Австрийская принцесса: "Я впервые в Баку и вижу замечательный синтез Востока и Запада, пересечение цивилизаций"
Принцесса Стефани де Виндиш Гретц - праправнучка императрицы Австрийской Сиси, внучка короля Леопольда и принца Фердинанда, смерть которого послужила причиной для развязывания первой мировой войны - имеет множественные кровные связи с европейскими королевскими династиями (в т.ч. с Габсбургами), серьезно занимается суфизмом, много ездит по миру, предпочитая пустыни и страны Африки, Тянь-Шань, страны Востока, считает, что вся культура человеческой цивилизации исходит с Востока.
В ее жилах течет также кровь Чингисхана. Она президент международного благотворительного фонда "Дети без границ" и международного культурного фонда "Виндиш Гретц". В настоящее время, говорит принцесса, к исламскому миру наблюдается негативное отношение европейских стран и особенно США. Своей широкомасштабной меценатской и благотворительной деятельностью она стремится показать, что страны Востока вовсе не агрессивны, а напротив, они являются обладателями и носителями огромного гуманизма, большой души и большого интеллекта. Многие реализуемые ею проекты направлены на то, чтобы объединить народы и дать понять Европе истинную сущность ислама и исламских государств.
Принцесса занималась живописью, у нее великолепные картины на исторические темы, очень любит животных, особенно хищников, которых часто фотографирует. Побывала практически во всех странах Африки, ее работы выставлялись во многих странах мира. Последние 20 лет принцесса Стефани увлекается фотопортретами, у нее свой стиль и методы фотографирования: она фотографирует всего один раз и только при свечах. На 100-летнем юбилее компании Leitz в Швейцарии, в своем фонде, где были представлены фотографии известнейших мировых фотографов, золотая медаль досталась принцессе. Она также выполняет фотопоpтpеты для голливудских звезд. Принцессой построено множество сиротских домов в разных странах, в том числе для детей Афганистана.
После визита в Малайю написала книгу, которая стала мировым бестселлером и переведена на множество языков. Живет принцесса Стефани в марокканском квартале в Брюсселе. Одно из помещений своего фонда она назвала "Чайханой", в ней человек окунается в средневековую аристократическую атмосферу, где все сохранено еще с полтысячелетия назад.
В этой ауре древности встречаются мудрецы и суфии со всего мира, устраиваются концерты и поэтические состязания.
По приглашению Чингиза Айтматова она была первой и единственной европейкой, нашедшей киргизского шамана в горах Тянь-Шаня и в течение четырех месяцев жившей в Кыргызстане. Многие ее впечатления от поездок и жизни в разных странах легли в основу книги с удивительным названием "Время мудрости", которая готовится к печати.
Мы встретились с принцессой Стефани в уютном дворике Кичик караван-сарая в Старом городе, который она полюбила всей душой, исходив его вдоль и поперек. Принцесса рассказывает, что когда она выходит за пределы Ичери Шехер, что-то очень сильное притягивает ее обратно в Старый город. Энергетику старого Баку считает весьма сильной. Принцесса как приверженец суфизма и тонкий знаток Востока была приглашена и принимала участие в работе международной конференции "Диалог культур", после которой в картинной галерее Art-garden в течение нескольких дней была выставлена экспозиция ее фотопортретов. Принимавшая участие в нашей беседе в качестве переводчика ведущий научный сотрудник Института философии, социологии и права НАНА, доктор философии Зохра Алиева отметила, что несколько лет назад она познакомилась с принцессой Стефани на одном из панафриканских фестивалей, и потом на конгрессе по суфизму в Сахаре. С тех пор началась их дружба и переписка. Принцессу весьма прельщал символ нашей страны - огонь, могила С.Я.Бакуви. Она очень хотела посетить наш город, у нее есть великолепный проект, связанный с Азербайджаном, который она собирается реализовать в будущем. Зохра ханум добавляет, что в октябре прошлого года она вместе с директором ART-Gallery, художницей Джамилей Гашимли, по приглашению принцессы жили у нее во дворце, где познакомились с ее друзьями, которые также посетили выставку картин Джамили ханум. Тогда же родилась идея пригласить принцессу в Баку, но, благодаря форуму, это удалось осуществить на должном уровне.
Необыкновенная скромность, удивительная простота общения и отзывчивость столь высокопоставленной монаршей особы, огромные голубые глаза которой излучали покой, мудрость и любовь к людям, просто поражает. На груди принцессы мы увидели большой своеобразный крест с перекрученными знаками.
- Этот крест жизни мне подарили туареги (название мусульманского племени в Алжире, живущего в пустыне - авт.), однако самое интересное заключается в том, что те символы и знаки, которые я увидела в Сураханы на святилище огнепоклонников, во многом были схожи и совпадали с символами и знаками, которые исповедуют туареги в пустыне Сахара. Я не снимаю его долгие годы. Моя блузка синего цвета, он является цветом туарегов. Среди них нет суфиев, но они живут и разделяют философию суфизма. Туареги очень уважительно относятся к природе, их невозможно купить, свобода для них превыше всего, никто из мудрецов не имеет права повысить на кого-то голос, это недопустимо. Исходя из этого, нетрудно заметить, насколько мягок голос мудрецов. Это тоже имеет свои причины: дело в том, что в горах, где они живут, очень сильное эхо, поэтому они говорят очень тихо. Туареги - единственный народ, который сохранил свою культуру первозданной, ее не коснулась цивилизация. Туареги-мужчины закрывают лица, что является знаком уважения к женщине, у них царствует матриархат, а среди мужчин исповедуется этика и мышление рыцарства, как у суфиев. И вообще, они абсолютно не интересуются материальным миром, настолько они глубоко духовны.
Однажды один немец во второй раз приехал к туарегам на джипе, который был заполнен одеждой, питанием и прочими дарами, поскольку туареги очень бедны. Старейшина-мудрец племени, поблагодарив немца от всей души, предложил ему то, чем он владеет, т.е. чай и хлеб, однако добавил, что в мире есть люди более бедные, чем они, поэтому лучше отдать все это таким людям. Подарок не был принят, что свидетельствует об огромной гордости и несгибаемости туарегов - носителей высочайшей духовности...
Туареги - удивительный народ, у них нужно многому учиться. Представьте, что они жили в пустыне за десять миллионов лет до рождества Христова! Их маленькая столица называется Джаннат и находится на перепутье караванных путей.
- Ваши фотографии на первый взгляд кажутся простыми и незамысловатыми, но при внимательном рассмотрении создается впечатление обволакивающего мягкого света вокруг портретов, ощущается большое тепло и любовь автора к своим героям. При этом такое ощущение, что это не фотографии, а полотна, написанные маслом в стиле Рембрандта. В чем особенность вашего собственного стиля в фотографии, и почему при свечах?
- Этот стиль (вы правильно заметили) называется, как у Рембрандта, "светотень". Профессор Академии художеств в Санкт-Петербурге, увидев мои работы, как-то сказал, что в истории живописи существуют четыре художника, которые могли писать светотень, и один из них - Рембрандт. В фотографии этого никто не делает, я пришла к этому сама, независимо от кого-либо. Русский профессор говорил, что этот стиль существовал у четырех художников в живописи, а я, не зная об этом, впервые применила его в фотографии. Свет будоражит меня, я отношусь к нему с великим трепетом. Каждое лицо требует своего освещения, светового решения, количества свечей, которое может варьироваться от пяти до тридцати, и т.д. Свет свечи играет на лицах моих героев, он живой, поэтому получается игра естественной светотени. Если окружить человека зажженными свечами, его внутренняя суть обнажается, раскрывается, он преображается, потому что миллионы лет человек жил с огнем свечи, ее пламя ему исторически понятно и близко, оно чистое и святое.
- Как вы выбираете своих героев, какими соображениями при этом руководствуетесь?
- Я никогда не выбираю лица для портретов, люди сами заказывают мне фотографии. Самое удивительное заключается в том, насколько люди становятся красивыми и неузнаваемыми, если смотреть на них через пламя свечи. У меня есть портрет ребенка с волчьей губой или женщины с обожженной щекой, но на фотографии при свечах эти дефекты совсем не заметны. Были случаи, когда мне заказывали фотографии, но после того, как они были выполнены, люди отказывались от них, потому что мне удалось передать их внутреннюю сущность, возможно, далеко не совсем положительную.
- Откуда вы знаете русский язык?
- Я была первой и единственной иностранкой, кто организовал Фонд помощи уличным бездомным детям Санкт-Петербурга после падения железного занавеса. Правление фонда состояло из нескольких человек, они были бывшими номенклатурными работниками, и этот момент не особенно приветствовался в Европе.
Благодаря этой работе я принимала участие в работе Госдумы, путешествовала по всей России, Сибири, видела ГУЛАГ, тюрьмы, сиротские дома. Почти двенадцать лет я работала с брошенными детьми, мы спасли тогда огромное количество детишек. Когда я работаю в какой-либо стране, я никогда ее не осуждаю, не обсуждаю, не делаю фотографии с целью пропаганды. Считаю, что лучше искренне поработать для этой страны, в т.ч. вместе с ее правительством в разработке каких-то законов или реформ, и принести ей пользу. Я посетила 48 стран мира, глубоко изучала их, а сейчас работаю в Алжире.
- Ваш проект лечения онкологических больных детей клоунадой: как возникла эта идея, и каким образом удалось ее претворить?
- Практика лечения больных раком детей исходит из Сирии еще с VIII века. Психология смеха появилась в университетах Дамаска, Багдада и Феса с VIII века, эта методика применялась для излечения больных депрессией. Руководитель психиатрической лечебницы в Тунисе профессор Омар в огромнейшей библиотеке Каруана занимался исследованиями по этому вопросу, и особенно по медицине VIII-IX веков. Анни Фратинини - известнейший клоун в Европе, и с ним я изучала клоунов. Таким образом, в госпитале в Австрии я внедрила двух клоунов, мужчину и женщину, как бы представляющих папу и маму. Представьте, что 30-35% детей умирали от детской депрессии в результате болезней рака, талассемии и других болезней. Дети страдали от того, что считали себя виновными в переживаниях и печали своих родителей по поводу их болезней.
Появление клоунов в госпитале вызвало улыбку на лицах детей, они позабыли, что неизлечимо больны. Улыбались и их родители. Дети увидели их веселыми, они почувствовали себя здоровыми и захотели жить.
Другой пример: после операции на открытом сердце дети пребывают в состоянии психологической комы. К мальчику восьми лет, находившемуся в этом состоянии с родителями в палате, были посланы клоуны. В изножье его кровати два клоуна стали играть с ним, и вдруг мальчик встал с кровати и сказал, что тоже хочет стать клоуном. Состояние родителей и профессора было непередаваемым! Во многих госпиталях клоуны творят чудеса! Я занимаюсь реализацией этой методики уже 25 лет, и сейчас терапия смеха используется во многих странах. Хочу вернуть клоунов на Восток, откуда они, собственно, и вышли. Кто знает, может, и в Азербайджане удастся применить эту методику?! У меня два госпиталя в Алжире с профессорами и учеными онкологии, куда я намереваюсь внедрить клоунов. Здесь очень много детей с церебральным параличом.
Понимаете, Алжир считается столицей суфизма. Благодаря суфизму эта страна, раздираемая политическими противоречиями, обрела мир и покой.
- Во время вашего пребывания, полного приключений, в Афганистане вы попали в плен. Как случилось, что королевскую особу заточили в тюрьму?
- Я поехала в Афганистан в тот момент, когда там произошла революция генерала Давуда: аэропорты закрыты, документы пришлось спрятать, поскольку посольства не работали. Меня одели в национальную афганскую мужскую одежду с тюрбаном на голове и вместе с моим другом Саидом, который знал наизусть многих французских авторов, я была представлена афганцам глухонемой. Нас арестовали, как только мы покинули Кабул, и в течение пяти дней я была с двумястами мужчинами, кочевниками-пуштунами, в лагере. Никто не догадался, что я женщина и иностранка.
После Кабула я поехала к границе Амударьи, где нас вновь арестовали и бросили в тюрьму за колючей проволокой. Саид представил меня двоюродным братом и слабоумным, приказав сидеть на полу и не двигаться. По исламу душевнобольные приносят счастье, и все почитают их как святых. Охранники и все остальные в тюрьме пытались непременно прикоснуться ко мне, чтобы я принесла им счастье. После революции брат Саида был назначен министром, и я была вызволена.
- Расскажите о книге: почему вы считаете, что Время Мудрости наступило именно сейчас, когда человечество находится в тупике и нужно проявить истинную мудрость, чтобы свернуть с пути саморазрушения и прийти к всеобщему согласию?
- Для этого нужно всего лишь услышать слова и мысли мудрецов, живущих в пустыне, и задуматься над их смыслом, к ним следует прислушаться, потому что их устами глаголет истина.
- Кто, по-вашему, является мудрецом? Носитель высокой духовности, глубоких древних знаний или просто умудренный жизнью человек?
- Мудрецы - это носители древней культуры и древних традиций, а, следовательно, и истинно человеческой мудрости, это люди одухотворенные, живущие в необычайной гармонии с природой и чувствующие себя ее неотъемлемой частью. У меня был такой мудрец - мой духовный учитель Пир Вилаят хан, афганского происхождения, суфий в шестнадцатом поколении. Когда был жив его дед, семья переместилась на север Индии. Они инициировали музыку звуков, это были великие музыканты, пробуждавшие глубоко сидящий в человеке дух через звуки священной суфийской музыки дервишей, - песнопений, сяма и т.д. К счастью, я встретила своего духовного учителя в возрасте 15 лет, и до его смерти он был моим духовным наставником.
- Вы пришли к философии суфизма, не будучи мусульманкой?
- Именно в этом и состоит сила изучения этой философии. Суфизм - это высочайшая духовность ислама, и я, будучи христианкой, принимаю ее. Суфизм - это не форма религии, это нечто выше религии. Согласно учению Вилаят хана, все религии хороши. Представьте, когда он молился, вся символика практически всех религий находилась у него перед глазами на столе. Он даже попросил разрешения у Папы прочитать проповедь в Кафедральном Соборе Парижской Богоматери и получил его. Это был величайший святой.
Религия остается для масс, но когда приходишь к великому познанию веры, становится понятно, что она выше религии и всего земного, потому что каждая религия - это, по сути, дорога, ведущая к одной вершине - Истине, которую олицетворяет Всевышний. Великие мудрецы практически находятся на вершине этого пути, а мы - у подножия. Это святые существа. Пир Вилаят хан всегда присутствовал в моей жизни и продолжает в ней быть после своей смерти.
Принц Мустафа Бензудиан - величайший святой Марокко, я встречалась с ним в течение трех лет, с 16 до 19 лет, а в 37 лет я встретила величайшего буддистского святого мудреца. Помимо этого, я встречалась с замечательным преподавателем философии в университете Брюсселя, аббатом Рекмансом. Можно сказать, что я избалована судьбой такими историческими встречами с редчайшими личностями.
- Вернемся к форуму "Диалог культур", на котором вы выступили. Можно ли, на ваш взгляд, проведением подобных мероприятий в эпоху острейшего кризиса духовности донести до людей планеты идею о всеобщей духовности и терпимости?
- Такие мероприятия - великолепны, они нужны, но надо иметь в виду, что все они остаются на верхних эшелонах, в среде ограниченного круга избранных людей, не доходя до широких масс. Через встречи и фестивали носители культурного достояния - ученые и просветленные личности - должны доносить свои идеи до народов. Бог дал человеку право свободы выбора, но сейчас идет опасная тенденция упасть в сумраке. Искусство превращено в порнографию, все коммерциализировано и деградирует, что особенно вредит молодежи. Чтобы выйти из этой ситуации, они употребляют наркотики, в мечтах уходя от действительности, потому что нет цели и надежды, а самое ужасное - у них нет идеалов. Материальные ценности превалируют. Святые Востока сегодня должны вернуться и оказать духовное влияние на Европу. Восточные традиции любви, уважения, понимания должны стать достоянием всех европейцев. Представьте, что в Европе родителей и стариков отправляют в дома престарелых и до их смерти дети их не видят. А для молодежи роль старшего поколения чрезвычайно важна и велика, ведь именно они приносят мудрость, терпимость, ненасилие в умы детей. Период преобразования должен наступить, он необходим человечеству. Были периоды революций, инквизиции, сталинизма, а сейчас настало время духовности и возврата к истокам.
- Вы впервые в нашей стране. Расскажите о своих впечатлениях.
- О, побывать в Баку было моей давнишней мечтой, я впервые здесь и вижу замечательный синтез Востока и Запада, пересечение цивилизаций. Благодаря вашему правительству, Министерству культуры и туризма, а также Институту философии и права я была приглашена на международный форум "Диалог культур", где выступила с докладом. Путешествуя по городу, отдаю должное изысканному вкусу вашего президента, он преобразил город, его не сравнишь ни с каким другим в мире, все очень гармонично и стильно. То, что сохранен Ичери шехер - это чудо! Живя в нем, чувствуешь, словно тебя предохраняет некая сила. А выходя за его пределы, чувствуешь, как он притягивает к себе, заставляя вернуться.
Атешгях - это очень священно и должно быть преобразовано в святыню, чтобы паломники почитали его. Там все должно быть одухотворено, и люди, приходя туда на поклонение, должны приобретать особые лики. Вместо манекенов и пустых скульптур туда нужно поместить картины художников или их самих в творческом процессе. Огонь, исходящий из земли, всегда был местом молитв и поклонения, это был путь к Богу, поэтому он использован во всех религиях. Божественный огонь, дающий рождение вселенской любви, достигается при помощи света. Огонь, поднимающийся к Богу, и огонь, который спускается на землю, - это человек. Поэтому Атешгях - священно, нужно уважать прошлое. Одной из страниц прошлого является Сеид Яхья Бакуви, могила которого находится в Старом городе. Я поклонилась его святой памяти.
Кстати, надо отметить, что одно из главных направлений суфизма - рахмания - основано на учении С.Я.Бакуви - хальватия. Скоро будет отмечаться 550-летний юбилей его смерти. Ваш художник Агали Ибрагимов, выставку картин которого я посетила, рисует мистическим образом. Преобразуя Атешгях, нет необходимости в страшных куклах, достаточно повесить картины Агаали, ведь это - большой художник. Паломники со всего света могут созерцать культуру Азербайджана на этом примере.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре