"Воскресное чтиво" на Day.Az: "Скупость" В рамках рубрики "Воскресное чтиво" Day.Az представляет рассказ "Скупость" нашей постоянной читательницы Севиль Гасановой.

 

Мы призываем наших читателей продолжать посылать на электронный адрес [email protected] различные публикации, касающиеся искусства, истории, культуры, этнографии, традиций Азербайджана, и многих других областей жизни нашей страны, а также свои рассказы, ранее не печатавшиеся в прессе.

К нам на работу устроилась новая сотрудница. Натуральная блондинка, полненькая, приятная, недавно закончила институт, но уже замужем.

Её после работы встречает муж. Иногда заходит за ней к нам в комнату. У них никак не получалось с детьми, мы им симпатизировали, сочувствовали. Люда не красилась - муж не разрешал. Когда мы спрашивали, почему даже слегка не подкрашивается (при красивых чертах лица она была очень уж бесцветна), отвечала: "Слава говорит, что я ему и так нравлюсь, нечего деньги на косметику тратить."

Одевалась Люда очень скромно, по минимуму, мы удивлялись, неужели не хочется? Дело было в конце восьмидесятых, и сами мы сбегали с работы и часами стояли в огромных даже не очередях, а свалках за импортными тряпками. Но Люда стандартно говорила: "Зачем зря деньги тратить? Это вам нужно хорошо одеваться, а я мужу и так нравлюсь".

Однажды со Славой случилось несчастье. Он был велосипедистом и на тренировке в группе ехал по автотрассе. Их обгоняли машины, и в кузове одного из грузовиков сидели солдаты. И какой-то болван резиновым шлангом, просто так, для удовольствия, ударил сверху, из кузова велосипедиста по рулю. Потом спокойно сел на место, и машина поехала дальше.
 

Слава упал, получив тяжёлые ушибы, сотрясение мозга, были выбиты передние зубы.

Отлежав долгое время в больнице, поправился, а затем и вставил зубы. Почему-то металлические, хоть оба они работали и вполне могли позволить себе что-то подороже - золотые или пластмассовые, их тогда делали на золотой основе.

Вскоре появились дети - мальчик и девочка. Все мы вязали на работе, что-то довязывали дома, в свободное от домашних дел время. Люда вязала только на работе, Слава дома вязать не разрешал: "Нечего время на ерунду тратить". Но когда она надела на дочку связанное платье, стал разрешать, всё-таки экономия, можно не покупать.

В те времена мы, работающие женщины, всё необходимое старались закупать в обеденный перерыв. Что-то относили домой, что-то, в основном конфеты, фрукты, держали на работе в столе, чтобы не таскать туда-обратно.

Люда тоже держала фрукты и конфеты в столе, очень любила хурму, покупала сразу много, хурма дозревала в ящике и потихонечку съедалась. Когда кто-то входил в комнату, она сразу задвигала ящик с хурмой в стол.

В тот день она что-то проморгала, и, когда в комнату вошёл Слава, ящик, полный хурмы и мандаринов, был выдвинут, и она наслаждалась жизнью.

После ухода мужа Люда какое-то время сидела, застыв, потом мы услышали плач. Наплакавшись, объяснила, что вечером будет скандал: муж не считает, что хурма необходима для поддержания жизни, это пустая трата денег. И вообще, какое она имеет право тратить деньги не на семью, а на себя!..

Когда я сталкиваюсь со скупостью, в памяти всегда всплывает молодое лицо Славы со старческими, отдающими бедностью железными зубами. И, почему-то, абсолютно некстати возникают слова: "Бог шельму метит".

Понимаю, что совсем не в тему, не к месту, но, что делать, это уже так.