Тридцать лет одиночества - Армения расплатилась за февраль 1988 года

В начале февраля 1988 года интернациональный Азербайджан жил своей обычной жизнью. Никто и не подозревал, что в соседней республике готовится бомба, до взрыва которой остается всего несколько дней.

Бомба взорвалась 20 февраля и разделила отношения двух народов на до и после.

Лопнул еще один провокационный армянский проект - Кто оплачивает оккупацию Карабаха?

Лопнул еще один провокационный армянский проект - Кто оплачивает оккупацию Карабаха?

Этот день считается точкой отсчета в истории затяжного и кровавого карабахского конфликта, ставшего толчком для многих других войн в нашем регионе и на постсоветском пространстве, а также для развала советской державы в целом. Так армянские националисты отблагодарили советскую власть, подарившую им чужие территории в начале века, и азербайджанский народ, смиренно принявший коварных пришельцев и разделивший с ними хлеб.

Это сегодня, когда приходится оправдываться за совершенное уже перед своим народом, которого войной с соседями лишили всяческих перспектив, армянские националисты и военные преступники пытаются рассказывать сказки о якобы "притеснениях" армян в Карабахе, о грозившем им "геноциде", даже об отсутствии света в армянских селах автономной области. Но это просто очередной армянский миф, один из тысяч, призванный поддерживать сознание армянского общества в нужном для продвижения собственных целей состоянии.

А как обстояло дело на самом деле?

Оккупация Карабаха обнулила Армению в регионе  - горькая правда от армянского политика

Оккупация Карабаха обнулила Армению в регионе - горькая правда от армянского политика

На самом деле причин для поистине звериной ненависти к азербайджанцам у армян не было никаких. Скорее наоборот - азербайджанцы немало натерпелись от навязанных им соседей, теряя земли, свое наследие, родных и близких. А армяне жили в азербайджанском Карабахе припеваючи, пользовались гораздо большими правами, чем титульная нация, позволяли себе вольности, меняли на свой лад топонимы, без конца чего-то требовали и получали. В магазинах тогдашнего Степанакерта (Ханкенди - ред.) было все, в армянские, а не азербайджанские населенные пункты шло первоочередное обеспечение. При этом армянские дети продолжали воспитываться в ненависти к соседям, и, к большому сожалению, пропаганда победила разум.

Наверное, правильно говорят, что человек больше всего ненавидит тех, кому больше всего обязан. Так и ненависть к азербайджанскому народу, которому очень многим обязаны, сделалась основной движущей силой и "топливом" для развития армянской нации. Точнее, должна была стать топливом, но вместо этого стала разрушительной силой, за тридцать лет серьезно подточившей перспективы самого существования армянского государства. Сегодняшняя Армения - это бледная тень тех многокрасочных образов, которые рисовались националистами на заре "карабахского движения". Та Армения, которая грезилась, ради которой проливалась невинная кровь, не состоялась. Ныне страна-оккупант пребывает в глубоком кризисе, "народ-победитель" стремительно покидает место преступления, опустошаются и некогда цветущие оккупированные азербайджанские земли, которые так и не приняли чужаков. Результаты оккупации не признаны и уже не будут признаны и приняты миром. Остаются одни амбиции, а на них государства не построишь.

"Историческая призма": 20 февраля 1988 года. Как Горбачев помог армянам взорвать регион

"Историческая призма": 20 февраля 1988 года. Как Горбачев помог армянам взорвать регион

За тридцать лет армянской стороне так и не удалось узаконить свои территориальные "завоевания", не удалось доказать свои права на них. Пока ломались копья, Армения безнадежно отстала от жизни, от стремительного бега времени, уносящего от нее все дальше возможности и перспективы. Сегодня она совершенно одна, несмотря на могущественное лобби, на богатую диаспору, конфессиональную принадлежность, статус форпоста державы и множество тех, кто готов использовать ее в своих целях. Это одиночество, по большому счету, длится уже тридцать лет. Армения отделила себя от региона, от развития и надежд на превращение в нормальное государство истеричным митингом 20 февраля 1988 года, когда ненависть к соседям и территориальные аппетиты достигли критической массы и выплеснулись на площади.

На снимках тех митингов в Ереване или Карабахе нет ничего вдохновляющего. Присмотритесь - искаженные злобой лица, орущие рты, нездоровый блеск в глазах.

С этих орущих ртов начиналась трагедия двух народов, поданная к союзному столу как "восстановление исторической справедливости", а на деле являющаяся банальными территориальными претензиями и желанием повторно расширить свои границы за счет крови и слез другого народа.

Зульфугар Ибрагимов