Рушана Гусейнова: «Я умру вдовой Эльмара Гусейнова»
Рушана-ханум, недавно по случаю Дня азербайджанской журналистики, ряд СМИ Азербайджана получил денежную помощь, а ряд журналистов получили ордена "Терегги" и звания "Заслуженный журналист". Не удивило ли Вас то, что главного редактора "Монитора" Эльмара Гусейнова, пусть даже и посмертно, не было в этом списке награжденных?

Я была рада тому обстоятельству, что власти не запятнали память об Эльмаре, посмертно вручив ему какую-либо награду. Это было бы с ее стороны верхом кощунства. Ведь, именно эта власть на протяжении долгих восьми лет подавала на Эльмара в суды, сажала его за решетку, ежеминутно подвергала его жизнь опасности и наконец - убила его. А если, и желает уважаемый президент выполнить свой моральный, и кстати конституционный, а также политический долг пред памятью Эльмара, его родными и наконец азербайджанским обществом, то пусть обеспечит необходимые условия для наказания убийц и заказчиков, имена которых, как мне кажется, ему известны.

То есть, если Вашей газете "Бакинские ведомости" были бы вручены 10 миллионов манатов, которые президент Азербайджана Ильхам Алиев вручил целому ряду СМИ, Вы бы отказались?

Конечно, в этом вопросе не может быть и места для двух мнений.

Как на Ваш взгляд отразилось убийство Эльмара Гусейнова на свободе слова в Азербайджане?

И в этом вопросе не может существовать двух мнений. Сейчас на дворе не середина 90-ых годов прошлого века. Тогда Эльмар был единственным журналистом открыто говорившим обо всех недостатках и природной порочности этой власти. Убийством Эльмара власти хотели запугать журналистов, продемонстрировать им, что расправа над инакомыслящими в Азербайджане - в их руках. Но власти позабыли об эффекте бумеранга. Ныне они пожинают плоды собственной  близорукости. Ведь, после убийства Эльмара многие журналисты в Азербайджане стали писать более жестко и радикально. У многих журналистов просто ушло на нет чувство страха за написанные материалы. И в этом - я вижу одну из основных заслуг Эльмара Гусейнова. Заслуг, истинное значение которых, к сожалению, сумеют оценить лишь наши потомки.

Как вы оцениваете то, что после убийства Эльмара и закрытия журнала "Монитор" коллектив журнала разделился и создал уже три издания?

Начну с того, что закрытие "Монитора" в случае его смерти, было одним из завещаний Эльмара, который прекрасно понимал, на что способны те, против кого он направлял огонь своей критики. Что касается того, что бывшие "мониторовцы" ныне выпускают три издания - то может это и к лучшему. Теперь втрое большее количество людей будут иметь возможность знать о том, что на самом деле творится в стране. А это в трое увеличит шансы на то, что демократические преобразования в стране произойдут. Пользуясь случаем, хочу пожелать своим коллегам успехов на этом поприще.

Как Вы думаете, будет ли когда либо раскрыто убийство Эльмара Гусейнова?

Возможно. Но, вряд ли при существующем режиме. Ведь, убийство Эльмара - дело рук самих властей. Кто из них конкретно мы сказать не можем потому, что идет следствие. Но в то, что в его ходе будут найдены заказчики убийства Эльмара - я сомневаюсь. Куда больше надежд на раскрытие убийства Эльмара, я связываю с тем, что власть в Азербайджане поменяется. Достаточно вспомнить пример Украины, где был зверски убит журналист Георгий Гонгадзе. Это убийство оставалось долгое время нераскрытым. Но как только на Украине сменилась власть - дело сдвинулось с мертвой точки. Я говорила с женой убитого журналиста Мирославой Гонгадзе. Она заявила мне, что хоть до сих пор и не вышли на истинных заказчиков убийства ее супруга, надежды на то, что они будут найдены стало намного больше и следствие работает над этим. Мне кажется, что так же будет обстоять дело и с расследованием убийства Эльмара.

Именно поэтому вы ходите на митинги оппозиции? Кстати, почему  свой выбор вы остановили на блоке "Азадлыг"?

Еще до гибели моего супруга в качестве желающего перемен и демократизации гражданина, в ипостаси простого избирателя, требующего создания условий для подлинно свободных выборов, я принимала участие в нескольких протестных акциях оппозиции. Так, что это проистекает из моего мировоззрения. Есть и другая причина. Я хожу на митинги оппозиции потому, что одним из пунктов их резолюций на данных мероприятиях является требование скорейшего расследования убийства Эльмара. Кстати, я хожу не только на митинги блока "Азадлыг". Недавно состоялся митинг блока Национальное Единство, лидером которого является глубоко мною уважаемая Лала Шовкет. Она пригласила меня на митинг и я пошла на него. Более того, я буду участвовать во всех митингах, на которых будет подниматься вопрос скорейшего раскрытия убийства Эльмара.

Помимо блока "Азадлыг" есть еще и блок "YeS" одним из учредителей которого является Эльдар Намазов, который в свое время в подконтрольной ему газете "Панорама" критиковал Эльмара Гусейнова. Согласитесь ли Вы  участвовать в митинге этого блока, если Вас пригласят на их митинг?

Я хорошо помню, что одной из первых статей против Эльмара была именно статья Э.Намазова в "Панораме". Но как я понимаю, позже Э.Намазов поменял свое мнение об Эльмаре и Эльдар-муаллим позже даже печатался в "Мониторе". Исходя из этого и при условии, что на митинге блока "YeS" будет звучать требование найти заказчиков и исполнителей убийства Эльмара, я приму приглашение участвовать в митинге этого блока. Этот редкий случай в подобно рода коллизиях, когда к месту пословица "кто старое помянет, тому глаз вон".

Но если завтра правящая партия "Йени Азербайджан", следуя лозунгу, который гласит: "если с явлением не удается бороться - его нужно возглавить", сама устроит митинг и выдвинет лозунг о необходимости скорейшего расследования убийства Эльмара Гусейнова, пойдете ли Вы на их митинг?

Нет конечно. Я не пойду не на какие контакты с этой властью, пока она исчерпывающим образом не докажет свою непричастность к убийству Эльмара, или не накажет того, кто совершил это злодеяние. И потом в правящей партии, во всяком случае, в ее верхушке нет доктринеров, способных принимать такие нестандартные решения.

А были ли попытки со стороны властей как-то договорится с Вами?

Нет. Дело в том, что с самой первой секунды после убийства Эльмара стала ясна моя позиция по этому вопросу. И эту позицию увидели и власти Азербайджана. Этой позиции я буду придерживаться до конца. Я хочу увидеть на скамье подсудимых заказчиков и убийц Эльмара. В этом цель моей жизни.

Но ходят слухи, что Вы собираетесь уехать из Азербайджана. Это правда?

Эти разговоры не имеют под собой никакого основания. Как видите, спустя 5 месяцев после  убийства Эльмара - я в Азербайджане. И у меня нет планов покидать Азербайджан.

А как насчет личной жизни? Планируете ли второй раз выйти замуж?

Я впервые слышу подобный вопрос. Конечно же - не собираюсь. Я умру вдовой Эльмара Гусейнова.

Илья Файнзильберг
Day.Az