Баку за баланс сил в регионе. Зачем Эрдоган отправился в Тегеран?
Нынешний визит турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Иран происходит на фоне серьезных событий в геополитической повестке Ближнего Востока, которые имеют непосредственное отношение к политике Анкары и Тегерана. В частности, речь идет о процессах сепаратистского толка, связанных с состоявшимся недавно так называемым референдумом "о независимости иракского Курдистана", который жестко осудили Турция и Иран.
К слову сказать, правительство Турции рассчитывало, что референдум будет отменен, и заявляло ранее о том, что проблемы между Багдадом и Эрбилем должны быть разрешены без нарушения территориальной целостности Ирака. Тем самым, Турция как минимум дала понять, что решение Эрбиля провести референдум является ошибочным, а поднятие флага Иракского Курдистана над зданиями официальных и правительственных учреждений противоречит конституции Ирака. Позже этот факт, действительно, осудили в самом Ираке.
То, что заявленный референдум привел к обострению ситуации внутри страны и за ее пределами, было ожидаемо, он стал поводом для многих проблем как регионального, так и локального характера. Во-первых, против референдума выступили все политические организации Ирака, среди которых кстати были и прокурдские партии. А за пределами страны, Иран и Турция, категорически осудив плебисцит, предупредили, что он может привести к серьезным вызовам в регионе. Причем Турция даже пригрозила, что полностью закроет границу с курдскими провинциями Ирака.
Опасность т.н. курдского референдума с точки зрения региональной безопасности и самого Ирака в том, что он создает открытое пространство для роста террористических групп в стране, а также благоприятную среду для разрастания волны сепаратизма в курдских регионах Турции, Ирана и Сирии. Если учесть, что в Ираке проживает самая крупная курдская община, то понятно, что создание противоправного образования на территории чужого государства ударит, в первую очередь, по интересам самого Ирака, а затем уже повлечет политический кризис в соседних государствах. В этом случае, с реальными угрозами столкнутся Иран и Турция, так как создание Курдистана усилит угрозу сепаратизма и терроризма в населенных курдами, прежде всего, в этих странах региона.
С другой стороны, для Ирана этот факт грозит потерями транспортно-коммуникационных и в конечном итоге стратегических позиций, начиная от своих границ до Средиземного моря. Для Турции - это однозначная угроза ее государственной безопасности, поскольку могут усилиться военизированные курдские группировки PYD - YPG, что повлечет за собой новый и более серьезный виток вооруженного противостояния на турецкой границе.
Фактически так называемый курдский референдум - как один из политических проектов Большого Ближнего Востока - мотивирует эти две региональные державы создать единый фронт в борьбе против мощного очага терроризма, который может вспыхнуть с новой силой в регионе Востока. Поэтому очевидно, что главной темой обсуждений на встрече двух президентов в Тегеране будет курдский вопрос - в качестве угрозы региональной безопасности.
Учитывая ситуацию на ближневосточном направлении и то, что Турция и Иран планируют сблизиться в сирийском вопросе, очевидно, что у стран есть общие точки соприкосновения, и обе намерены противостоять американскому влиянию в регионе. Турция и Иран выступают против создания какой-либо автономии в регионе, в сирийском государстве, и поддерживают территориальную целостность Сирии. Параллельно, Турция и Иран сотрудничают в астанинском процессе урегулирования ситуации в Сирии, с минувшего года выступая в качестве гарантов безопасности в регионе.
Кстати, в этом процессе участвует и третья сторона - Россия, с которой две региональные державы продолжают поддерживать равноправный политический диалог, особенно в сирийском направлении. Причем, в сирийском, иракском и курдском вопросах Турция гораздо активнее сотрудничает с Россией, нежели с шиитским Ираном из-за имеющихся определенных религиозных противоречий. Примечательно и, скорее всего, не случайно то, что в преддверии визита турецкого президента в Иран состоялась его встреча с российским лидером Владимиром Путиным в Турции. В ходе переговоров в Анкаре стороны поддержали территориальную целостность Ирака и Сирии, а также сошлись во мнении, что курдский референдум был большой ошибкой, у которого нет никакой законности.
Тем не менее, именно политический диалог между Анкарой и Тегераном может восстановить баланс сил в регионе и в определенной степени ослабить американское влияние на Ближний Восток, что собственно и входит в зону интересов обеих стран.
По статистике в Турции проживает более 20 млн. курдов, в Иране - примерно 10 млн., при этом объединяющим фактором является то, что курдские террористические организации задействованы в обеих странах и продолжают заниматься подрывной деятельностью и в Тегеране, и в Анкаре. Поэтому логично, что обе страны могут создать единый фронт для проведения военной операции против курдских сепаратистов. В свое время Турция и Иран обязались совместно бороться против исламских террористов в Ираке, а также против рабочей партии Курдистана, представляющей серьёзную угрозу для Турции, поэтому, учитывая два этих важных фактора, ирано-турецкие интересы однозначно пересекаются.
Уместно отметить, что предотвращение рисков и вызовов в отношении Ирана и Турции является значимым фактором и для всего региона Южного Кавказа, и в частности Азербайджана, который соседствует и с Турцией, и с Ираном.
Азербайджан признает и полностью поддерживает территориальную целостность и суверенитет Ирака, выступая приверженцем решения вопроса между центральным правительством и курдской автономией мирным путем в условиях взаимопонимания и диалога в рамках территориальной целостности и суверенитета Ирака. Вместе с тем, Азербайджан как единственный и надежный островок стабильности в стратегически важном регионе Южного Кавказа поддерживает политику, направленную против сепаратизма и распространения международного терроризма в регионе и мире.
Матанат Насибова
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре