Саргсяна ждет трудный турецкий экзамен. Опять завалит

Как известно, Армения не особо избалована членством в международных организациях. Еще меньше она избалована возможностями для активной деятельности в них. Касается это как политических, так и экономических объединений.

Одна из таких структур - Организация черноморского экономического сотрудничества, созданная более двадцати лет назад с участием 11 государств, в том числе Армении. Но за прошедшее время ей не удалось как-то зарекомендовать себя или использовать организацию в своих интересах. Хотя последнее временами Ереван и пытался делать, правда, без особого успеха. Например, армянская сторона лоббировала вывод основного маршрута кольцевой автодороги ОЧЭС к границе с Ираном и упор на так называемые "сухие порты", что означало бы приближение трассы к границам Армении и повышение ее значимости. Однако этот вариант не был принят во внимание. Во всяком случае в период своего председательства в организации в прошлом году Армении не удалось решить этот вопрос.

Но речь в данном случае пойдет о другом.

Эрдоган пригласил Путина в Стамбул

Эрдоган пригласил Путина в Стамбул

22 мая в Стамбуле пройдет саммит Организации черноморского экономического сотрудничества. На вчерашней встрече в Сочи президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригласил на саммит своего российского коллегу Владимира Путина.

Этот вопрос заметно взволновал армянскую сторону. Во-первых, в плане того, примет ли Путин приглашение. Напряженность между Москвой и Анкарой несет определенные выгоды Армении, поэтому там были бы рады, если бы российский лидер не появился на саммите. А, во-вторых, в соседней стране гадают, пригласят ли Сержа Саргсяна и, если пригласят, поедет ли он в Турцию. Это, как известно, вопрос для псевдопатриотических масс принципиальный.

Армения вроде как является членом ОЧЭС, поэтому ожидания вполне объяснимы.

Как напоминают в этой связи армянские СМИ, Саргсян сделал ряд жестких заявлений в адрес Эрдогана после полного замораживания футбольной дипломатии. Правда, Путин и Эрдоган тоже не жаловали друг друга, но это не помешало им восстановить отношения, сохранив лицо. А вот в армяно-турецких отношениях ничего не меняется, пишет Lragir.

Эльмар Мамедъяров сделал заявление по деятельности ОЧЭС - ПОДРОБНОСТИ

Эльмар Мамедъяров сделал заявление по деятельности ОЧЭС - ПОДРОБНОСТИ

Аналитик издания считает примечательным следующий факт. В июне 2016 года Саргсян направил Эрдогану телеграмму со словами соболезнования в связи с терактом в аэропорту Стамбула, хотя после теракта в марте 2016 года такую же телеграмму он не отправил, или об этом не было официального сообщения. А вот после теракта в октябре 2015 года телеграмма была. Проводя параллели с динамикой российско-турецких отношений, можно заметить, что когда эти отношения были на подъеме, Саргсян отправлял телеграммы с соболезнованиями, а когда они эскалировались - телеграмм не было, отмечает издание, добавляя, что такой "зигзаг" выглядит симптоматично, и это позволяет предполагать, что Серж Саргсян не прочь поехать в Турцию, вернее, сделать то, что одобрит Путин.

Отметим, что в этом вопросе для президента Армении имеется три варианта развития событий. Первый - он не получает приглашения. Второй - он получает приглашение, но не едет, так как не едет Путин. И третий - он получает приглашение и едет, хотя не едет Путин. Третий вариант хотя и выглядит самым фантастическим, но в Армении многие хотели бы видеть реализацию именно его. Не потому, что кто-то в Ереване смягчился к Турции, а потому что это показало бы независимость армянской политики от Москвы. Армянские аналитики не сомневаются, что Саргсян даже против своей воли поскачет в Стамбул, стоит "старшему брату" только моргнуть. А вот хватит ли у него смелости и ума сделать это, не дожидаясь окрика из Москвы? Вот в чем вопрос.

Москва не дала Саргсяну сбежать со встречи в Вене

Москва не дала Саргсяну сбежать со встречи в Вене

Скорее всего, президент Армении получит приглашение на саммит. И, скорее всего, поедет. Отказ от участия будет выглядеть как минимум странно и выставит армянского лидера в еще более неприглядном свете. Не тот у него масштаб, чтобы демонстративно отказываться от подобных мероприятий. Вот президент Турции может выбирать, ехать или не ехать в Армению - у этих стран и их лидеров совершенно несопоставимые весовые категории. А Саргсяну следует хвататься за любую возможность доказать, что он и его страна что-то собой представляют безотносительно Москвы.

С другой стороны, рассуждают в армянских экспертных кругах, Турция - как бы враг Армении, упорствующий в признании "геноцида". Не будет ли правильным демонстративно не поехать в Стамбул? Тем более, что как ОЧЭС может обойтись без Армении, так и Армения способна прожить без ОЧЭС. Зато честь, в некотором смысле этого слова, будет спасена.

Но тут хотелось бы заметить, что о чести, когда речь заходит о внешней политике Армении, говорить несколько неуместно. Особенно когда речь заходит об армяно-турецких отношениях и участии в этом Москвы. В первую очередь приходит на память инцидент, о котором в Ереване наверняка хотели бы забыть. Тот самый скандал, когда во время подписания пресловутых цюрихских соглашений глава МИД Эдвард Налбандян с грохотом уронил эту самую честь Армении. Дело было в 2009 году. Давно. А все равно все помнят и до сих пор цитируют записку Сергея Лаврова "Эдвард, подписывай без предусловий"...

Помидорный скандал в Армении разгорается с новой силой

Помидорный скандал в Армении разгорается с новой силой

По большому счету, будет присутствовать Серж Саргсян на саммите ОЧЭС в Стамбуле или нет, ни Турция, ни Организация разницы не почувствуют. Это нужно, прежде всего, самому Саргсяну. Но, как политику подневольному, ему все равно придется ждать руководящих указаний.

А потому вопрос 22 мая для него пока что сродни истории с турецкими помидорами. Дело в том, что Россия отменила все санкции на торговлю с Турцией, оставив в силе только запрет на помидоры. И Армения сегодня не жалеет живота своего, борясь с этим "красным врагом" российских рынков на своей территории.

С армянской политикой все еще хуже, чем с помидорами.

Зульфугар Ибрагимов