«Историческая призма». 1945. Крах армянских планов по расширению Армении
6 июля 1945 года первый секретарь ЦК КП Армении Г. Арутинов обращается к И. Сталину и В.Молотову с сообщением, что в Армении и диаспоре широко поднимается вопрос "возвращения" армянских территорий и выражается надежда, что советское правительство, которое содействовало объединению украинского, белорусского и других народов, пойдет навстречу пожеланиям армян и на предстоящей "встрече трех руководителей великих держав (имеется ввиду Потсдамская конференция) будет ставить вопрос об объединении с Советской Арменией территорий, отошедших к Турции после Первой мировой войны".
В письме дипломатично делался намек, "что надо требовать восстановления границ 1914 года (интересно, что в 1914 году армяне не имели государства - авт.) и передачи бывшей Карсской области и Сурмалинского уезда Армении", и что с этим связывается также вопрос переселения зарубежных армян в Советскую Армению. Позже армянские обращения преобразовались в два потока. Первый поток строился на идее желания зарубежных армян вернуться на "родину", а второй - на необходимости увеличить территорию, чтобы разместить всех переселенцев.
Летом 1945 года вопрос об "армянских территориях" в контексте советско-турецких отношений стал объектом острого обсуждения накануне и в ходе Берлинской (Потсдамской) конференции руководителей союзных держав, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 года. 16 июля 1945 года вопрос об изменении границы с Турцией обсудили Молотов и министр иностранных дел Великобритании Э.Иден. Тогда Молотов заявил, что "в 1921 году турки воспользовались слабостью Советского государства и отняли у него часть Советской Армении. Армяне в Советском Союзе чувствуют себя обиженными. В силу этих причин советское правительство и подняло вопрос о возвращении законно принадлежащих Советскому Союзу территорий". 23 июля в том же духе вопрос затронул и И. Сталин, заявив, что если Турция хочет подписать союзный договор, то должна пересмотреть советско-турецкую границу, в противном случае вопрос о союзе исключается.
Чтобы избежать обвинений в экспансионизме и империализме, Сталин попытался представить дело таким образом, что территориальные притязания к Турции исходили не от федерального советского правительства, а от Армянской ССР и Грузинской ССР, как равноправных членов советской федерации. Правительство же Сталина должно было выступить в роли той третьей стороны, которая поддержит "справедливые требования" союзных субъектов. С этой целью уже в марте 1944 года были восстановлены комиссариаты иностранных дел в Закавказских республиках, которые были ликвидированы ещё в 1922 году. Эти комиссариаты должны были принять активное участие в разработке и осуществлении акций в русле политики СССР против Турции.
В августе 1945 года руководство Армении представило в Кремль записку с обоснованием территориальных требований к Турции. 18 августа 1945 года НКИД СССР подготовил специальную справку, в которой отдельный раздел был озаглавлен "Вопрос о территории, отторгнутой Турцией от Закавказских Советских Республик". В этом разделе указывалось, что в 1921 году Турции отошло 20500 кв.км "армянских земель", что составляло примерно 70% территории Армянской ССР. В документе также отмечалось, что после победы СССР над Германией среди армян в Америке, на Ближнем и Среднем Востоке значительно возросла тяга к возвращению на родину - в Советскую Армению. "Но теперешняя Советская Армения располагает лишь крайне ограниченными возможностями для размещения зарубежных армян. Ее каменистые и безводные земли большей частью не пригодны для возделывания. Площадь обрабатываемых земель составляет лишь около одной шестой части всей территории Армении".
Таким образом, пропаганда советских спецорганов строилась на том, что территория Армянской ССР недостаточна, чтобы вместить всех желающих приехать армян. Одновременно грубо искажались условия Московского и Карсского договоров 1921 года и совершенно не брались в расчет истинные условия этих договоров, а также кто кому и что уступил.
21 ноября 1945 года Политбюро ЦК ВКП(б) вынесло обширное постановление в связи с обращением ЦК КП(б) Армении. Политбюро постановило: "В связи с возвращением на родину зарубежных армян выразить согласие с предложениями ЦК КП(б) Армении и утвердить проект плана мероприятий СНК СССР по этому вопросу". В соответствии с решением Политбюро от 21 ноября СНК СССР принял решение "О мероприятиях по вопросу возвращения зарубежных армян в Советскую Армению".
Подготовленный совместно с НКИД СССР и состоявший из 6 пунктов проект был утвержден 22 февраля 1946 года в Политбюро ЦК ВКП (б). По нему НКИД Армении было поручено оказать помощь армянам, переселяющимся из Болгарии, Греции, Ирана, Ливана, Румынии и Сирии. НКИД СССР совместно с Армянским комитетом помощи переселенцам должны были составить списки армян и одновременно пропагандировать идею возвращения в Советскую Армению. Во исполнение решения о мероприятиях по вопросу репатриации НКИД Армении было разрешено направить по два представителя в вышеперечисленные страны. Представительствам СССР в США, Франции, Египте, Турции и Ираке была дана команда подготовиться к составлению списков армян, желающих переехать в Советскую Армению и принять советское гражданство. При этом особое внимание среди репатриантов надо было уделить трудоспособным армянам и их семьям. К тому же было решено поддержать инициативу зарубежных армянских организаций начать сбор средств в фонд помощи переселенцам.
По указанию Москвы с февраля 1946 года руководство Армянской ССР активно включилось в кампанию давления на Турцию и пропаганды решения от 21 ноября 1945 года о репатриации армян.
10 февраля 1946 года в органе Компартии Армении, в газете "Коммунист" было опубликовано выступление первого секретаря ЦК Армянской КП(б) Г.Арутинова перед избирателями Еревана. Г.Арутинов заявил, что "все армяне, живущие за рубежом, с большим воодушевлением встретили это решение, которое всеми армянами расценивается как проявление отеческой заботы великого Сталина. В первые же дни после опубликования этого исторического постановления Совнаркома СССР тысячи зарубежных армян обратились с просьбой разрешить им с первой же партией вернуться на родину. Согласно поступившим сведениям, первая группа, желающая выехать из Греции в Армению, составляет 8000 человек. В Тегеране записалось 17 000, в Южной Америке - 32 000, в Сирии и Ливане - 50 000 человек. Поступают просьбы из Франции, Румынии и Болгарии, даже из Турции, где армяне живут в невыносимых условиях гонения и зачастую лишены возможности свободно выразить свои желания".
В своем выступлении Г.Арутинов коснулся и проблемы размещения репатриантов. По его раскладу, на территории Советской Армении могли разместиться лишь 350-400 тысяч зарубежных армян. Из миллиона армян, проживающих в зарубежных странах, 500-600 тысяч предусматривалось расселить на землях, которые Турция должна вернуть. В этой связи Г.Арутинов заявил: "Мы ставим вопрос о том, чтобы Советской Армении были возвращены армянские области, захваченные Турцией. Только при этом условии мы сумеем принять всех желающих армян". При этом Г.Арутинов пытался центр тяжести территориальных требований взвалить на плечи Армении и вывести центральное правительство из-под растущего шквала критики. Он заявил: "Вопрос о возвращении армянских областей, захваченных Турцией, поставлен самим армянским народом - как населением Советской Армении, так и армянами, проживающими в странах Европы, Америки, Ближнего и Среднего Востока...".
Однако, после того, как в феврале 1946 года был принят план практических мероприятий СНК по репатриации зарубежных армян в Советскую Армению, выяснилось, что работа ведется не по плану. 22 мая 1947 года секретарь ЦК КП(б) Армении Г.Арутинов докладывал Сталину, что число прибывших зарубежных армян составило 50 945, из которых трудоспособными являются 20 900. Они были обеспечены работой на промышленных и строительных объектах, в колхозах и совхозах.
Здесь же Г.Арутинов сообщал, что растет число передумавших и желающих вернуться обратно, что в разное время 21 репатриант нелегально пересек границу и ушел в Турцию. Еще 110 репатриантов арестованы за нарушение режима границы. Г.Арутинов докладывал, что "число желающих покинуть Армению достигает 300. На допросах задержанные лица свое желание уйти из Советского Союза мотивируют обычно экономическим положением. Около 600-700 человек занялись спекуляцией на рынках. ЦК КП(б) Армении и Совет министров Армянской ССР наметили мероприятия по усилению пограничного режима для предотвращения переходов границы. В числе этих мероприятий производится переселение в глубинные районы республики репатриантов, осевших в селах, расположенных на линии государственной границы. Высказывающие реэмиграционные настроения из пограничных районов и города Ленинакана выселяются в глубинные районы. Решено в дальнейшем не заселять прибывающих армян в селах, расположенных в 5-километровой пограничной зоне. Совместно с Министерством внутренних дел Союза ССР намечены мероприятия по увеличению количества пограничных застав и постов, а также личного состава погранвойск".
Применение административных мер по удержанию в Советской Армении обманутых армян, запрет на проживание и посещение приграничных зон, утечка информации о запретительных мерах негативно влияли на процесс репатриации. В результате к 1947 году из запланированных 63 тысяч репатриантов только 35 401 прибыли в Советскую Армению.
В связи с тем, что депортация азербайджанцев из Армении, которая происходила параллельно, и репатриация армян в Армению были тесно связаны, 7 августа 1948 года Политбюро ЦК ВКП(б) вновь обсудило вопрос "О репатриации зарубежных армян в Армянскую ССР". По ходу обсуждения выяснилось, что из многочисленных колоний Франции прибыло не более 2 тысяч армян, из Сирии и Ливана - 3500, из США - 750 армян. Политбюро рекомендовало продолжать процесс репатриации в соответствии с постановлением Совмина от 10 декабря 1947 года. Но тон обсуждений показывал, что интерес к репатриации уже стал спадать. Было видно, что план репатриации на 1948 год выполнен не будет. Провал попыток аннексии турецких земель снизил интерес к репатриации, и, учитывая грядущие трудности, ЦК КП(б) Армении 24 августа принял решение сократить план репатриации на 1948 год, а в 1949 году вообще репатриацию прекратить. 162 репатрианта, пустившиеся в путь из Америки в феврале 1949 года, были последними в этом процессе. Определенную роль сыграл в этом деле и пожар, случившийся на теплоходе "Победа", который 1 сентября 1948 года привез в Батуми очередную партию репатриантов. Заподозрив неладное, Сталин телеграфировал Г.Маленкову: "Среди армянских репатриантов есть американские агенты, которые подготовили диверсию на теплоходе "Победа". На следующий день Г.Маленков отрапортовал Сталину: "Вы, конечно, правы. Примем все необходимые меры".
13 сентября 1948 года Политбюро обсудило предложения И.Сталина по поводу пожара на теплоходе "Победа". Министру национальной безопасности было поручено установить контроль над всеми репатриантами, следовавшими в Армению из США. Одновременно в решении Политбюро было указано, что приезд новых армянских репатриантов в Армению должен быть прекращен, откуда бы они ни прибыли. Таким образом, в результате "большой репатриации" в 1946-1949 годах вместо запланированных 360-400 тысяч человек из 12 стран мира в Советскую Армению прибыли всего 90 тысяч.
Но дело этим не ограничилось. 4 апреля 1949 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение "О выселении дашнаков, проживающих в Армянской и Азербайджанской ССР". В июне 1949 года 3620 армянских семей - 13 000 армян, обвиненных в принадлежности к дашнакам, были выселены в Алтайский край.
Так бесславно завершился советский план по отторжению территорий у Турции и переселению туда зарубежных армян, который в то же время не прошел бесследно для азербайджанского населения новообразованной Армении, депортируемого в Азербайджан. Территориальные проблемы переселенцев Сталин все-таки решил за счет внутренних ресурсов. 23 декабря 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР о переселении азербайджанских колхозников Армянской СССР на Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР. В результате за период 1948-1953 гг. более 50 тысяч азербайджанцев были депортированы со своих исторических земель...
Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре