Что обсудят в Тегеране президенты России, Ирана и Азербайджана?

До конца нынешнего года в Иране состоится  трехсторонняя встреча в формате РФ, Иран, Азербайджан.

О значимости и целях предстоящей встречи в формате трех президентов своим мнением поделился в беседе с Day.Az аспирант Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), российский политолог Фархад Ибрагимов.

"На мой взгляд, встреча лидеров России, Азербайджана и Ирана будет посвящена острым политическим и экономическим вопросам регионального характера. В первую очередь, будет обсуждаться проект масштабного транспортного коридора "Север-Юг", предназначенный для транспортировки грузов из Индии и Ирана на территорию России через Каспийское море и затем в страны Западной и Северной Европы. Проект затрагивает интересы всех трех стран и по своей сути может составить конкуренцию Суэцкому каналу.

Азербайджану в проекте "Север-Юг" отведена особая роль, поэтому интерес Баку здесь является особенным. Для России он имеет огромное стратегическое значение, так как создаёт кратчайший выход в бассейн Индийского океана. По счету это вторая встреча, которая пройдёт в формате Россия-Азербайджан-Иран, и если по итогам прошлой встречи в Баку был достигнут ряд договорённостей, в первую очередь по линии проекта "Север-Юг", то в этот раз, думаю, стоит ожидать более конкретных действий от каждой из сторон, учитывая, что проект требует немедленной реализации", - сказал эксперт.

Баку за баланс сил в регионе. Зачем Эрдоган отправился в Тегеран?

Баку за баланс сил в регионе. Зачем Эрдоган отправился в Тегеран?

По мнению Ибрагимова, главы трех государств не обойдут стороной и проблему армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

"Как ни парадоксально, Москва и Тегеран решительно признают территориальную целостность Азербайджана, однако последовательно призывают обе стороны конфликта не возобновлять боевые действия. Такое мнение может быть оправдано тем, что и Россия, и Иран не желают допускать дополнительного разрастания конфликта, дабы сохранить стабильность и безопасность в регионе. Разумеется, что  сирийская проблема, наиболее актуальная для России и Ирана, также будет обсуждаться в повестке переговоров, по которой стороны рассчитывают на долгосрочные связи друг с другом.

В свою очередь, Баку придерживается сугубо официальной позиции - одобрения миротворческих инициатив любой стороны во имя стабильности в стране. Внимания заслуживает то, что Азербайджан не присоединился к саудовской коалиции и последовательно выступает за сохранение легитимного правительства САР во главе с Башаром Асадом", - сказал эксперт.

Политолог напомнил, что накануне Минобороны России заявило об освобождении от террористов около 92% территории Сирии, отметив, что предстоящая встреча Путина с президентом Роухани и, вероятно, с верховным лидером Исламской Республики Аятоллой Хаменеи даст новый импульс развитию двусторонних отношений в этом вопросе.

Баку и Тегеран: взаимовыгодное партнерство вопреки внешним рискам

Баку и Тегеран: взаимовыгодное партнерство вопреки внешним рискам

"Думаю, ожидается расширение военно-технического сотрудничества двух стран, принимая в расчёт и интерес Ирана к российским вертолётам и бронетехнике. Уверен, что президенты не обойдут стороной и проблему раздела дна Каспия. Разумеется, без участия Казахстана и Туркменистана раздел Каспия рассматриваться не будет, но есть все основания полагать, что вопрос на встрече может быть поднят", - сказал наш собеседник, напомнив о том, что Иран выступает за равные права пяти прикаспийских государств на недра и акваторию Каспийского моря.

"На сегодняшний день доля ИРИ на Каспии - самая незначительная и составляет около 14%, а Тегеран хотел бы иметь 20%. В случае получения 20% дна Тегеран получит доступ к нефтяным месторождениям Алов, Шарг и Араз. Такую позицию категорически отвергает Баку, а также Астана, так как вследствие раздела моря поровну, Казахстан потеряет почти около 10% Каспия, а Иран дополнительно получит 6% каспийского шельфа", - уточнил эксперт, заключив, что одной из горячих тем в обсуждении сторон будет референдум в Иракском Курдистане, поскольку "независимость" Курдистана несёт угрозу для территориальной целостности и Исламской Республики.

Матанат Насибова