Попытка Армении снова обмануть Китай провалилась - ПОДРОБНОСТИ
Выступая во вторник на конференции "Диалог азиатских цивилизаций" в Пекине, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что его страна выступает против разделительных линий, искусственных препятствий и закрытых границ.
"Мы против разделительных линий, искусственных препятствий и закрытых границ, которые в XXI веке считаются абсурдными, но наши соседи продолжают сохранять их, создавая вызовы для безопасности и экономические препятствия", - сказал Пашинян, мечтающий протащить свою страну в гигантские и сулящие крупные инвестиции китайские проекты.
Этим заявлением армянский премьер выразил всю свою горечь, потому что в эти проекты Армению не берут из-за тех самых закрытых границ, которые невозможно открыть одним лишь желанием Еревана. Для этого ему необходимо предпринять определенные действия, и Пашинян прекрасно знает, какие именно.
Ни для кого не секрет, что стать частью транспортных коридоров в рамках нового Шелкового пути без освобождения оккупированных территорий Азербайджана, Армении не удастся. Даже гипотетическое инвестирование Китая в железную дорогу Иран-Армения все равно не поможет встроить эту страну в грандиозный китайский маршрут.
Но в Армении продолжают себя обманывать беспочвенными надеждами. И полагают, что азиатскую супердержаву можно пронять нытьем и поисками мнимых исторических параллелей и искажением реальной ситуации в регионе. Обмануть Китай - пустая затея, и тому есть немало подтверждений из опыта самого же Еревана.
После того, как Никол Пашинян не был приглашен на состоявшийся в апреле в Пекине форум "Сотрудничество один пояс, один путь, построение общего светлого будущего" с участием 37 лидеров и 360 министров разных стран и представителей 90 международных организаций, в Армении пытались искать причину. Однако в многоголосии мнений никто не назвал самой главной и реальной причины - агрессорской политики, изолировавшей страну от всех благ интеграции. Но если в Армении пытаются обманывать сами себя, то потенциальные партнеры, а тем более такие, как Китай, не обманываются на сей счет. Думается, при разработке того или иного маршрута нового Шелкового пути. Его организаторы изучили все нюансы экономического и политического характера. Именно поэтому Азербайджан обсуждает в проекте экономические и финансовые компоненты, а Армению зовут в Пекин отметиться в диалоге цивилизаций.
Определенные примечательные моменты можно найти и в отчетах армянских СМИ о визите Никола Пашиняна в КНР. В Армении ожидали, что на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином премьер-министр постарается наверстать апрельское упущение и застолбит место страны в "Один пояс - один путь". Между тем, конкретные вопросы подключения Армении, судя по всему, не обсуждались.
Китайский лидер на встрече сказал о готовности Китая участвовать в строительстве автодороги "Север-Юг" и реализации других инфраструктурных проектов.
Заметим, что речь идет об автодороге, а не железной дороге Иран-Армения, которую армянская сторона старалась позиционировать, как "естественную" и "историческую" часть Шелкового пути. В 2015 году тогдашний президент Серж Саргсян пытался внушить китайцам, что без этой армянской дороги проект не состоится. "Надеюсь, что программа строительства южной железной дороги, проходящей по армянскому отрезку Шелкового пути наших дней, будет одним из проектов, призванных способствовать реализации указанной экономической идеи", - отмечал Саргсян в ожидании китайских инвестиций.
Через пару лет железная дорога в устах армянских официалов сменилась автомагистралью. За то время, пока Ереван тешил себя мечтами, всяческая необходимость в железной дороге Иран-Армения отпала, так как "Один пояс - один путь" получил Баку-Тбилиси-Джейхан.
Тем не менее, несмотря на периодически всплывающие разговоры о финансировании китайской стороной транзитной автомагистрали через Армению, инвестиций нет по сей день. А обратиться за китайскими кредитами Ереван не решился, понимая, что это не тот случай, когда деньги можно будет не возвращать, ссылаясь на стратегическое партнерство.
На встрече с КНР Цзиньпином, не дождавшись от китайского лидера приглашения в проект, Пашинян сам заявил о крайней заинтересованности в реализации совместных проектов с Китаем в рамках инициативы "Один пояс - один путь". Тут армянская сторона рассчитывает на реализацию совместных проектов в сферах автотранспорта, железнодорожных дорог и информационных инфраструктур.
Но как быть с теми самыми закрытыми границами, о которых с таким пафосом говорил Никол Пашинян участникам "Диалога азиатских цивилизаций"? Между Арменией и ее соседями нет препятствий, который можно было бы преодолеть без серьезных и трудных решений с армянской стороны. Ереван может выпросить у Китая инвестиции на любой свой проект, но этот проект будет действенен от границ Армении с Ираном до ее границ с Грузией, а не от берегов Персидского залива до черноморского побережья, как заверяет армянская сторона. Потому что существуют законы, нарушенные самой Арменией, и закрытые границы, ставшие таковыми по ее собственной вине.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре