Саргсян решил: армяне будут работать только на войну - ПОДРОБНОСТИ
Армянская армия - больше не зеркало общества. Этот постулат, некогда подброшенный президентом Сержем Саргсяном в оправдание происходящего в рядах ВС, новоназначенный министр обороны Виген Саркисян собирается заменить на новый: армия - это школа общества.
Совсем без девиза никак нельзя, потому что обязательно нужна какая-то соломинка, за которую можно держаться, чтобы не потонуть. Громкие слоганы и призывы - это самое оно.
На днях в ходе парламентского часа Саркисян указал армянской армии новое направление к свету в конце тоннеля. До сих пор, как следует понимать, вооруженные силы шли не туда, стараясь во всем походить на находящееся на грани хаоса армянское общество. Теперь же армия будет кузницей и школой, поставляющей прогнившему обществу здоровую кровь.
По словам министра, армия должна из зеркала общества превратиться в его школу и кузницу, то есть, как цитирует Aysor, демобилизованный из армии солдат должен быть намного более патриотичным, образованным, сильным, боеспособным, чем тот молодой человек, который призывается в вооруженные силы.
Это все прожекты. А что имеется в наличии?
Армянская армия деморализована. Солдаты голодны и бесправны. Это признают и в самой Армении. ВС погрязли в коррупции и криминале. Агитпроп охрип, и так и эдак рекламируя каждый хоть приблизительно подпадающий под патриотизм случай, но все бесполезно.
На какое-то время героями СМИ стали раненые во время апрельских событий солдаты. Чиновники их навещали, делали с ними селфи, щупали пульс и позировали для прессы. Но очень скоро тема набила оскомину. Потому что, во-первых, стало ясно, что раненые никакого героизма не совершили, а просто оказались в ненужное время в ненужном месте. И, во-вторых, когда корреспонденты устали фоткать благодарных президенту и Минобороны солдатских матерей, выяснилось, что раненые вовсе не испытывают патриотических чувств, а только и думают о том, как бы использовать свое ранение для бегства из Армении. Например, раненый Рубен Аракелян, силами сердобольной общественности вырвавшийся с семьей на лечение в Германию, уже находится в статусе беженца. То есть возвращаться в Армению, чтобы снова стать пушечным мясом, он не собирается. Ведь там призывают и отправляют в Карабах даже инвалидов.
Как ни крути, а именно армия является отражением общества, а не наоборот. Впрочем, и обратная последовательность ничего хорошего не сулит. Из армянской армии на гражданку возвращаются обозленные, замученные постоянной необходимостью выживать среди своих молодые люди. Только с начала этого года в рядах ВС Армении погибли в небоевых условиях 69 военнослужащих. О боевых потерях мы уже и не говорим. Так вот, возвращаясь в общество, эти молодые граждане несут с собой всю ту агрессию, что наработали за время службы.
"Армия - зеркало общества, и те недостатки, те проблемы, которые существуют в обществе в той или иной мере, конечно, всегда будут существовать в армии", - изрек как-то президент Армении Серж Саргсян. А позднее бывший уже министр обороны Сейран Оганян отказался от этого зеркала, пообещав бороться с дворовыми порядками в армии. Видимо, потому, что армия, "отражая" все пороки армянского общества, все больше превращалась в банду со своими порядками и понятиями.
Стоит напомнить сделанное несколько лет назад скандальное заявление генерала Айказа Багманяна, прозвучавшее после той "исторической" фразы Саргсяна. В ответ на вопрос газеты "Чоррорд инкнишханутюн" о росте числа тяжких преступлений в ВС, тогдашний заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Армении заявил: "Армия - лицо общества. В армию идут сыны нашего народа. Посмотрите, что сегодня творится на улицах Армении: стреляют, бьют, убивают друг друга, каждый день бывает один случай, почему мы удивляемся, что в армии тоже может произойти случай? Это же не чужая армия, это армия нашей страны. В армию идут те же парни, не так ли?". Багманян фактически смешал армянское общество с грязью...
Новый министр обороны также обещает сделать так, чтобы армия и милитаризация вообще перестали быть камнем на шее госбюджета и налогоплательщиков. По его мнению, ВС должны превратиться из тяжелого груза в "лидера и локомотива экономики и государства". "Это значит, не только те, кто служит в Вооруженных силах, но все население должны иметь связанные с армией многочисленные программы: научные, исследовательские, промышленные и т.д.", - говорит Саркисян.
Что это означает? Это означает, что глава МО предлагает полностью перевести всю деятельность в стране на милитаристские рельсы. Армения превращается в нацию-армию и все должно служить вооруженным силам и войне.
Помнится, одно время в Армении всерьез обсуждалась возможность перехода страны на израильскую или швейцарскую модель. То есть предлагалось ввести обязательный военный призыв и для женщин. В связи с нехваткой мужского населения, выяснилось, что защищать родину, оказывается-то, и некому. Особенно много говорилось о стране-армии, и не только говорилось, но и делалось в этом направлении во время и в первые месяцы после апрельских событий. Открывались курсы, организовывалась отправка женщин-добровольцев в Карабах. "Женщины тоже должны служить в армии", - говорит руководитель соответствующих курсов Вова Варданов, поясняя, что причина - в сокращении численности населения страны.
Удивляться идее военизации Армении у нового министра обороны не стоит. Это человек, далекий от военного дела, потому ему простительно.
Кстати, кандидатура Вигена Саркисяна, как и прочие последние изменения в сфере вооруженных сил в целом, не всеми приняты в Армении на ура. Например, политолог Армен Багдасарян считает, что власти сделали из апрельских событий неправильные выводы. "Ответственным номер один за проблемы в армии является Мовсес Акобян, которому дали более высокую, ключевую должность, то есть, сделали неправильные выводы", - сказал он в беседе с Первым Информационным. А назначением нового министра обороны Серж Саргсян просто ввел прямое управление армией. "То есть, приводит чужого для армии человека, который никогда не надевал военную форму, чтобы он вдруг не создал свою опору в армии, он никогда не станет своим в армии, и президенту не нужно будет бояться того, что армия вдруг может выйти из-под его контроля", - считает Багдасарян.
Одним словом, общество ли будет лицом или какой-то другой "частью тела" армянской армии, или последняя останется отражением пороков гражданки, разницы нет. Ничего в Армении не изменится в принципе. Потому что и общество, и армия смотрятся в одно и то же зеркало. И просто видят отражение друг друга.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре