азербайджана, я считаю. Когда она работала в этом направлении, я был школьником или студентом, не помню. Я открывал газету, читал интервью Нигяр Гаджизаде и мечтал работать в этой сфере. Почему я считаю ее первой? Потому что то, что она делала в то время, не делал никто. Еще могу назвать Айсель Раджабли и Рашада Гашимова.
- Ваша супруга тоже творческий человек. Как такой тандем помогает в семейной жизни?
- Помогает. Она пишет тексты на мои песни. Она прекрасно понимает, какой именно текст мне нужен. Для меня болезненно важен вопрос с ударениями в словах. Если слово звучит криво в песне, то я не могу серьезно воспринимать эту песню вообще. К сожалению, такие случаи часто встречаются.
- У вас интернациональная семья. Как сейчас живет и о чем мечтает азербайджано-польская ячейка общества?
- Как любая другая семья мечтает и живет с мыслью о семейном счастье, которое у нас, безусловно, есть.
- Если хотите выпустить пар, то...
- То я могу накричать на кого-нибудь, но этот человек обязательно должен быть виновен в причине пара. Просто на ком-то срываться я не буду.
- Ваши недостатки?
- Бывает, что во время работы может включиться чрезмерная придирчивость. Например, все идет хорошо, а она может взять включиться и долгое время не выключаться.
- Спортом занимаетесь?
- Да, фитнес, бег, плавание.
- Дрались когда-нибудь?
- Думаю, этот период закончился где-то в юношеские годы, в университете. Это было давно, это было, как и у всех мужчин.
- Что вас раздражает?
- В последнее время - многое. Больше всего меня раздражает человеческая тупость. Низкий интеллект. Меня очень сильно может вывести из себя человек, который не знает элементарных вещей, к примеру, столицы какого-то европейского государства. Я уже не говорю об африканских, азиатских странах. Очень раздражает отсутствие благородства.
- Чем вы можете любоваться часами?
- Дождем. Дождь - это мое все. Я могу бесконечно смотреть на ливень.
- А если - кем?
- Дочкой.
- Чего вы никогда не простите?
- Тут вопрос - кому... Я не могу простить предательства. Я могу спокойно отнестись к человеку, который придет и прямо скажет: ты знаешь, вот ты такой-то, такой-то и такой-то, и я вступаю с тобой на тропу войны. Я буду уважать этого человека. Но я никогда не прощу человека, который мне в лицо улыбается, а сам делает что-то непонятное за спиной. И не то, чтобы не прощу. Это звучит как-то пафосно. Этот человек просто начинает падать для меня на какую-то непонятную ступеньку. И еще я не могу простить тупость человеческую! Для меня это очень болезненно.
- Что бы вы хотели изменить в своем прошлом?
- Ничего абсолютно. Я не жалею ни о чем, что я совершил в жизни.
- Кому первому вы сообщите радостную новость?
- Маме, сестре и супруге!
- Так кому же первой?
- Кому дозвонюсь первым!
- В чем вы не можете себе отказать?
- Я бы сказал, что не могу себе отказать в еде. Я люблю вкусно поесть. Но, как выяснилось, в последнее время я смог себе в этом отказать - похудел на 18 килограммов. Нет такого, в чем я не могу себе отказать.
- Любимое блюдо?
- Ой, много их. Ярпаг долмасы, плов. Вот плов могу есть бесконечно, причем разные виды. Я люблю мучное, калорийное, жирное. Вот это все мое. Последние два года я стал ограничивать себя во всем этом, когда в один прекрасный день понял, что разрастаюсь до нереальных размеров. И я похудел. И сейчас худею. Правда, не так стремительно.
- За какой срок такие достижения?
- Это предмет моей гордости! Я за 3 месяца похудел на 18 килограммов. Я просто истязал себя в зале, бегал час при подъеме 15. Мой пульс поднимался до 200-210 ударов в минуту. Это оказалось очень вредно, как мне сказал кардиолог. Я об этом даже не знал. Но все-таки таким образом я похудел.
- Что для вас идеальный отдых?
- Идеальный отдых - это уехать с другом. Именно с другом. Потому что когда с семьей, то ты несешь определенную ответственность. Но это должен быть безбашенный друг. Уезжаешь куда-то, очень-очень далеко. Должен быть активный отдых. Идешь, исследуешь какие-то новые территории, города. Не пользуешься условиями гида. Поехал, например, куда-то в джунгли, нашел пирамиду инков, порылся в ней с факелом. Для меня это идеальный отдых. Я планирую это все осуществить.
- На что вы готовы ради любви?
- За любимого человека я могу и умереть. Опять же, если не требуется факт моей смерти (смеется), то я не буду этого осуществлять!
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре