Провокация в Сумгайыте была нужна армянам для оправдания собственных зверств - ФАКТЫ
После прихода М.Горбачева к власти в марте 1985 года три суровых испытания тестировали его власть. Чернобыль (апрель 1986 года), первая кровь перестройки - волнения молодежи в Алматы (декабрь 1986), недовольной снятием первого секретаря ЦК Д.А.Кунаева и заменой его "варягом" Г.В. Колбиным по "рекомендации" московского Политбюро и, как следствие, применение силы. Третьим испытанием стал приведшей к кровопролитию карабахский взрыв (20 февраля 1988 года) и сумгайытские события (28-29 февраля 1988 года).
И каждый раз эти события заставали партийно-государственные службы врасплох. М.С. Горбачёв вскоре признается: "Мы не успели... Счет шел на часы..." Генсеку верят - такой не может обманывать. Скрыли от генсека информацию.
То же - в кабинетах: "Михаил Сергеевич работает вплотную. Разберемся. Соответствующие указания уже даны всем структурам, ответственным за порядок. Надо, однако, признать: сплоховало азербайджанское руководство. Прежде всего - партийное..." То есть Горбачев каждый раз пытался свалить собственные ошибки на руководство республик. Пытался связывать причины событий с тяжелым наследием прошлого руководства республик, происками антиперестроичных элементов. То есть генеральный секретарь, пытаясь выйти сухим из воды, сваливал все с больной головы на здоровую.
Сумгайытские события не носили спонтанный характер. Осуществление сумгаитской провокации планировалось вслед за началом митингов в Степанакерте с требованиями о присоединении НКАО к Армянской ССР. Армянским националистам необходимо было сделать процесс необратимым. Они прекрасно знали, что прежние методы борьбы за Нагорный Карабах в форме писем, петиций уже устарели, поскольку оказались неэффективными. В этом они убедились, когда безуспешно на различных уровнях обращались к центральному руководству в 1945, 1960, 1965, 1977 гг. о присоединение НКАО к Армении. Нужны были более действенные средства давления на власти. А именно, должна была быть пролита армянская кровь, чтобы потом использовать это для обоснования тезиса, что против армян совершается очередной геноцид и дальнейшее совместное проживание армян с азербайджанцами невозможно.
Это был старый, но вполне эффективный способ привлечь к себе внимание. Армяне довольно успешно пользовались им ещё в конце XIX века, когда преднамеренно инициировали кровопролитные столкновения с османскими властями в Зейтуне, Сасуне и др. районах империи. Когда же власти, с целью наведения порядка, применили силу против мятежников, армяне подняли шумную кампанию, что их подвергли резне. Данной тактике армяне придерживались и в 1918-1920 годы. Так, ещё в 1919 году английский военный журналист Скотланд-Лиддел, специально командированный в Азербайджан из Лондона и находившийся при английской миссии в Шуше, писал: "Для дашнака убитый армянин является ценным. Если как следует использовать такой случай, то он может принести много выгод делу пропаганды. Когда бы ни был убит армянин, он восстает и кричит - я был убит во время избиений".
Именно данный сценарий армянские экстремисты подготовили и для проживающих в Сумгайыте армян. Главную роль в его осуществление сыграл палач сумгайытских армян, ранее трижды судимый Эдуард Григорян. Организуя убийство собственных соотечественников в городе и обвиняя в этом азербайджанцев, армянские экстремисты пытались доказать справедливость своих требований о передаче НКАО Армении, одновременно используя данные события в качестве повода для депортации азербайджанского населения из Армении.
Уже на следующий день после событий в Сумгайыте, на чрезвычайно созванном 29 февраля 1988 года заседании Политбюро ЦК КПСС, Горбачев касаясь причин событий, обвинит в их организации "бандитствующие элементы" и сумгайытскую милицию, которая якобы не пыталась их предотвратить. Горбачев делал из этого вывод, что организаторами провокации были азербайджанцы: "Значит, эта акция задумана в ответ армянам, чтобы дать острый ответ".
В то же время, подобно боксеру, оказавшемуся в нокдауне, но устоявшему на ногах, Горбачев делал вид, что ничего непоправимого не произошло, призывал сохранять хладнокровие, предостерегал от расправ, предложил направить обращение к обоим народам. "Убийц необходимо привлечь к ответу, - говорил он на Политбюро. - Однако действовать надо уважительно и деликатно. Мы не должны нервничать". За сумгайытскими событиями он усматривал направленный лично против него заговор антиперестроечных сил и местной мафии, "проверку Горбачёва".
Сумгайытские события были сняты на видеокамеры, которые в то время были редкостью для рядовых граждан СССР. Эти камеры были установлены в различных частях города, где наблюдалось скопление людей и их движение с различными выкриками. Уже через день после событий эти видеозаписи были распространены за пределами Советского Союза. И мир узнал об очередном "геноциде армян".
Данные факты лишний раз доказывают, что истинные организаторы кровавых событий в Сумгайыте заранее знали время и место начала событий. Подобные профессиональные съемки могли вести лишь советские спецслужбы, поскольку иностранных репортеров в это время в городе не было и не могло быть.
Следует отметить, что и некоторые армяне признают, что массовые беспорядки в Сумгайыте были организованы КГБ СССР для дестабилизации ситуации внутри СССР. Так считает, апример, один из лидеров армянской оппозиции Паруйр Айрикян: "События в Сумгайыте были организованы КГБ. Тогда не было ни Азербайджана, ни Армении, а был Советский Союз. И чуть ли не каждый гражданин страны находился под тотальным контролем со стороны Москвы. Сумгайытские события организовать в такой обстановке мог только КГБ".
Данной версии придерживается и бывший старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владмир Калиниченко, которому было поручено ведение следствия по Сумгайытским событиям. В одном из своих интервью Калиниченко отмечал: "Что же касается Сумгайыта, то я лично принимал участие в расследовании тех событий. При допросах целого ряда свидетелей и погромщиков, пытался выявить приметы тех, кто руководил массовыми беспорядками. Я уже начал продвигаться по следу, стали появляться подробные приметы организаторов и руководителей массовых беспорядков, как вдруг мне поступило указание - передать материалы своего расследования следователям КГБ СССР. Я передал им все материалы. Но никто из организаторов беспорядков в Сумгайыте к ответственности привлечен не был. Спустя некоторое время мои товарищи и друзья сообщили о том, что было категорическое указание зампреда КГБ СССР Бобкова организаторами беспорядков не заниматься. Отсюда напрашивается логический вывод - в событиях в Сумгайыте были замешены силы КГБ, раз эта структура не стала заниматься выявлением зачинщиков.
Зачем КГБ нужны были беспорядки в Сумгайыте?
А дело тут не только и не столько в Сумгайыте. Процесс начался еще с Казахстана. Я имею в виду события декабря 1986 года в Алматы. Потом пошли Карабах, Сумгайыт, Тбилиси, Прибалтика. Я считаю, что это была провокация Горбачева, согласованная с руководством КГБ СССР. Горбачеву нужно было взорвать межнациональные отношения для развала страны. И он этим искусно воспользовался. Обострив до предела межнациональные отношения на территории СССР, искусственно создав экономические проблемы, Горбачев добился своего".
После Сумгайыта произошло резкое обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Сумгайытом стали оправдывать различные зверства армянских боевиков. Развернулась антиазербайджанская пропагандистская компания в прессе уже во всесоюзном и международном масштабе с использованием умело смоделированного образа азербайджанской нации. Эксплуатируя сумгайытские события, армянские средства массовой информации настойчиво продвигали версию о якобы заблаговременно подготовленном руководителями Азербайджана трагедии сумгайытских армян. Тем самым достигалась немаловажная, можно сказать, стратегическая цель - армянская сторона, спровоцировавшая взрывоопасный процесс межнациональной конфронтации, в постсумгайытской ситуации предстала как жертва конфронтации; Азербайджан же благодаря этим усилиям, начиная с данного момента, стал восприниматься не иначе как агрессивная, реакционная, непримиримая сторона межнационального конфликта...
Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре