Кто выдумывает конкуренцию между Азербайджаном и Россией

Несмотря на то, что работы по строительству Трансанатолийского газопровода (TANAP) ведутся активными темпами, многие продолжают говорить о конкуренции, которую ему может составить "Турецкий поток", инициированный Россией. Правда о какой конкуренции говорят все, так и не понятно! Как с TANAP может конкурировать проект, который так до сих пор юридически и не оформлен, а также не согласован с Европейским Союзом, который, по идее, должен стать основным покупателем газа по российской трубе?

Начнем с того, что все вопросы, связанные с организацией поставок азербайджанского газа в рамках второй фазы разработки морского месторождения "Шах Дениз" в Европу, уже решены и согласованы. В первую очередь, был решен вопрос поставок и транзита газа через территорию Турции, что было юридически оформлено.
 

Во-вторых, вопрос поставок газа согласован и с европейскими покупателями, что также очень важно. Так, в сентябре 2013 года консорциум по разработке "Шах Дениз" подписал долгосрочные контракты (на 25 лет) по поставкам газа с девятью европейскими компаниями. Контракты о покупке газа со второй стадии разработки месторождения "Шах Дениз" подписаны в Баку с компаниями "Shell", "Bulgar gas", DEPA, "Gas Natural Fenosa", EON, "Gaz de France", "Hera", "Enel", "Axpo".
 

Согласно планам, азербайджанский газ в рамках проекта "Шах Дениз-2" в Турцию поступит в 2018 году, а Европы он достигнет уже в начале 2020 года.
 

Говоря конкретно о проекте строительства Трансанатолийского газопровода, нужно отметить, что он предусматривает транспортировку газа от грузино-турецкой границы до границы Турции с Европой. TANAP является составным и центральным элементом Южного газового коридора (ЮГК), призванного обеспечить поставки каспийского газа в ЕС.
 

Проект строительства газопровода, который планируется реализовать за пять лет, будет осуществлен в несколько этапов. Первый этап завершится в 2018 году. В 2020 году пропускная способность трубопровода будет доведена до 16 миллиардов, в 2023 году - до 23 миллиардов, а в 2026 году - до 31 миллиарда кубометров. Стоимость проекта оценивается в 10-11 миллиардов долларов.


TANAP находится на стадии выполнения физических работ, то есть его строительство уже началось. "TANAP реализуется даже с опережением графика. И во второй половине 2018 года азербайджанский газ попадет в Турцию", - сказал совсем недавно глава компании SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) Ровнаг Абдуллаев.

А как дела обстоят с "Турецким потоком"?
 

Российская сторона заговорила о турецком направлении и проекте "Турецкий поток" после провала "Южный поток" (через Болгарию). Согласно планам, мощность прокачки трубопровода составит 63 миллиарда кубических метров, из которых около 50 миллиардов планируется поставлять на новый газовый хаб на турецко-греческой границе. Но пока речь идет о первой нитке газопровода мощностью в 15,75 миллиарда кубометров, которые, похоже, достанутся именно Турции. Однако, до настоящего времени, договоренности между российской и турецкой сторонами по "Турецкому потоку" еще юридически не оформлены.
 

Но, при этом, совсем недавно глава российского "Газпрома" Алексей Миллер отмечал, что поставки газа по "Турецкому потоку" начнутся в декабре 2016 года (речь идет о первой нитке трубопровода). "Достигнута договоренность о начале ввода в эксплуатацию и поставках газа по "Турецкому потоку" в декабре 2016 года. "Газпром" в графике своей работы по проекту "Турецкий поток" будет исходить из достигнутых сегодня договоренностей", - подчеркнул Миллер.

При этом, нужно сказать, что отношения между Турцией и Россией переживают "интересный" период. Стороны говорят о возможностях реализации нового проекта, но при этом, переговоры между российским "Газпромом" и турецкой "Botas" затягиваются. Кроме того, одной из новых тем противоречий сторон является апрельский визит президента России Владимира Путина в Армению, где он принял участие в мероприятии, посвященном т.н. "геноциду армян".
 

Другим противоречивым фактом является еще и то, что "Газпром" собирается строить трубу, не согласовав этот вопрос с Европейским Союзом, что является еще одной причиной для беспокойства последнего. Односторонние действия "Газпрома" по газовым проектам, разговоры о том, что он не собирается продлевать соглашение по транзиту газа в Европу через территорию Украины после 2019 года, еще более отталкивают Европу от расширения газового сотрудничества с Россией. В данном вопросе ЕС отдает предпочтение новому и более надежному маршруту - Южный газовый коридор, который позволит европейским покупателям получить доступ не только к азербайджанскому газу, но и газу из Туркменистана, Ирака и Ирана.

Совсем недавно Европейская комиссия открытым текстом указала России на Южный газовый коридор. Хотелось бы привести в пример слова председателя Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича, которые достаточно четко отображают позицию Европы относительно "Турецкого потока" и односторонней газовой политики России.

"Это еще один проект, который не обсуждался с нами и был объявлен в ходе пресс-конференции. Насколько я понимаю, сейчас он обсуждается с Турцией. И когда я был в Москве, мне просто сказал господин Миллер (глава "Газпрома" Алексей Миллер), что мы должны начать строительство газопроводов к границе с Турцией, потому что это решение, которое уже принято, и весь газ пойдет туда. Якобы потому, что после 2019 года не будет транзита через Украину. Россия, что, отменит текущие контракты, по которым поставляется газ потребителям в ЕС по этому маршруту? Думаю, если вы действительно хотите быть надежным поставщиком, то до того, как делать подобные заявления и рассказывать о проекте прессе, было бы лучше обсудить все вопросы с вашими партнерами, которые платят за газ уже много лет. Просто спросить их: а что вы думаете об этом?", - отметил Шефчович. Позиция достаточно четкая и не требует каких-либо пояснений.
 

В принципе все ясно. Россия не хочет терять свои газовые позиции в Европе и один из важных рычагов давления на Старый свет. Однако, ЕС упорно стоит на своем, ведь он ежегодно тратит на газ миллиарды и стремится воспользоваться реальным шансом снизить зависимость от российского газа, которым и является ЮГК. Всей этой ситуацией достаточно удачно пользуется турецкая сторона, которая хочет получить преференции как от России, так и от Евросоюза, в который она так давно стремится.
 

Но на данном этапе ситуация такова - конкурентов турецкому компоненту (TANAP) ЮГК просто нет, что и доказывают отмеченные выше факты и позиции сторон. Учитывая высокий уровень как политических, так и экономических отношений, который имеет место между официальным Баку и Анкарой, о каком-либо противостоянии и конкуренции между этими двумя проектами и речи быть не может и зацикливаться на этой теме даже не стоит.


Эмиль Исмайлов
, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь