Иран снова переиграл Америку - ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Соглашение по иранской ядерной программе и ожидаемое снятие санкций с Тегерана не только приведут к развитию Исламской Республики, но и вызовут перераспределение сил в регионе.
 

Естественно, что в случае снятия санкций с Ирана он будет стремиться возродить свою историческую сферу влияния в регионе.
 

Такие шаги Тегерана неизбежно сузят сферу влияния Турции и ряда стран Персидского залива, таких как ОАЭ, Кувейт, Оман, Бахрейн. Также после снятия санкций с Ирана не исключается усиление активности военизированной группировки шиитского движения хуситов "Ансар Аллах" в Йемене.
 

Саудовская Аравия также в числе стран, на которых скажется выход Ирана из международной политической и экономической изоляции. А такие страны, как Ирак, уже давно находятся под влиянием Ирана.

Что касается Сирии, то власти этой страны не могли бы выстоять без поддержи Ирана, а также ливанской "Хизболлы", которая участвует в военных операциях против Свободной сирийской армии (ССА) и боевиков Исламского государства (ИГ).
 

Иран - это исламская республика, и законы страны основаны на исламе шиитского толка. Но вот возникает вопрос: разве соответствует исламу и шариату сделка с "большим сатаной", как в Иране называют США.

До этого Иран всегда критиковал Саудовскую Аравию и ряд арабских суннитских стран за то, что они являются близкими союзниками "большого сатаны".

Но сейчас власти Ирана объясняют необходимость сделки по ядерной программе исключительно интересами и благом народа, что важнее идеологии.
 

Некоторое сближение между Ираном и США наблюдалось после событий 11 сентября 2001 года. Это стало началом периода, когда суннитские державы региона начали терять свое безусловное доминирование на Ближнем Востоке.
 

В то время, когда в ряде арабских стран региона был "хаос джихада", Иран успешно отстаивал свои интересы в соседних странах.
 

Что же означает для арабских стран соглашение по иранской ядерной программе и ожидаемое снятие санкций с Тегерана?
 

Это, во-первых, означает, что США уже не доверяют бывшим союзникам - Саудовской Аравии и ряду суннитских арабских стран.
 

Во-вторых, Башар Асад - ярый противник Саудовской Аравии, Турции и Катара - останется у власти.

Но это не означает, что Ирану, народ которого торжествует в ожидании грядущего процветания, будет легко.

Ряд аналитиков полагают, что соглашение с Ираном имеет прежде всего исключительное значение для борьбы против терроризма в регионе.
 

Но на самом деле именно сделка с "большим сатаной" вдохновит суннитских радикалов на джихад в Сирии и Ираке против Ирана и его сторонников.

А это означает, что регион будет обречен на хаос еще долгие годы.
 

К тому же в большинстве арабских стран, а также в Израиле считают, что соглашение по ядерной программе с Ираном отнюдь не означает, что Тегеран откажется от создания ядерного оружия.
 

Следует также учитывать, что снятие санкций с Ирана - это сильный удар по экономическим интересам соседних арабских стран.
 

К примеру, в то время как 30 процентов своего национального дохода Иран получает от продажи нефти, в странах Залива на доходы от нефти приходится 90 процентов. Следовательно, выход на мировой рынок иранской нефти и возможное падение в связи с этим цен на "черное золото" в меньшей степени скажется на экономике самой Исламской Республики, чем нефтедобывающих арабских стран.
 

Следует учитывать, что снятие санкций с Ирана приведет к тому, что ОАЭ, которые долгие годы играли ключевую роль в экспорте иранских товаров на мировые рынки, потеряют свое значение для Тегерана.

Также не исключается, что Иран возобновит поддержку оппозиции в Бахрейне, и, конечно, в Кувейте тоже ожидаются серьезные волнения.
 

Что касается судьбы замороженных денег Ирана в размере 120 миллиардов долларов, которые после снятия санкций будут возвращены стране, то Израиль считает, что Тегеран потратит эти деньги на антиизраильские террористические группировки. Но это маловероятно, так как в настоящее время для Ирана в первую очередь важно экономическое возрождение страны, и миллиарды ему крайне необходимы именно на эти цели.
 

Курды теряют роль основного игрока в регионе

В то время как Турция считает Курдскую автономию Ирака основным экономическим и политическим союзником в регионе, Иран не скрывает симпатии к сирийским курдам и Партии демократического единства (PYD), которая имеет тесные связи с властями Сирии.
 

Хотя ранее президент Сирии Башар Асад обещал курдам страны автономию, но этого, как уже стало очевидно, не произойдет.
 

Во-первых, как Анкара, так и Иран выступают против создания этого государства. Если Анкара при этом преследует в основном экономические интересы, то для Ирана это в первую очередь связано с территориальным фактором.
 

В Тегеране не исключают, что создание в регионе нового государства "Курдистан" приведет к росту сепаратизма в иранской провинции Махабад среди курдов и активизации PEJAK, которая является иранским крылом Рабочей партии Курдистана.
 

Кстати, ранее США тоже выступали против создания Курдского государства в регионе.

Исходя из всего этого, можно утверждать, что если ранее курды считались одним из основных игроков в регионе, то после снятия санкций с Ирана вопрос создания "Курдистана" окончательно снят с повестки дня.

Руфиз Хафизоглу, руководитель Ближневосточной службы новостей Trend