Лауреат Нобелевской премии пророчит миру Экономику Метанола

Сайт Technology Review провел интересное интервью с лауреатом Нобелевской премии по химии 1994 года, господином Джорджом Олах о его книге и взглядах, которые могут в корне изменить экономику мира и освободиться от глобальной нефтяной зависимости.

"Забудьте об экономике водорода. Метанол является ключом к освобождению мира от нефти. Джордж Олах рассказывает нам, как это сделать" пишет автор интервью Кевин Буллис.

Олах, чьи исследования в области химии углеводородов привели к получению высокооктановых топлив и более легко разлагающихся углеводородов, в настоящее время является директором Локеровского Института Исследования Углеводородов при Университете Южной Калифорнии. Он утверждает, что сохранение энергии в виде метанола, а не водорода, могло бы завершить нашу зависимость от ископаемых видов топлива и превратить углекислый газ из вещества, ответственного за глобальное потепление, в важнейший сырьевой материал экономики на базе метанола. Олах излагает свой план в своей книге, "Экономика Метанола: За Пределами Нефти и Газа".

Автор (А.) -
Почему Метанол?

Джордж Олах (Дж. О.) - Метанол сам по себе является превосходным топливом. Вы можете смешивать его с бензином - это топливо намного лучше, чем этанол. И мы разработали метаноловый топливный элемент. Метанол является очень простым химическим веществом, которое можно получать очень эффективным способом. Он содержит всего один атом кислорода, введенный в состав метана, основной компонент природного газа; но метанол является жидким веществом, которое легко хранить, транспортировать и использовать.

А. - Что же не так с водородными топливными элементами?

Дж. О. - Уже сегодня вы могли бы установить раздаточный насос дозирования метанола на каждой автозаправочной станции. Вы можете с легкостью его распределять без какой-либо новой инфраструктуры. Для водорода никакой инфраструктуры нет. Создание водородной инфраструктуры является чрезвычайно дорогостоящим и проблематичным. Водород является очень летучим газом, и не существует способа его хранения или обработки в каких-либо значительных объемах без создания высокого давления.

А. - Как вы получаете метанол?

Дж. О. - Одним из подходов является производство метанола путем преобразования все еще существующих огромных запасов природного газа, но совершенно другими, новыми способами. Сегодня метанол производится исключительно из природного газа. Природный газ полностью сжигается, или преобразуется, в синтез-газ, который затем может быть соединен в метанол. Сегодня мы разработали методы, полностью исключающие использование синтез-газа.

Второй подход включает в себя углекислый газ. Мы стали со-изобретателями топливного элемента с прямым окислением метанола. Этот топливный элемент потребляет метанол и производит CO2 и воду. Нам пришло на ум, что, по всей вероятности, можно было бы повернуть процесс. И в самом деле, вы можете взять углекислый газ и воду, и, если у вас есть электроэнергия, вы можете химически восстановить их в метанол.

Таким образом, второй этап нашего подхода к Экономике Метанола состоит в регенерации или утилизации углекислого газа, прежде всего из источников, где он присутствует в высоких концентрациях, таких как дымовые газы от электростанций, сжигающих природный газ. Ну и, в конце концов, но это произойдет не сразу, мы могли бы просто брать углекислый газ из воздуха.

А. - Это поможет решить проблему парникового эффекта углекислого газа, не так ли?

Дж. О. - Изъятие углекислого газа является нашей государственной политикой, эта проблема является всеобщим проклятьем. Говорят, засуньте углекислый газ под землю или на дно моря, и проблема решится. Но как долго он будет оставаться там, внизу? Углекислый газ очень летучий материал. В лучшем случае он в конечном итоге будет просачиваться наверх. Наш подход определенно является другим: ​​мы просто говорим, что если нам нужно избавиться от углекислого газа, мы должны уловить и собрать его - почему бы не использовать его в качестве химического сырья? Другими словами, переработать его.

А. - Какие шаги необходимо предпринять на пути к экономике метанола?

Дж. О. - Я искренне верю, что технологическое развитие осуществляется крупными компаниями. Проблема лишь в том, что пока они не нашли какого-либо разумного решения. По существу, я не думаю, что им очень нравится экономика метанола. Если вы сидите на больших запасах нефти и газа, на которых вы делаете огромную прибыль, или если вы являетесь Арабской страной, которая имеет большие запасы и огромные богатства, вы не приветствовали бы какого-то сумасшедшего парня, который приходит и говорит, что человечество может найти элементарное решение отсутствия зависимости в дальнейшем от подземных природных ресурсов.

Если эта экономика метанола имеет смысл, а я думаю, что имеет, больше нет необходимости в монополии нефтяных компаний. Крупные химические компании могут одинаково хорошо делать это, или даже лучше. Но необходимо также, чтобы политики и общественность заявили, что они хотят найти разумные решения.

А. - Насколько же актуальна эта проблема?

Дж. О. - Человек начал использовать уголь в огромных масштабах в ходе Промышленной Революции, которая произошла 250 лет назад. И мы уже в довольно значительной степени истощили то, что нам дала природа. Сегодня, я не говорю, что это будет сразу, но мы должны думать о том, как мы решаем наши проблемы сейчас, и как мы собираемся решать их в будущем.

Вы знаете о недостатке запасов природного газа, и что мы импортируем сжиженный природный газ. Есть много источников природного газа - Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Северное Море, и так далее. Содержание энергии в одном танкере Сжиженного Нефтяного Газа эквивалентно средней водородной бомбе. Плохие парни сегодня пытаются взрывать нефтеперерабатывающие заводы, и большой танкер является очень привлекательной мишенью. Кто сможет гарантировать, что какой-то сумасшедший террорист не взорвет танкер со сжиженным природным газом? Я думаю, что реальное решение, опять-таки, состоит в конверсии природного газа с возможно большей эффективностью в безопасные жидкие продукты, такие как метанол.

Все люди считают, что то, что они делают, имеет определенное значение, но исследование метанола является, на мой взгляд, самым важным из того, что я когда-либо делал в своей карьере, и это имеет огромное значение для общества.