Солист "Гая" Рауф Бабаев: "Поклонницы? Они были по всему Союзу!" - ИНТЕРВЬЮ
- Рауф муаллим, когда вы пели песню "Ey həyat, sən nə qəribəsən", вы были очень молоды. Вы все еще считаете жизнь странной?
- Жизнь не столько странная... хоть в переводе слова "qəribəsən" на русский язык и получается "странная"... В те годы мы записывали эту песню в Москве, а как вы помните, во всех песнях, которые мы пели на родном языке, обязательно один куплет исполнялся на русском языке. Это тоже играло значительную роль в популярности наших песен по всему Советскому Союзу.
В то время в музыкальной редакции в Москве работал Юрий Энтин - поэт, перу которого принадлежат слова многих эстрадных песен, а также песен из советских мультфильмов, фильмов. Именно ему было поручено написать перевод песни "Ey həyat, sən nə qəribəsən". В его переводе эта фраза получилась как "Удивительная жизнь". А ведь действительно, жизнь очень удивительна.
- Как вы считаете, почему современные группы не могут оставить тот след в наших сердцах, который смогла оставить группа "Гая" в 60-е годы? В чем ваш секрет?
- Популярность не выражается тем, что ты называешь себя звездой. Ведь Муслим Магомаев никогда не называл себя так, а между тем, не смолкали аплодисменты, когда он появлялся на сцене и когда уходил. В наше время не было такого статуса "звезда", а все выражалось через восторг зала. Сегодня же мы наблюдаем, как большинство артистов говорят о себе больше, чем окружающие о них.
Когда Джавид Имамвердиев снимал документальный фильм о "Гая" по заказу Министерства культуры и туризма, он поехал в Москву. Ведь наша жизнь во многом была связана с этим городом: составлялось расписание наших концертов, записывались песни на студии, проходили многие концерты и следовательно, завязалось много знакомств. Я, естественно дал Джавид муаллиму номера телефонов популярных певцов, артистов, конферансье, в общем, всех тех, с кем мы в то время общались.
Джавид муаллим потом делился своими впечатлениями об этой поездке и рассказал, что его удивило не столько то, что прошло столько времени, а о "Гая" все еще помнят. Удивительным было то, с каким удовольствием, теплом и готовностью поделились своими воспоминаниями о нашей группе такие знаменитые личности, как Лариса Долина, Геннадий Хазанов, Вахтанг Кикабидзе, Аркадий Арканов и т д. Ведь действительно, в те времена мы были очень дружные и искренние. Тогда между нами и другими группами было не соперничество, а просто дружеское соревнование. Все народы общались и черпали что-то друг у друга. Общение ведь великая вещь. И в песне "Ey həyat, sən nə qəribəsən" говорится о том, что чужие приходят и становятся для нас родными и близкими...
- Успех - это результат постоянной работы над собой или некая карма?
- Я очень верю в судьбу, но в то же время считаю, что человеком руководит кто-то свыше. Кто-то называет его Богом, кто-то еще как-то. Человек не должен мешать тому, что ему предначертано. Наоборот, если ему суждено посадить дерево, пусть он посадит и дерево, и цветы вокруг него. А не слепо следует и вновь ждет чего-то от судьбы.
А самая большая удача - это заниматься любимым делом и найти себя в жизни. Многие люди с неохотой идут на работу, а я во время выходных безумно скучаю и жду не дождусь понедельника. Я счастлив, что занимаюсь любимым делом. Судьба меня сама ведет, я не мешаю ей, а наоборот, помогаю.
- Расскажите, как формировался состав группы?
- Наше поколение в 60-ые годы было увлечено джазом. Если сегодня для того, чтобы послушать песню, достаточно зайти в интернет и найти любую композицию, то в наше время, чтобы услышать джаз, нужно было "ловить" по радио "Голос Америки". Мы собирались у кого-то из друзей, заранее зная, во сколько начнется передача, и с замиранием сердца ждали, когда из радиоприемника "польется" музыка в исполнении Фрэнка Синатры, Луи Армстронга и особенно квартетов Hi-Lo's и Four Freshman. Именно эти квартеты сыграли в судьбе нашей группы формирующую роль. Находясь под впечатлением песен и исполнения этих двух американских квартетов, Теймур Мирзоев - один из участников и инициатор создания группы "Гая" - предложил создать свой квартет.
Наша четверка тогда училась в училище Асафа Зейналлы. Ариф Гаджиев и Теймур Мирзоев на отделении хорового дирижирования. Я учился на факультете ударных инструментов, Адиль Назаров - в классе контрабаса. Наш квартет пел тогда только джаз, и поэтому репертуар нашей группы был сугубо американским.
Затем, в январе 1961 года мы поступили в эстрадный оркестр Рауфа Гаджиева. Рауф муаллим из Ленинграда в качестве музыкального руководителя пригласил известного джазмена, пианиста Анатолия Кальварского, который с собой привез саксофониста и его супругу-певицу. У нас появилась совершенно новая программа, и мы начали гастролировать.
Во время очередных гастролей мы приехали в Одессу, куда также прибыла женская сборная СССР по волейболу. Позже Адиль сообщил, что познакомился с девушкой-волейболисткой, москвичкой. Видимо, они понравились друг другу, и он предложил нам переехать в Москву. Мы отказались, а он уехал и женился там. В этом же году к нам в оркестр поступил Лёва (Лев Елисаветский), который действовал в эстрадном оркестре в качестве трубача. Он тоже учился в училище Асафа Зейналлы и любил часто посещать репетиции нашего квартета, так мы ему и предложили петь с нами. Он погоды в квартете не испортил, а наоборот, внес свою изюминку. Таким образом, сформировался квартет в его наиболее известном составе.
- Успех не вскружил вам голову?
- Мы общались со многими гениальными личностями Азербайджана - Кара Караевым, Фикретом Амировым, Рауфом Гаджиевым, Тофиком Гулиевым, Джахангиром Джахангировым, Сеидом Рустамовым и т.д., сотрудничали со многими известными оркестрами: Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского, Утесова. Наш коллектив занял первое место в конкурсе советской песни. Хотя это и звучит абсурдно - ведь мы были джазменами (смеется). А в Болгарии мы завоевали золотую медаль в конкурсе эстрадной песни. Даже турецкие газеты писали об этом. При всем этом мы оставались очень простыми и искренними.
Мы начали свою деятельность, выступая на институтских вечерах. Так нас и начали узнавать. Должен сказать, что Баку в то время был очень музыкальным городом: в парках устраивались танцы, даже перед началом сеанса в кино полчаса играл оркестр. К сожалению, сегодня нет этих институтских вечеров и многого другого.
Как я отметил, в эстрадном оркестре под руководством Рауфа Гаджиева мы начали петь в 1961-62 годах. Но нам уже было недостаточно петь в оркестре и уже хотелось сольной карьеры. С большим трудом мы расстались с оркестром: нас не хотели отпускать, дошло до скандала. Очень сложное время наступило в жизни нашей группы: нас никуда не брали, чтобы мы вернулись обратно в оркестр. И тогда наш близкий друг, Мурад Кажлаев - замечательный композитор, бакинец заинтересовался нашей группой и предложил ехать в Дагестан. Он был секретарем союза композиторов Дагестана. Мы с великим удовольствием приняли предложение Мурад муаллима и вместе с инструментальным ансамблем Рафика Бабаева переехали в Махачкалу.
Так был создан первый вокальный инструментальный ансамбль Дагестана, который по предложению Мурада мы назвали "Гуниб" (по названию села Гуниб в Дагестане). Была создана новая программа, и в дальнейшем у нас появился целый цикл песен на стихи Расула Гамзатова и на мелодии Мурада Кажлаева. "Гуниб" имел большой успех по стране и уже начали планироваться зарубежные гастроли: предполагалась поездка на молодежный фестиваль в Алжир. Но нам не удалось тогда поехать в виду переворота в Алжире.
Так получилось, что вскоре нас отозвали в Баку, куда мы и направились. Хоть и кратковременная, но очень плодотворная работа с Мурадом сыграла в жизни нашей группы неимоверную роль.
В Баку же вновь наступил трудный период в нашей творческой жизни. Но вскоре со стороны Рауфа Гаджиева поступило приглашение ехать с эстрадным оркестром в Алжир. Ну, и как не верить после этого в судьбу? (смеется). Ведь как ни крути, мы все же попали в Алжир, таким образом, совершив нашу первую зарубежную поездку.
- Теймур Мирзоев, Ариф Гаджиев, Рауф Бабаев и Лев Елисаветский - наиболее яркий состав группы "Гая". Вы продолжали поддерживать связи после распада группы?
- Конечно, мы до сегодняшнего дня созваниваемся. Во время съемок документального фильма про группу "Гая" при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана, мне удалось пригласить Леву из Америки и Теймура - из Израиля. К сожалению, Ариф к тому времени уже скончался.
В 2011 году при поддержке Министерства культуры и туризма был организован юбилейный концерт, посвященный 50-летию группы "Гая". В Баку приехали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Грузии и т.д. Удивительно, что многие приезжие интересовались дальнейшей судьбой ансамбля "Бери бах". Помнят до сих пор, ведь он был единственным в Союзе детским коллективом, который пел джаз и у которого было 200 с лишним песен. Хотя записать смогли очень маленькую часть из них, ввиду отсутствия поддержки и денег.
- Вы и другие представители группы были идеалом мужчины для многих девушек в 60-ые годы. Были ли поклонницы, о которых вы помните до сих пор?
- Поклонницы? Они были по всему Советскому Союзу. Конечно, поклонниц было много, но мы все рано создали семьи.
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние нашей эстрады?
- К сожалению, на нашей эстраде много серости, но, безусловно, есть и много талантов. Не секрет, что многим для заработка приходится выступать на свадьбах. Да, несомненно, на свадьбах тоже звучат азербайджанские песни, но ведь музыка должна больше развиваться в другом направлении. Вот почему сегодня не проводятся сборные концерты звезд Азербайджана? Потому что нужны спонсоры. Я потому не очень критикую молодых, а стараюсь войти в их положение. Ведь сегодня все измеряется в деньгах, и многие нуждаются в помощи спонсоров.
Считаю, что в Азербайджане должны организовываться сборные концерты, нужно народ приучать ходить на такие концерты, любить свою музыку.
- Кстати, о новой группе "Гая". Сможет ли она повторить успех "Гая" 60-ых?
- Да, сегодня имя "Гая" продолжает существовать, правда, не без помощи Министерства культуры и туризма, к которому мы относимся. Нам всегда везло на замечательных людей. Но время сегодня немного бездуховное... Вот, моя группа всегда жалуется: "Рауф муаллим, вы опять недовольны нами". Тогда я им ставлю песни квартета тех лет, слушая голоса которых можно почувствовать многое. К примеру, как вы думаете, какое выражение лица у нас, когда мы поем "Mən gəzirəm hər yanı"? Можно почувствовать, как мы улыбаемся. Хотя время тогда было тяжелое, мы все были не очень обеспечены, но были счастливы. Счастье предоставляло нам даже сущие мелочи, например, скинуться, купить бутерброды и пойти в кино.
Несомненно, мои ребята поют чисто и хорошо. Но молодые ведь, а глаза не горят... Моя мечта - чтобы моя группа "Гая" имела возможность гастролировать. Не в целях коммерции, а чтобы у них появился стимул. Ведь когда готовишь обед, хочется, чтобы его все попробовали, оценили. Сами рассудите, если бы нам в свое время не удавалось гастролировать по многим странам, то откуда бы про нас узнали? Поэтому я, признаться, не завидую им, так как они, имея талант, лишены многого.
- Вы работали с лучшими композиторами Азербайджана: Тофик Кулиев, Фикрет Амиров, Рауф Гаджиев, Васиф Адыгезалов, Фарадж Караев, Тофик Бабаев. Кто больше всего был близок вам и вашей группе?
- Нам в жизни повезло иметь дело со многими гениальными личностями Азербайджана, на которых мы смотрели как на богов. Но мы работали не только с азербайджанскими композиторами, но и многими зарубежными. Но все-таки нам были ближе свои, которые к нам относились с огромной любовью. Наш репертуар никогда не состоял из песен какого-то определенного композитора. Однажды Васиф Адыгезалов пришел и сообщил нам: "Ребята, я сочинил новую песню и, кроме вас, никого не вижу". Это была песня "Mən gəzirəm hər yanı". Буквально за неделю Тофик Кулиев написал для нас песни "Девушки Баку" и "Toy mahnısı" . C песней "Девушки Баку" мы выступили на конкурсе, заняв достойное место. Хотя сам Тофик Кулиев относился к этой песне не очень серьезно.
Единственное, о чем я жалею, - это то, что не приходило в голову сделать фотографии с этими людьми. Только фотографии с Муслимом, снятые корреспондентом во время четырехмесячных гастролей на Дальнем Востоке, до сих пор хранятся у меня и вызывают воспоминания о тех днях.
- Вы побывали с концертами в 40 странах мира, вплоть до Африки. Как вас там встречали? Скажите, вашу музыку понимали представители других народов?
- Да, мы объездили свыше 40 стран мира. Концерты имели потрясающий успех. Залогом успеха был и тот факт, что мы предварительно готовили песню на языке той страны, куда намечалось ехать на гастроли. Например, мы приехали в Венгрию и пели песни на венгерском языке. Или, бывало, спели песню, а затем говорили что-то зрителям на их языке. Конечно, это все подготавливалось заранее, и было очень приятно зрителю.
Мы пели "Аршин мал алан" и "Мешеди Ибада" на иностранных языках. А во время исполнения показывались изображения старого Баку, организовывали маленькое кукольное представление, которое заканчивалось свадьбой по сюжету данных песен. Это все приводило зрителей в восторг, и концерты имели потрясающий успех.
- Будь у вас такая возможность, что бы вы хотели вернуть из прошлой жизни?
- Я часто вспоминаю те времена... Ведь ностальгия не обязательно наступает, когда ты за рубежом. Моя ностальгия - по молодости. Хоть время было тяжелое, но вспоминается только хорошее и, кажется, кроме хорошего ничего и не было.
Многие мои друзья сейчас живут за рубежом. Когда они приезжают в Баку, мы часто собираемся, делимся воспоминаниями. Однажды за очередным застольем я их спросил, хотели бы они отдать то, что имеют сегодня, чтобы вернуться в то время. Вы не поверите, все они, не задумываясь, ответили "да". Даже не из-за того, что тогда было хорошо, а сейчас плохо (задумался). Просто молодость - это самое лучшее время. Ты можешь стать миллионером, но никогда уже вновь не станешь молодым. Поэтому нужно ценить свою молодость...
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре