Окно в Иран может закрыться для Армении навсегда

Несостоявшееся сотрудничество с Ираном является для Армении очень болезненной темой. Там действительно рассчитывали, что единственная "дорога жизни", ставшая таковой в результате агрессии Армении против Азербайджана, превратится для армянской стороны в золотую жилу, из которой местная экономика будет черпать и черпать.

Но миражи имеют обыкновение рассеиваться.  

Пять лет назад, в ноябре 2012 года, на пограничной с Ираном реке Аракс состоялась закладка фундамента Мегринской ГЭС. На помпезной церемонии присутствовал сам президент Серж Саргсян и планировалось, что через пять лет, то есть как раз в ближайший месяц, электростанция должна заработать и стать символом наконец-то реализовавшегося армяно-иранского сотрудничества.

Прошел намеченный срок, но строительство станции пока что ограничилось тем самым символическим камнем, заложенным при участии Саргсяна. За эти годы о Мегринской ГЭС постарались забыть, и если бы настырные журналисты и оппозиция временами о проекте не напоминали, режим мог бы совершенно спокойно сделать вид, что никакого проекта не существует вообще.

Саргсян полностью проигрывает Азербайджану борьбу за иранский бизнес - ПОДРОБНОСТИ

Саргсян полностью проигрывает Азербайджану борьбу за иранский бизнес - ПОДРОБНОСТИ

На днях на заседании парламента оппозиционный депутат Никол Пашинян задал вопрос о злополучном проекте заместителю председателя Комитета по государственным доходам Вахтангу Мирумяну. Как обстоят дела? - поинтересовался оппозиционер. "Было объявлено, что ГЭС должна быть построена в течение 5 лет. Я не вижу никакой информации в связи с этим, а это означает, что такая гидроэлектростанция не строится и не будет построена", - заявил Пашинян.

Мирумян не придумал ничего лучше, чем признаться, что не располагает информацией о ходе строительства. На что Пашинян с сарказмом заметил, что он не единственный, у кого нет информации об этом, так как такая информация просто не существует в природе. Этот же вопрос Пашинян задал секретарю фракции РПА Гагику Меликяну, - может быть, тот располагает такой информацией, поскольку лидер их партии находился при закладке фундамента. Меликян ответил, что проектно-сметные работы выполнены, ведутся переговоры о строительстве. Вопрос - чем же занимались стороны, если проектно-сметные работы ведутся только сегодня, когда станция уже должна была быть пущена в эксплуатацию?

Позже в своем выступлении Никол Пашинян указал, что таким манером были провалены многие проекты между Арменией и Ираном. Например, никто больше не упоминает о железной дороге Иран-Армения, хотя каждый день в течение 10 лет били во все барабаны. Власти помалкивают о создании совместного нефтеперерабатывающего предприятия, что также планировалось. "Мы много говорим о совместных воротах с Ираном, но "через пару месяцев ворота станут дверью, потом окном, потом окно превратится в форточку, и затем захлопнут и ее", - цитирует "Аравот".

Насчет форточки Пашинян почти угадал.

Армения опозорилась - международный проект оказался Саргсяну не по зубам - ПОДРОБНОСТИ

Армения опозорилась - международный проект оказался Саргсяну не по зубам - ПОДРОБНОСТИ

Строительство Мегринской ГЭС затягивается по причине понижения уровня воды в реке Аракс, пояснял год назад замминистра энергетики и природных ресурсов Армении Арег Галстян. По его словам, проект строительства Мегринской ГЭС пересматривается с точки зрения уменьшения ее мощности до 100 МВт, также будет уменьшен диаметр тоннеля.

Замминистра также напомнил, что Мегринская ГЭС будет построена исключительно за счет иранских инвестиций. Хотя в напоминании не было необходимости, так как все без исключения проекты строятся на финансировании со стороны зарубежных партнеров Армении.

Согласно первоначальному проекту, мощность электростанции должна была составить 130 МВт, производительность - около 800 млн. кВт/ч электроэнергии в год, а длина тоннеля - 18 200 метров. Предполагалось, что первые 15 лет после сдачи станция будет эксплуатироваться Ираном, а потом перейдет к Армении. Учитывая нынешнюю ситуацию с проектом, перспектива получения дивидендов с новой станции для Армении отодвигается вообще в туманное далеко.

Мегринская ГЭС - это очередной удар. А недавно стало известно, что вряд ли осуществится еще один шумный проект - строительство трассы "Север-Юг" из Ирана к Черному морю через Армению. Выяснилось, что за 4 года реализации построен крошечный участок в 30 км, при этом истрачено 150 миллионов долларов, а сам проект дорожает день ото дня. В целом магистраль должна составить 556 км. Вот и считайте. В Армении, например, уже подсчитали и поняли, что иранские грузы через их страну не пойдут.

В Армении лихорадочно ищут средство против формата Баку-Тбилиси-Анкара - ПОДРОБНОСТИ

В Армении лихорадочно ищут средство против формата Баку-Тбилиси-Анкара - ПОДРОБНОСТИ

Еще хуже обстоят дела с железной дорогой из Ирана. В том, что проект будет реализован в короткие сроки и волшебно обогатит Армению, говорил еще в 2008 году президент Серж Саргсян. Планировалось, что за все заплатит Иран, но иранская сторона культурно и дипломатично отказалась от такой "чести", дав понять, что профинансирует только свою часть дороги. Примерная стоимость армянского участка протяженностью 250 км оценивается в 3,2 миллиарда долларов. Так что железная дорога Иран-Армения приказала долго жить уже на стадии зачатия.

Картина достаточно ясная и дальнейшей прорисовки не требует.

В заключение напомним слова президента Саргсяна, который в интервью ИРНА назвал "основанные на вековой дружбе отношения и взаимовыгодное сотрудничество между Арменией и Ираном образцовыми".

Возможно, они и могут послужить образцом. Но вот образцом чего? - вот в чем вопрос. Уж точно не сотрудничества и взаимовыгодного партнерства.

Зульфугар Ибрагимов