Азербайджан - символ газовой свободы Европы - АНАЛИТИКА

Европа очень ждет азербайджанский газ. Несмотря на то, что объемы, которые Азербайджан будет поставлять на Запад, по европейским меркам, не так велики, но самое главное, что наше "голубое топливо" станет символом свободы от российского газового засилья. Хотя, не нужно так недооценивать эти объемы. Ведь некоторым странам Европы достаточно импортировать всего лишь несколько миллиардов кубометров газа в год, чтобы удовлетворить свои потребности. Среди таких стран можно выделить и Швейцарию, которая связывает большие надежды с азербайджанским газом и не намерена импортировать иранский газ, даже после отмены санкций.

Иран, который смог достичь с Западом исторического соглашения по собственной ядерной программе, готовится к отмене санкций. В настоящее время возможности страны достаточно сильно ограничены, однако, ИРИ имеет большие планы по восстановлению своих международных позиций и выходу на глобальный рынок углеводородов.

Хотя многие дают различные прогнозы относительно выхода Ирана на международный рынок нефти, а также газа, но как оказалось, иранское "голубое топливо" нужно далеко не всем.

Так, как передает Trend, швейцарский холдинг Axpo, поглотивший несколько лет назад трейдера EGL, не планирует закупать иранский газ, так как ожидаемые поставки азербайджанского топлива по Южному газовому коридору полностью обеспечат его потребности.


Напомним, что в 2008 году швейцарский трейдер EGL подписал контракт на 25 лет с иранской NIGEC на ежегодную закупку 5,5 миллиарда кубометров газа. Поставки не начались из-за введенных в отношении Ирана санкций. В 2012 году обладателем 100 процентов акций EGL стал холдинг Axpo. Впоследствии Axpo получил пятипроцентную долю в проекте Трансадриатического газопровода (TAP), по которому ожидаются поставки азербайджанского газа в 2020 году.

По словам представителя Axpo Тобиаса Кистнера, компания в настоящее время не нуждается в иранском газе. "У Axpo есть контракт с консорциумом "Шах Дениз" для полного удовлетворения потребностей в газе, поэтому в настоящее время мы не нуждаемся в газе из Ирана. Axpo полностью рассчитывает на газ из Азербайджана в рамках TAP", - сказал Кистнер.

Но в перспективе Axpo открыта для всех вариантов поставок газа, отметил представитель компании.

Напомним, что в сентябре 2013 года консорциум по разработке газоконденсатного месторождения "Шах Дениз" в азербайджанском секторе Каспия подписал долгосрочные контракты (на 25 лет) по поставкам газа с девятью европейскими компаниями.


Контракты о покупке газа со второй стадии разработки месторождения "Шах Дениз" подписаны в Баку с компаниями Shell, Bulgargaz, DEPA, Gas Natural Fenosa, EON, Gaz de France, Hera, Enel и той самой Axpo.


Даже несмотря на кризисную экономическую ситуацию в мире и низкие цены на нефть, работы по формированию Южного газового коридора, который призван открыть азербайджанский газ с морского месторождения "Шах Дениз", идут активными темпами.


В частности, в рамках второй фазы разработки "Шах Дениз" ведутся бурение скважин, работы в рамках создания платформ и необходимой подводной инфраструктуры. Параллельно ведется расширение Южнокавказского газопровода, который соединяет Азербайджан и Турцию через территорию Грузии.
 

Кроме того, уже начаты работы по строительству Трансанатолийского газопровода (TANAP). Этот газопровод пройдет через всю территорию Турции от востока до запада и позволит обеспечивать транспортировку газа до границы с Европой. В Турцию азербайджанский газ попадет уже в 2018 году, а в Европу - в начале 2020 года.
Дальше газ пойдет по Трансадриатическому газопроводу (ТАР) через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее - в Западную Европу. Проект еще не вступил в фазу активного строительства, но согласно планам, строительство планируется начать уже в 2016 году. Итальянское правительство, несмотря на обеспокоенность общин в некоторых регионах страны, уже одобрило проект строительства ТАР, который является заключительным звеном ЮГК и должен обеспечить поставку газа в Европу с турецко-греческой границы. Также, Греция, Италия и Албания совместным заявлением продлили для ТАР статус исключения из некоторых правил Третьего энергетического пакета ЕС (который, в частности, предполагает разделение бизнеса продажи и транспортировки газа), включая освобождение от доступа третьих лиц.


Кстати, после того как решение вопроса иранской ядерной программы стало реальностью и открылись реальные перспективы отмены западных санкций, все с еще большей активностью заговорили о возможности поставок иранского газа в рамках ЮГК. Это может стать реальностью с подключением иранской стороны к TANAP, вплоть до покупки иранской стороной долевого участия.

Ранее посол Ирана в Азербайджане Мохсен Пакайин говорил, что по объему газовых запасов Иран занимает второе место в мире и поэтому может принять участие в масштабных газовых проектах региона. "Сейчас мы работаем над этим. Есть определенный порядок покупки акций TANAP. Конечно, мы будем предпринимать шаги, руководствуясь национальными интересами. Для участия в энергопроектах нам надо повысить добычу. Если она до 2018 года сохранится на прогнозируемом уровне, мы сможем участвовать в региональных проектах", - отметил Пакайин, говоря о возможностях приобретения иранской стороной доли в проекте.

Понятно, что после того, как иранский газ попадет в TANAP его можно будет транспортировать далее в Европу по Трансадриатическому трубопроводу.
 

По словам главы секретариата азербайджано-иранской межправительственной комиссии по сотрудничеству в торгово-экономической и гуманитарной сферах Мехди Мохташами, TAP может стать надежным маршрутом поставок иранского газа в Европу. Иран изучает различные маршруты поставок своего газа в другие страны и одним из таких маршрутов является TAP.
 

"Месяц назад глава компании SOCAR (Госнефтекомпании Азербайджана) Ровнаг Абдуллаев побывал в Тегеране, где провел плодотворные переговоры с министром нефти Ирана Бижаном Зангеном. Кроме того, заместитель министра нефти Ирана по международным вопросам Амирхоссейн Замани посетил Азербайджан. Были проведены очень хорошие обсуждения вопроса поставок иранского газа [в Европу] через Азербайджан. Иран располагает одними из самых больших в мире запасов газа, поэтому заинтересован в его экспорте", - отметил он, добавив, что в настоящее время Иран поставляет свой газ в Турцию.

Действительно, пуск ЮГК может открыть иранскому газу путь в Европу, которая очень заинтересована в альтернативных поставках "голубого топлива". Это становится все более реальным с развитием Южного газового коридора. Однако, несмотря на этот интерес к другим источникам, азербайджанский газ нужен Европе сам по себе. Азербайджанское топливо станет символом газовой свободы Европы. Символом с перспективой на будущее.
 

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь