Еревану не хватило ума прислушаться к Азербайджану

Автор: Лейла Таривердиева

Косноязычный спикер парламента Армении Ален Симонян попытался объясниться по поводу наличия реваншизма в его стране. Вышло, как всегда, неуклюже и смешно.

Симонян заявил, что у армян нет никакого желания реваншизма, все это придумали азербайджанцы, а в Армении, оказывается, только и делают что мечтают о мире. "Величайшим реваншизмом" спикер Симонян считает вопрос Зангезурского коридора. Объясняет он это так: требуя дорогу через Зангезур, Азербайджан "прививает тот реваншизм, которого нет у армянского народа". То есть, требуя от Армении восстановления дороги в Нахчыван, мы возбуждаем у армян низменные инстинкты? Интересный подход к вопросу. Чисто армянский.

В любом случае, соседи могут расслабиться - Азербайджан уже строит дорогу в Нахчыван. Открытие дороги в НАР через Иран в некоторой степени снимет необходимость активного давления на Ереван с целью заставить его выполнять взятые на себя обязательства. Но не следует думать, что Азербайджан намерен отказаться от своих требований вообще. Хотя не это главное. Главное, о чем  должны думать в Ереване, - это то, что дивиденды от транзита получит Иран, и Армения в очередной раз останется у разбитого корыта. За то время, что армянская сторона занята демагогической трескотней и шантажом, дорога через Мегри уже могла быть восстановлена и вывела бы Армению из изоляции, потому что за этим последовала бы разблокировка и других коммуникаций, а также открытие границы Турцией. Но Армения сделала свой выбор, и, как всегда, неправильный. Еще один проект регионального значения обходит ее стороной. И это последний реальный проект, в котором Армения могла бы принять участие. Прежние реальные проекты она упустила по причине агрессорской политики. Зангезурский коридор был последней возможностью для нее встроиться в региональный транзит. Прочие проекты, где фигурирует ее имя, малореалистичны в связи с геополитическими условиями и большими затратами, которые никто не хочет нести. А самое главное - в связи с отсутствием в них Азербайджана. Давно замечено, что проекты, в которых не участвует Баку, идут очень тяжело, либо остаются только на бумаге. И здесь нет никакой мистики.

Зангезурский коридор: новые манипуляции Еревана - АНАЛИТИКА от Лейлы Таривердиевой

Зангезурский коридор: новые манипуляции Еревана - АНАЛИТИКА от Лейлы Таривердиевой

Если откладывание пока вопроса Зангезурского коридора как-то поможет "очеловечиванию" армянского общества (как следует из слов Симоняна), то спешим обрадовать наших соседей. К концу будущего года автомобильный сегмент коммуникаций, связывающих основную часть Азербайджана с НАР через Иран, начнет функционировать. Пограничный автомобильный мост был заложен в Агбенде (Зангилан) в начале октября прошлого года в рамках Меморандума о взаимопонимании между правительствами Азербайджана и Ирана о создании новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой (НАР) через территорию Ирана. Ожидается, что после завершения строительства количество грузовых и других транспортных средств, которые смогут ежедневно принимать пропускной пункт на государственной границе и автомобильный мост с семью полосами движения, составит 1,1 тыс. автомобилей и 30 автобусов.

Накануне были опубликованы кадры строящегося через Араз моста. Сообщается, что с азербайджанской стороны работы выполнены почти на 50, с иранской - на 25 процентов. Многие аналитики опасаются, что иранскую часть проекта постигнет та же участь, что и железнодорожную ветку Решт-Астара, со строительством которой Иран тянет много лет. Напомним, что Решт-Астара является важной частью "сквозной" железнодорожной магистрали Север-Юг. Чтобы соединить Север с Югом, в частности, с Персидским заливом, недостает только этого участка. В прошлом году Россия взяла на себя основную часть финансирования проекта (1,3 из 1,6 миллиарда евро), и дело, вроде бы, сдвинулось с мертвой точки.

Однако в случае с, как его называют, Южно-Аразским коридором таких задержек, думается, не будет. В первую очередь, потому, что это нужно самому Ирану. Иранская сторона сделала все, чтобы не дать осуществиться Зангезурскому коридору. Тегеран всячески подпевал Еревану, поддерживая его глупые опасения. В Армении радовались этой поддержке, не понимая, что соседи просто устраняли таким путем конкурента. Проведя коммуникации их Восточного Зангезура в Нахчыван, Иран автоматически становится участником транзита Восток-Запад, точнее, одной из ветвей этого грандиозного маршрута. На его месте могла оказаться Армения, но у Еревана не хватило ума на то, чтобы увидеть перспективу. Зато эту перспективу прекрасно видели в Иране, и под предлогом заботы о суверенитете Армении отдалили ее от открывавшихся ей возможностей. Так что иранская сторона будет очень стараться реализовать проект, пока в Ереване не поумнели. В сложных геополитических перипетиях и при шатком положении на международной арене самого Ирана азербайджанский проект всегда будет для него транспортной форточкой в западном направлении.

Азербайджан строит самый длинный железнодорожный мост в регионе

Азербайджан строит самый длинный железнодорожный мост в регионе

Важно, что помимо автодороги, в рамках договоренностей планируется строительство и железнодорожной линии. Пару недель назад главы железнодорожных ведомств двух стран обсудили проект железной дороги, которая соединит НАР с основной территорией Азербайджана через иранскую территорию. Часть железнодорожного коридора, приходящегося на территорию Азербайджана, можно сказать, почти готова. Быстрыми темпами идет строительство дороги Горадиз-Агбенд. В перспективе посредством железнодорожного моста через Араз эта линия соединится с иранскими железными дорогами. Протяженность магистрали Горадиз-Агбенд более 110 километров, а вместе с боковыми путями 140 километров. На ней будет 40 мостов, и один из них - через реку Хакари, станет самым протяженным в регионе железнодорожным мостом. Он имеет 23 пролета и более 770 метров в длину. Как гордо подчеркивают в АЖД, мост, строящийся в технически сложных условиях, спроектирован исключительно местными специалистами.

Отметим, что железная дорога Горадиз-Агбенд будет завершена в 2025 году. К этому времени Армения уже должна была закончить восстановление своего участка Зангезурского коридора. Если бы Ереван не начал прислушиваться к внешним советчикам, так бы оно и было. В январе 2022 года Никол Пашинян создал рабочую группу по подготовке плана восстановления железной дороги советских времен, связывавшей основную часть Азербайджана с Нахчыванской автономией. Это был единственный практический шаг, который Ереван предпринял для реализации своих обязательств, взятых в рамках Трехстороннего заявления, но довести его до конца Пашинян не сумел. Не хватило духу. По предварительным подсчетам, работы на армянском участке дороги - от Ерасха до западной границы НАР и от восточной оконечности Нахчывана через Мегри (Западный Зангезур) до границы основной территории Азербайджана - должны были обойтись в сумму около 200 миллионов долларов и занять три года.

Справедливости ради отметим, что Пашинян первоначально старался объяснить своему нездоровому обществу преимущества, которые даст Армении восстановление этой железнодорожной линии. Но в обществе его не поняли. А позднее у страны появились новые советчики, которые присоветовали превратить обязательства проигравшей войну Армении в предмет шантажа и спекуляций.

Это было большой ошибкой. В ответ на шантаж Азербайджан просто начал строить дорогу в НАР через Иран, дав понять, что у него всегда есть план В, а Армения не та страна, что может ставить кому-то условия. Тем более Баку.